Антоний Погорельский

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:31, реферат

Описание работы

Писатель Антоний Погорельский современному широкому читателю, пожалуй, едва знаком. Жизненная судьба Алексея Алексеевича Перовского - таково его настоящее имя - по скудости сохранившихся сведений известна нам лишь в самых общих очертаниях: человек блестящий и всесторонне образованный, напоминавший прекрасным своим обликом и лёгкой хромотой Байрона, влиятельный сановник, друг Пушкина, Вяземского, Жуковского...

Работа содержит 1 файл

Писатель Антоний Погорельский современному широкому читателю.docx

— 166.81 Кб (Скачать)

5. Анализ сказки  А.Погорельского  “Чёрная курица, или подземные  жители”. Беседа  с учащимися (Слайды 34-41)

– Расскажите о жизни  Алёши в пансионе (словесное рисование  или пересказ текста)

(“…в  том пансионе находился  один мальчик,  по имени Алёша,  которому тогда  было не более  9 или 10 лет. Алёша  был мальчик умненький,  миленький, учился  хорошо, и все его  любили и ласкали.  Однако, несмотря  на то, ему часто  скучно бывало  в пансионе, а иногда  даже и грустно…Дни  учения для него  проходили скоро  и приятно, но  когда наставала  суббота и все  товарищи его спешили  домой к родным, тогда Алёша горько  чувствовал своё  одиночество. По  воскресеньям и  праздникам он  весь день оставался  один, и тогда единственным  утешением его  было чтение книг. Алёша знал уже  наизусть деяния  славнейших рыцарей.  Любимое его занятие  в длинные зимние  вечера, по воскресеньям  и другим праздничным  дням было мысленно  переноситься в  старинные, давно  прошедшие веки…Другое  занятие Алёши  состояло в том,  чтобы кормить  курочек, которые  жили около забора. Между курами он  особенно любил  чёрную хохлатую, названную Чернушкою.  Чернушка была  к нему ласковее  других; она даже  иногда позволяла  себя гладить,  и поэтому Алёша  лучшие кусочки  приносил ей”,  стр. 46-49).

– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма и попробуйте определить, есть ли разница в изображении  спасения Чернушки Антонием Погорельским и создателями мультфильма.

(Разница  в том, что Антоний  Погорельский в  сказке показывает, как Алёша просит  кухарку Тринушку  не резать курицу. В мультфильме  сцена спасения  представлена по-другому:  неожиданно налетает  коршун, Алёша смело  бросается с палкой  на него и отбивает  Чернушку).

– Как вы считаете, почему Чернушка решила рассказать Алёше  свою тайну?

(Алёша  был добрым мальчиком.  Чернушка хотела  отблагодарить мальчика  за спасение её  жизни. Чернушке, наверное, хотелось  сделать жизнь  Алёши интересней  и познавательней).

– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Какие  интересные деревья росли в сказочном  саду?

(Были  деревья, плоды  которого могли  сделать человека  мудрым; на другом  дереве созревали  семена доброты;  росло дерево здоровья).

– Посмотрите фрагмент мультипликационного фильма. Что  изменилось в самом Алеше, вокруг него, когда он получил конопляное семечко?

(“С  трепетом подошёл  он к учителю,  открыл рот, сам  ещё не зная, что  сказать, и –  безошибочно, не  останавливаясь, проговорил  заданное. В продолжение  нескольких недель  учители не могли  нахвалиться Алёшею. Все уроки без  исключения знал  он совершенно, все  переводы с одного  языка на другой  были без ошибок, так что не могли  надивиться чрезвычайным  его успехам. Он  много стал думать, важничал перед  другими мальчиками  и вообразил, что  он гораздо лучше  и умнее всех  их. Нрав Алёши  от этого совсем  испортился: из доброго,  милого и скромного  мальчика он сделался  гордый и непослушный.  Алёша сделался  страшный шалун.  Не имея нужды  твердить уроков, которые ему задавали, он в то время,  когда другие дети  готовились к классам,  занимался шалостями,  и эта праздность  ещё более портила  его нрав. Тогда,  когда он был  доброе и скромное  дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался  он наказанию,  то все о нём  жалели, и это служило  ему утешением.  Но теперь никто  не обращал на  него внимания: все  с презрением на  него смотрели  и не говорили  с ним ни слова”. Стр. 75-80)

– Почему похвала  вначале за отличные ответы не доставляла Алёше удовольствия?

(“Внутренний  голос ему говорил,  что он не заслуживает  этой похвалы,  потому что урок  этот не стоит  ему никакого труда.  Алёша внутренне  стыдился этим  похвалам: ему совестно  было, что поставляли  его в пример  товарищам, тогда  как он вовсе  того не заслуживал. Совесть часто  его в том упрекала, и внутренний голос  ему говорил: “Алёша, не гордись! Не  приписывай самому  себе того, что  тебе не принадлежит;  благодари судьбу  за то, что она  тебе доставила  выгоды против  других детей,  но не думай,  что ты лучше  их. Если не исправишься,  то никто тебя  любить не будет,  и тогда ты, при  всей своей учёности, будешь самое несчастное  дитя!” Стр. 75-76)

– Какие советы даёт Чернушка Алёше, пока мальчик окончательно не потерял себя?

(“Не  полагай, что так  легко исправиться  от пороков, когда  они взяли над  нами верх. Пороки  обыкновенно входят  в дверь, а выходят  в щёлочку, и  потому, если хочешь  исправиться, то  должен беспрестанно  и строго смотреть  за собой”. Стр. 81)

– Совпадают ли советы Чернушки с выводами учителя?

