Антоний Погорельский

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:31, реферат

Описание работы

Писатель Антоний Погорельский современному широкому читателю, пожалуй, едва знаком. Жизненная судьба Алексея Алексеевича Перовского - таково его настоящее имя - по скудости сохранившихся сведений известна нам лишь в самых общих очертаниях: человек блестящий и всесторонне образованный, напоминавший прекрасным своим обликом и лёгкой хромотой Байрона, влиятельный сановник, друг Пушкина, Вяземского, Жуковского...

Работа содержит 1 файл

Писатель Антоний Погорельский современному широкому читателю.docx

— 166.81 Кб (Скачать)

б) прогулка по двору

в) сон

3. Что пришлось  отдать кухарке за спасение  курицы?

а) серебряные монеты

б) драгоценный  камень

в) золотая монета

4. Кем была  курица Чернушка в Подземном  городе?

а) король

б) министр

в) конюх

5. Что получил  Алёша в подарок от короля?

а) редкая книга

б) конопляное семечко

в) монеты

6. Сколько раз  курица Чернушка приходила ночью  к Алёше?

а) два раза

б) четыре раза

в) шесть раз

Взаимопроверка.

7. Аналитическая беседа.

  • Обратимся к нашему кластеру. Мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными, бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…» Почему? (ответы детей)

По – вашему, это волшебная сказка.

  • Читаем начало, сохраняя сказочный, старинный стиль: «Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона….»

Санкт-Петербург, Васильевский остров, пансион. Что же тут сказочного?

Пояснить: Санкт-Петербург. Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. День, когда приступили к сооружению бастионов новой крепости, — 13 (27) мая 1703 года — принято считать днем основания Петербурга, хотя первые значительные сооружения появились только спустя три-четыре года. Поэтому по решению правительства России основание Санкт-Петербурга отмечается в 2003 году.

Васильевский  остров, самый большой  остров (1050 га) в дельте Невы, исторический район Санкт-Петербурга.

Линия - название каждой стороны  улицы на Васильевском острове.

Пансион (франц. pension, от лат. pensio —  платеж). В Российской империи и некоторых  зарубежных странах  закрытое учебное  заведение с общежитием и полным содержанием  учащихся.)

  • Читаем описание старого Петербурга. (Показать иллюстрации города). Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной сказке? Если нет, то почему?
  • Почему же, несмотря ни на что, мы называем сказку Погорельского волшебной?

Кто главный  герой сказки?

Кто такой Алёша?

Рассказ о главном герое  сказки (индивидуальное задание).

Сделайте  вывод, какой Алеша в начале сказки? Почему с ним дружат другие ребята?

  • Составьте синквейн «Алеша» ( до знакомства с Чернушкой – министром)

8. Работа в группах.

Каждая группа выполняет задания письменно. Ответ  представляет в виде связного высказывания.

1 группа. Алёша в  Подземном городе.

1) Почему Алёша  не смог пройти за Чернушкой  в подземное царство в первую  ночь?

2) Что увидел  Алёша в подземном царстве? (Найти  описание в сказке)

3) Какое желание  Алёши исполнил король подземных  жителей?

4) Путь Алёши  в подземное царство. Восстановить  маршрут: передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красным  хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские  куколки, переходы и коридоры

2 группа. Алёша и  Чернушка.

1) О чём попросила  Чёрная курица Алёшу, когда  тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

2) Спасение Чернушки.

3) Нарушил ли  Алёша условие, поставленное Чернушкой  в начале сказки? Как это произошло?

4) Почему из-за  предательства Алёши пострадал  именно министр?

3 группа. Жизнь Алёши  после подарка  короля.

1) Как чувствует  себя Алёша первое время после  подарка короля?

2) Как ведёт  себя Алёша в последующие дни?

3) Что произошло,  когда Алёша потерял конопляное  семечко?

4 группа. Характер  Алёши.

1) Найдите в  тексте сказки, что автор пишет  о характере Алеши

2) Меняется ли  характер Алёши?

  • Обобщение. Выступление представителя каждой группы.
  1. Аналитическая беседа.

Группы очень  хорошо справились с заданиями и  рассмотрели характер Алеши с  разных сторон. Подумаем, изменился  ли Алеша. Как он изменился?

- Почему не  приносят Алёше радость его  успехи? (ответы учеников)

Алеша забыл  о самом главном: все на свете  дается человеку трудом. Знания, добытые  трудом, нельзя отнять у человека. Алеша  же нисколько не утруждается, не прикладывает никаких сил для того, чтобы  знать. А потому оценки не приносят ему удовольствия. Только то, что  заработано трудом, честно, может радовать, приносить счастье.

- Как закончилась  сказка?

- Почему А.  Погорельский выбрал такой финал?

- Алеша на  протяжение сказки менялся. Что  же меняло мальчика и почему?

- Похож ли  Алёша на героев народных волшебных  сказок? Положительный он герой  или отрицательный? Бывают ли  такие герои в народных сказках?

- А как вы  относитесь к фигуре Алеши?

  • Составление ассоциативного ряда.

- Какие бы  прилагательные вы подобрали,  характеризуя Алешу?

- Почему у  большинства из вас прилагательные  имеют положительное значение?

- Какой урок  усвоил Алёша из этой истории,  которая произошла с ним? (Человек  должен быть благородным, должен  уметь прощать. Только добытое  собственным трудом может приносить  радость и счастье.)

  1. Подведение итогов урока.

Вернемся к  эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная  курица, или подземные жители»?

