Анализ произведения Н.В.Гоголz "Тарас Бульба"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:35, реферат

Описание работы

Прочитав произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», мне захотелось получить более насыщенную и полную информацию о Запорожских казаках связанную с их жизнью, бытом и культурой. Меня заинтересовало, какими они были в быту, побольше узнать о их обычаях, традициях и культурном наследии. Сравнить и поделиться своими выводами, касаемо «смелых защитников».
Украинское казачество зародилось в южных украинских степях в 14 в., во времена литовско-польского господства, и играло видную роль в истории украинского народа на протяжении 250 лет. Слово «казак» в переводе с тюркского означает «сторожевой», в народе стало означать «рыцарь», «смелый защитник».

Работа содержит 1 файл

Прочитав произведение Н.doc

— 1.40 Мб (Скачать)

Прочитав произведение Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», мне захотелось получить более насыщенную и полную информацию о Запорожских казаках связанную с их жизнью, бытом и культурой. Меня заинтересовало, какими они были в быту, побольше узнать о их обычаях, традициях и культурном наследии. Сравнить и поделиться своими выводами, касаемо «смелых защитников».

Украинское казачество зародилось в южных украинских степях в 14 в., во времена литовско-польского господства, и играло видную роль в истории  украинского народа на протяжении 250 лет. Слово «казак» в переводе с тюркского означает «сторожевой», в народе стало означать «рыцарь», «смелый защитник».

 

В первую очередь мне  хотелось бы рассказать о традициях, нравах и обычаях казаков, соблюдение которых являлось наиважнейшим в жизни запорожцев. Казак не мог считать себя казаком, если не знал и не  соблюдал традиции и обычаи казаков. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины.          Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой  о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед  родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.        

 Крестная мать помогала родителям  готовить к будущей замужней  жизни девочку-казачку, приучала  ее к домашнему хозяйству, рукоделию,  бережливости, труду.        

 На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.        

 Авторитет отца с  матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Не почитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением. Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни. Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при  появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы  - снять шапку и поклониться). Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.  Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

 

 

 

 

 

 

         Любили  казаки застолье, общение, любили  и выпить, но не напиться, а  попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться.  Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины – по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход оружие. Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.

 

Среди казаков были знатоки разных ремесел, необходимых человеку плотники для строительства жилья и лодок, тележники, кузнецы, оружейники, кожемяки, сапожники, портные и прочие. Они хорошо изготовляли селитры, которой очень много на этих землях, и делали из нее замечательный пушечный порох. Все они хорошо обрабатывали землю, сеяли, жали, готовили всяческие кушанья, варили пиво, хмельной мед, браги и т.п. Не было среди них ни одного, независимо от возраста или положения кто бы не хотел превзойти своего товарища в умении пить и гулять. Вообще, следует признать, что все они знали толк в многих ремеслах, хотя одни лучше в какой-то специальности, чем другие случались и те, которые имели более обширные знания чем масса. Хотелось бы уделить особое внимание оружию казаков, ведь существовало множество обрядов связанных именно с оружием самих казаков. В культуре украинского народа сохранилось много обрядов, которые связанны с саблей или мечом. Например, стоит вспомнить о свадебном мече - когда староста во время праздника несёт «меч», старую саблю, вонзённую в хлеб, перевязанную ветками калины, цветами; к мечу привязывают зажжённую свечу. Когда молодые выходят после венчания из храма, они проходят под скрещёнными казацкими саблями. Когда в семье казака рождался сын, отец символично дарил ему меч, говоря при этом «Не оставляю тебе в наследство ничего, кроме того, что добудешь этим мечём».

Присягой на мечах  в древние времена скреплялись  военные, политические договора. Известен случай, когда на украинские земли пришли хазары, пытаясь её завоевать. После того, как они потребовали от местного населения уплаты дани, те им выслали мечи, которые считались символом свободы и независимости.

 

Часто саблю использовали для проведения специального обряда, целью которого было прекращение кровной мести. Виновник становился на колени перед потерпевшим, прося у него при этом прощения. Потерпевший размахивал над головой виновника саблей, исполняя опасные для его жизни движения, одновременно говоря, что он простил обидчика. Популярным оружием в казацком арсенале были также пушки, пистолеты, мушкеты, ружья, кинжалы, ножи, панцери.

Казацкие ружья бывали самых разных видов: у большинства  из них был характерный длинный  ствол, оправленный серебром. Пистолет, имеющий меньший размер, запорожские казаки называли пистолем. У каждого казака было четыре пистолета, два из которых он носил за поясом, другие два - в кожаных чехлах.