(Да. И Чернушка, и учитель  сходятся в единстве, что праздность  развращает человека, труд– это условие  нравственной красоты  человека. “Чем более  вы от природы  имеете способностей  и дарований, тем  скромнее и послушнее  вы должны быть. Не для того  Бог дал вам  ум, чтобы вы во  зло его употребляли”. Стр. 84)

– Почему Алёша предал Чернушку?

(Он  испугался наказания). Просмотр фрагмента  мультипликационного  фильма.

– Сказка завершается  трагично. Жители подземного королевства  ушли, Алёша наказан за предательство. Посмотрите фрагмент мультипликационного  фильма. Верит ли Чернушка, что Алёша  исправится?

(Да. Только верящий  может сказать  так: “Я тебя  прощаю; не могу  забыть, что ты  спас жизнь мою,  и всё тебя люблю…Одним  ты можешь меня  утешить в моём  несчастии: старайся  исправиться и  будь опять таким  же добрым мальчиком,  как был прежде”.  Стр.86-88)

– Исправился ли Алёша?

(Да. Он “старался  быть послушным,  добрым, скромным  и прилежным. Все  его снова полюбили  и стали ласкать,  и он сделался  примером для своих  товарищей”. Стр. 88)

– Выводы. Запись в  тетради.

Книга напоминает нам о  главном: все мы в  душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь  быть благодарными, ответственными, заслужить  любовь и уважение других – для всего  этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить  не только нам, но и  тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его...

Нравственные  уроки жизни

  • Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
  • Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.
  • Надо быть строгим к себе.

6. Психолого-педагогическая  ситуация (учащиеся  работают на листочках  в классе).

Ребята, вообразите себе, что Вы попали в сказочный мир  подземного царства. И Вам король предлагает вознаграждение за спасение Чернушки. Что попросил Алёша Вы уже знаете. А что попросили  бы Вы?

Ответы  учащихся:

Счастья.

Я попросила бы зёрнышко здоровья, потому это здоровье –  это самое главное. (3 человека).

Я бы попросил, чтобы  никогда не было зимы.

Я попросил бы у Чернушки быть честным, не лгать другим людям, хорошо учиться.

7. Работа с иллюстрациями  учащимися. Рассказать, какой эпизод сказки  изображён на рисунке.  Почему выбран  именно этот фрагмент.

8. Домашнее задание.  По выбору учащихся. (Слайд  42)

1. Заполните таблицу  “Истинные и ложные ценности  жизни”

Алёша до получения  конопляного семечка Алёша после получения  конопляного семечка
   

(Задание  должно быть выполнено  ориентировочно следующим  образом:

Алёша до получения  конопляного семечка Алёша после получения  конопляного семечка
Умненький

Миленький

Все любили

Начитанный

Романтик

Мечтатель

Верит в волшебство

Остро чувствует своё одиночество

Щедрость

Праздный

Ленивый

Гордый

Высокомерный

Заносчивый

Шалун

Непослушный

Его перестали любить товарищи

2. Сочините свой  вариант продолжения сказки “Что  могло быть дальше?

– Алёша стал милым, скромным мальчиком. И вот однажды  сад снова появился, подземные  жители вернулись. Узнав об этом, Алёша  сразу побежал искать Чернушку. Он нашёл её. Так обрадовался, что  даже заплакал и сказал: “Я думал, что  не вижу тебя никогда!” На что Чернушка ответила: “Ну что ты, я вернулась, не плачь!” Вот так и закончилась  эта поучительная история о мальчике Алёше. (Малыгина Светлана).

– …Через несколько  лет за Алёшей приехали родители. За примерное поведение родители повезли  его в путешествие по разным странам. Конечно, никто родителям об этой истории ничего не сказал. Потом  Алёша вырос, поступил в известный  университет, учился только на отлично. Родители были за него рады. (Коваль Оксана).

Содержание:

  1. Краткая биографическая справка об А. Погорельском.
  2. Литературная викторина.
  3. Анализ сказки А. Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”.

Слово учителя:

1. Постановка целей  и задач перед учащимися.

2. За правильные  ответы на уроке и дополнения  учащиеся будут получать жетоны, по количеству которых получат  оценки в конце урока. Оценка  “5” ставится за набранные  6 и более жетонов, оценка “4”  за набранные 5 жетонов.

3. Рассказ о писателе (слайд  2-12)

По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир – седой человек с  удивительно добрыми и какими-то детскими глазами – глубоко задумался. Он думает о мальчике, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький.

Экипаж останавливается, и пассажир с чуть печальным, но по-мальчишески  отважным лицом задумывается о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К  Алеше часто ездит только его  дядюшка, потому что очень привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком  же пансионе много лет назад.

Кто же такой этот человек?

Это Алексей Алексеевич Перовский. Сын вельможи, богатого и  могущественного графа Алексея  Кирилловича Разумовского, которому принадлежали подмосковное село Перово и село Погорельцы, Сосницкого уезда, Черниговской губернии, 53 тысячи крепостных крестьян. Сам граф был внуком регистрового казака Григория Розума, сыном последнего украинского гетмана, влиятельным  екатерининским вельможей и виднейшим  российским масоном.

Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был  незаконнорожденным. Хотя, находясь в  доме своего отца на положении воспитанников, Перовские получили блестящее образование. Есть свидетельства, что к старшему — Алексею — граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких  злых минут он и сослал сына в  закрытый пансион.

Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень  тосковал и вот однажды решил  бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша  упал с забора и повредил ногу.

Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в  октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных  наук.

В том же 1807 году состоялся  его литературный дебют: он перевел  на немецкий язык повесть Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" и опубликовал  свой перевод с посвящением отцу.

Информация о работе Антоний Погорельский