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

  1. Домашнее задание

Сочинение –  миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? » 
 
 

Содержание:

  1. Краткая биографическая справка об А. Погорельском.
  2. Литературная викторина.
  3. Анализ сказки А. Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”.

Слово учителя:

1. Постановка целей  и задач перед учащимися.

2. За правильные  ответы на уроке и дополнения  учащиеся будут получать жетоны, по количеству которых получат  оценки в конце урока. Оценка  “5” ставится за набранные  6 и более жетонов, оценка “4”  за набранные 5 жетонов.

3. Рассказ о писателе (слайд  2-12)

По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир – седой человек с  удивительно добрыми и какими-то детскими глазами – глубоко задумался. Он думает о мальчике, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький.

Экипаж останавливается, и пассажир с чуть печальным, но по-мальчишески  отважным лицом задумывается о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К  Алеше часто ездит только его  дядюшка, потому что очень привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком  же пансионе много лет назад.

Кто же такой этот человек?

Это Алексей Алексеевич Перовский. Сын вельможи, богатого и  могущественного графа Алексея  Кирилловича Разумовского, которому принадлежали подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф был внуком регистрового казака Григория Розума, сыном последнего украинского гетмана, влиятельным  екатерининским вельможей и виднейшим  российским масоном.

Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был  незаконнорожденным. Хотя, находясь в  доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему — Алексею — граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких  злых минут он и сослал сына в  закрытый пансион.

Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень  тосковал и вот однажды решил  бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша  упал с забора и повредил ногу.

Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в  октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных  наук.

В том же 1807 году состоялся  его литературный дебют: он перевел  на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" и опубликовал  свой перевод с посвящением отцу.

В продолжение двух лет он вел жизнь прилежного чиновника: служил в Сенате, ездил с ревизиями  по российским губерниям, — а затем, поселившись в Москве, стал добрым приятелем В.А.Жуковскому, П.А.Вяземскому, В.Л.Пушкину, И.А. Крылову и прочим литераторам "дружеской артели" и одним из учредителей "Общества любителей российской словесности". Был дружен с Александром Сергеевичем  Пушкиным, который очень ценил  его добрую душу.

Наступил 1812 год, и  Антоний Погорельский воевал против Наполеона штаб-ротмистром Третьего Украинского полка, быть храбрым  боевым офицером ему не помешала даже его хромота.

Он вернулся в Петербург  в 1816 году и сменил военный мундир на чиновничий — надворного советника. Однако вскоре обстоятельства сложились  так, что на его попечении оказалась  сестра с полуторамесячным племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.

Здесь, занимаясь садоводством, поставкой корабельного леса на николаевские верфи, обязанностями попечителя Харьковского учебного округа и — всего более  — воспитанием племянника Алеши, Перовский сочинил первые в России фантастические повести.

Сначала, в 1825 году, в  петербургском журнале "Новости  литературы" он опубликовал —  под псевдонимом "Антоний Погорельский" — "Лафертовскую маковницу”. Тремя  годами позднее выйдет книга "Двойник, или Мои вечера в Малороссии", сказка “Чёрная курица, или подземные  жители”, а потом к творческому  багажу добавится и роман “Монастырка”.

Литературное наследие писателя невелико, однако и оно  едва изучено. Архив его почти  бесследно исчез, беспечно предоставленный  писателем воле судьбы и игре случая. В последние годы жизни, совершенно оставив литературную деятельность, равнодушный к писательской славе, Погорельский мало о нём заботился. Как утверждает легенда, управляющий  его имением, страстный гурман, извёл  бумаги своего патрона на любимое  кушанье – котлеты в папильотках. (Папильотка — бумажная трубочка, надеваемая на ножки цыплят, индеек, дичи, а также на косточки отбивных котлет при их зажаривании. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой))

Погорельский написал  несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка “Черная  курица”. Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал  Погорельскому, как, гуляя на пансионатском  дворе, он подружился с курицей, как  спас ее от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером  Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.

Летом 1836 года А.А.Перовский  для лечения "грудной болезни" (ишемическая болезнь сердца) поехал в Ниццу и по пути туда умер в  Варшаве. При нем находились сестра Анна и племянник Алексей.

Племянник Перовского, тот самый, которому посвящена сказка “Чёрная курица, или подземные  жители”, повзрослев, сам стал замечательным  и знаменитым писателем. Это Алексей  Константинович Толстой.

4. Литературная викторина  (слайд 13-33)

Вопрос Ответ
Назовите  настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского. Алексей Алексеевич Перовский
Какие достопримечательности  упоминаются в начале повести  Антония Погорельского “Чёрная  курица, или подземные жители”? Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж
Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни? Чтение книг
Назовите  имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку Тринушка
Как назывались спальные комнаты для мальчиков  в XIX веке? Дортуары
Во время  праздничного обеда в честь директора  на десерт было подано много вкусных  блюд, в том числе бергамоты. Что  это такое? Сорт груш
Почему первая попытка Алёши попасть в подземное  королевство закончилась неудачно? Алёша разбудил рыцарей
“Тут она  закудахтала странным голосом, и  вдруг, откуда ни возьмись, появились  маленькие свечи в серебряных шандалах…” Что такое “шандалы”? Подсвечники
Какие животные находились в королевском зверинце? Большие крысы, кроты, хорьки
Чем были усыпаны  дорожки в подземном королевстве? Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты
“Деревья  также показались Алёше отменно  красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые  и лиловые. Когда посмотрел оно  на них со вниманием, то увидел, что  это…” Это был разного  рода мох

Информация о работе Антоний Погорельский