Анализ произведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:48, контрольная работа

Описание работы

В своем произведении М.Горький повествует нам о жизни людей, опустившихся на «дно жизни». В центре повествования находится обыкновенная ночлежка для малоимущих. Здесь обитают самые разные люди, с разными профессиями, характерами, но все они принадлежат к низшей касте - люди, у которых нет будущего. Но жизнь их меняется, когда в ночлежке появляется старец Лука.

Работа содержит 1 файл

Анализ эпического произведения.docx

— 20.33 Кб (Скачать)

Пьеса «На дне» была написана М.Горьким в конце 1901- начале 1902 года.

В своем произведении М.Горький повествует нам о жизни  людей, опустившихся на «дно жизни». В  центре повествования находится  обыкновенная ночлежка для  малоимущих. Здесь обитают самые разные люди, с разными профессиями, характерами, но все они принадлежат к низшей касте - люди, у которых нет будущего. Но жизнь их меняется, когда в ночлежке появляется старец Лука.

Примечательно, что в первой редакции пьесы, главный  героем был лакей из богатого дома, который тешился воспоминаниями о прежней беззаботной жизни  и больше всего на свете берег  воротник от фрачной рубашки - единственное напоминание о прошлом. Тесная ночлежка была отравлена ненавистью, ее обитатели  вечно ругались между собой. В  заключительном акте  первого варианта пьесы описывался приход весны и  изменения в жизни ночлежников.

Но менялся  не только сюжет пьесы, название тоже трансформировалось. Произведение носило названия: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно».  В 1902 году пьеса была напечатана в Мюнхене под заглавием «На дне жизни». Но по совету В.И. Немировича-Данченко М. Горький сокращает название. Итак, в 1903 году пьеса с заглавием «На дне» впервые напечатана  в Петербурге.

В названии «дно»  подразумевает под собой несколько  понятий. Это не только низший пласт  в социальной иерархии, но и нравственное «дно»- обитель пороков.

В пьесе «На  дне» Горький указывает на несправедливость общественного строя. Он показывает, что и у жителей ночлежки есть душа, что они тоже люди. Возможно, возникновение этой пьесы было связано с биографией автора- Горький не понаслышке знал, что такое прозябание в нищете.

Прототипами босяков, прозябающих на социальном «дне», послужили реальные люди. К.С. Станиславский, игравший в первых постановках Сатина, рассказывал о прототипе своей роли так: «…босяк, с которого он (М.Горький) писал эту роль, пострадал из-за самоотверженной любви к сестре. Она была замужем за почтовым чиновником. Последний растратил казенные деньги. Ему грозила Сибирь. Сатин достал деньги и тем спас мужа сестры, а тот нагло предал его, уверив, что Сатин не чист на руку. Случайно подслушав клевету, в порыве бешенства, Сатин ударил предателя бутылкой по голове, убил его и был присужден к ссылке. Сестра его умерла. Потом каторжанин вернулся из ссылки и занимался тем, что ходил с распахнутой голой грудью по Нижнему Новгороду с протянутой рукой и на французском языке просил милостыню у дам…»

В произведении на первый план выходят обитатели  социальных низов. В пьесе нет главных и второстепенных героев – здесь каждый образ главный, у каждого своя история «падения». В Костылевской ночлежке проживают представители разных слоев общества: мещане, рабочие, крестьяне, актер, дворянин- все они по разным причинам оказались на «дне» жизни.

Васька Пепел- вор, любовник Василисы. Но, не смотря на образ жизни, который ведет этот герой, он не потерян, у него есть желание стать честным человеком. Пепел считает, что его любовь к Наталье, способна изменить его жизнь.

Актер -  никто  не знает его имени и фамилии, да и сам он их забыл, поэтому в  пьесе употребляется прозвище. Беспробудный пьяница. В прошлом играл третьего могильщика в «Гамлете».

Барон - обнищавший дворянин. Герой никак не может смириться со своим бедственным положением,  Бубнов говорит о нем:«и теперь – нет-нет да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё».

Бубнов –  картузник. Человек, скептически относящийся к жизни: он понимает, что ничего в жизни ночлежников не изменится.

Клещ -  слесарь. Он практически не участвует в диалоге героев,  герой всегда занят работой. Его жена, Анна, умирает, и читатель может только подивиться циничности Клеща: он ждет смерти жены, которая доставляет ему слишком много хлопот.