Ружьями, пистолетами  и саблями казаки любили шиковать и потому обращали на них большое  внимание, украшая дорогой оправой и всегда старались содержать их в чистоте. Рассказ о казацком оружии был бы не полным, если не вспомнить о чесноках (рогулях). Данный вид оружия напоминал по виду куриную лапу с четырьмя металлическими когтями. Чесноки использовали для того, чтобы поразить вражеского коня.

Оружием казаки владели  с мастерством, достойным восхищения. В летописях тех времён говориться о том, что самому лучшему европейскому гусару трудно было бы с ним сравниться.

 

 

 

 

По оружию, которое имелось у казака, и по хозяйственной деятельности можно было определить и его стан. Конечно же с появлением хозяйственной деятельности появляются неравности среди казаков. Зажиточные казаки, которые крепко осели в своих зимовках и на промыслах, широко использовали работу беглецов, которые искали у казаков спасения, тем самым пополняли бедноты. О бедности запорожской голоты говорят также многочисленные народные поговорки и пословицы, например Казак - душа правдивая - рубашки нет, Сидит казак на стерни да и штаны латает, стерня его в спину колет, а он штаны латает, и прочие. Тем не менее, во время успешного похода на его судьбу выпадала разная добыча, статистически казачество считало лучшим занятием для себя хозяйственную деятельность и стало нанимать бедняков вместо себя в военные походы. Зажиточные казаки облачались в дорогие жупаны с красного и синего сукна, что застегивались к подбородку, в кунтуши с открытыми рукавами, украшенные золотыми или серебряными пуговицами, в широкие шаровары красного или синего цвета. Жупан подпоясывался длинным шелковым поясом, который несколько раз обматывался вокруг пояса.

На голове носили суконную шапку с длинным вислым верхом с кистью на конце, обшитым дорогим  мехом, или барашковую шапку, суконный верх, который был украшен золотым или серебряным позументом. Обувались казаки в красные сапянци, часто подбитые серебряными подковами. Все казаки за обычаем, брили бороду и голову, оставляя длинные вислые усы и чуб, который спускался из маковки головы на левую сторону и часто наматывался на ухо.

Непременным атрибутом  запорожца была трубка. Трубку курить – это самое первое дело было у запорожцев, трубка у них – первейшая подруга. Кроме того, что каждый казак имел себе трубку, а то еще и в каждом курене была одна трубка на все общество – большая, украшенная бляхами, ожерельем, выбитая гвоздями.

 Чубук.

 

 Кроме календарных праздников (Рождество, Новый Год, Пасха и т.п.), которые бытовали на всей Украине, у запорожцев отмечались праздники, инициированные определенными событиями. В особенности большие торжества и гуляния происходили при возвращении запорожцев из удачных воинских походов. Во время этих празднований, которые сопровождались прогулками сечевыми улицами, рассказами про воинские достижения, стрельбой из огнестрельного оружия, казаки неустанно танцевали, демонстрируя разные танцевальные приемы. Играли казаки на различных инструментах: на ваганах, на басах, на цимбалах, на свирелях, на свистунах, на кобзах. Вообще, танцевальная составная часть казацкой игровой культуры была существенной и присутствовала в повседневном быте. Собираясь небольшими группами во время досуга, под аккомпанемент различных музыкальных инструментов, среди которых выделялась кобза, казаки много танцевали, перенимая один у другого танцевальные традиции, и создавали казацкие танцы, которые существенно повлияли на танцевальное искусство Украины.

 

               

Цимбала.                                                               Свирель.

 

Кобза.

 

Жизнь запорожского казачества не всегда была праздником и весельем. В основном это были трудовые будни, когда приходилось задумываться о хлебе насущном, а зачастую и ратные дни, когда казаки защищали свою свободу и родную, запорожскую землю. Не последнюю роль в поведении запорожцев играла и особая философия оценки жизни и смерти, которую они высказывали одной фразой: “Смерти не надо бояться, так как от нее все равно не убережешься”.

Наверное, именно поэтому казачество было да и остается для Украины святыней, синонимом свободы, человеческого и национального достоинства. В тягчайшие времена наш народ верил в свое освобождение, в возрождение казацкой республики, а при первой возможности стремился воплотить свою мечту в жизнь, доказывая, что казацкому роду нет перевода.


Информация о работе Анализ произведения Н.В.Гоголz "Тарас Бульба"