Настасья - падшая девушка, мечтающая о настоящем  чувстве. Вымышленная любовь героини  помогает ей выживать в нелегких условиях.

 Квашня- торговка  пельменями. Она - «мать семейства». Тяжелые условия жизни сделали ее сильной женщиной, но не лишили человечности.    

 Анна- жена Клеща, находится при смерти. Ее можно назвать образцом терпимости: Анна безропотно переносит оскорбления и побои от мужа.

Наталья- сестра Василисы. В доме у сестры она терпит унижения. По натуре Наталья добрый человек, способный на сострадание.

Василиса- жена хозяина ночлежки. Женщина злая и  жадная. Готова на все ради денег: она  готова переступить через мужа и  сестру ради наживы.

Интересно то, что  некоторые герои имеют имена (Анна, Настасья, Наталья и др.), у некоторых  остались лишь фамилии (Бубнов, Клещ), а  у иных - лишь прозвища (Квашня, Актер, Татарин, Барон). Не случайно автор устами Актера изрекает: «Без имени - нет человека…»

Все обитатели  ночлежки связаны одним - у них  нет будущего, им не к чему стремиться.

По своему жанрово-видовому своеобразию пьеса М. Горького «На  дне» - социально- философская драма.

Произведение  состоит из четырех действий. Сюжет произведения многолинейный - здесь имеет место быть  любовный и социальный конфликты. Социальный конфликт делится на частный (драма каждого героя пьесы) и общий (конфликт между властью и нищими).

Любовный конфликт становится гранью социального. Он показывает, что невыносимые условия жизни калечат человека, даже любовь не в состоянии спасти его, а лишь ведет к трагедии, убийству, тюрьме.

 Пьесу можно условно разделить на две части: первая часть повествует о жизни обитателей ночлежки, вторая, философская, – о противостоянии двух «правд» - Луки и Сатина.

Лука вселяет в ночлежников надежду. В каждом из героев старец видит человека, к каждому находит подход. Лука бескорыстно пытается помочь людям, пробудить в них лучшие стороны человеческой натуры. Он показывает реальные пути достижения другой, лучшей жизни. Старец утешает умирающую Анну, Ваське он рассказывает о том, что можно уехать в Сибирь и начать там новую счастливую жизнь,  Актеру - о замечательной клинике, в которой излечивают алкоголиков. Но «правда-мечта» не имеет действенного эффекта.

Автор имеет  двоякое отношение к утешительной лжи Луки. С одной стороны Горький  считает, что нельзя лишать человека мечты (это доказывает притча о праведной  земле). Однако ложная надежда может  привести к трагическим последствиям: смерть Актера имеет символическое  значение  разрушения иллюзий. Он как существо эмоционально нестабильное не смог вынести жесткой правды: жизнь людей, опустившихся на «дно», не измениться, им не выбраться из трясины, в которую их затянули жизненные обстоятельства.

У Сатина своя правда, но она не противостоит утешительной лжи Луки, напротив проповедь Луки дала импульс для выражения жизненной  позиции героя. Хотя он считает, что  «ложь  -  религия  рабов  и

хозяев...», герой  не отрицает необходимости лжи для  людей «слабых душою». Заключительный монолог Сатина пронизан гуманистическим пафосом. Правда Сатина- в человеке. Жизненная позиция Горького звучит в словах героя: человек должен сам строить свою судьбу. 

Я считаю, что  существует еще одна точка зрения на «правду»- это отношение Бубнова. Он считает, что бороться с обстоятельствами бесполезно – нужно принять правду как есть, не приукрашая ее. Его «правда» противопоставляется утешительной лжи Луки. Но это не значит, что он поддерживает гуманистические идеи Сатина в его монологе о Человеке. Бубнов ясно осознает, что обитателям ночлежки не выбраться из омута бедности, они бессильны перед обстоятельствами.

«Правда-мечта» и «правда-истина» враждебны между  собой. Герои Горького отражают противоречивость натуры самого автора.

Произведение  написано темными красками, что не удивительно- яркие цвета не смогли бы изобразить ту безнадежную ситуацию, в которой оказались жители ночлежки.

Информация о работе Анализ произведения