Антоний Погорельский

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:31, реферат

Описание работы

Писатель Антоний Погорельский современному широкому читателю, пожалуй, едва знаком. Жизненная судьба Алексея Алексеевича Перовского - таково его настоящее имя - по скудости сохранившихся сведений известна нам лишь в самых общих очертаниях: человек блестящий и всесторонне образованный, напоминавший прекрасным своим обликом и лёгкой хромотой Байрона, влиятельный сановник, друг Пушкина, Вяземского, Жуковского...

Работа содержит 1 файл

Писатель Антоний Погорельский современному широкому читателю.docx

— 166.81 Кб (Скачать)

     С  поникшею головою, с растерзанным  сердцем Алеша пошел в нижний  этаж, в

спальные комнаты. Он был как убитый... стыд и  раскаяние  наполняли его душу!

Когда через несколько  часов он немного успокоился и  положил руку в карман...

конопляного  зернышка в  нем не было! Алеша горько заплакал,  чувствуя,  что

потерял его невозвратно!

     Ввечеру,  когда другие  дети пришли спать,  он также  лег  в постель,  но

заснуть  никак  не  мог!  Как раскаивался  он  в дурном поведении своем!  Он

решительно принял  намерение  исправиться, хотя чувствовал,  что  конопляное

зернышко возвратить невозможно!

     Около  полуночи пошевелилась опять  простыня у соседней кровати... Алеша,

который  накануне этому радовался, теперь закрыл  глаза... он боялся увидеть

Чернушку!  Совесть  его мучила.  Он  вспомнил,  что  еще вчера  ввечеру  так

уверительно говорил  Чернушке, что непременно  исправится, - и вместо того...

Что он ей теперь скажет?

     Несколько   времени лежал он с закрытыми  глазами. Ему  слышался шорох  от

поднимающейся  простыни... Кто-то  подошел к его  кровати - и голос, знакомый

голос, назвал его  по имени:

     - Алеша,  Алеша!

     Но  он стыдился открыть глаза,  а между тем слезы из них  катились и текли

по его щекам...

     Вдруг  кто-то  дернул  за  одеяло. Алеша   невольно проглянул: перед   ним

стояла Чернушка - не в виде курицы, а в черном платье, в малиновой шапочке с

зубчиками  и  в белом накрахмаленном шейном платке,  точно, как он видел ее в

подземной зале.

     -  Алеша!  - сказал  министр.  -  Я вижу, что ты  не спишь... Прощай! Я

пришел с тобою  проститься, более мы не увидимся!

     Алеша  громко зарыдал.

     - Прощай! - воскликнул он.  - Прощай!  И,  если  можешь, прости меня! Я

знаю, что виноват  перед тобою; но я жестоко за то наказан!

     -  Алеша! -  сказал сквозь слезы   министр.  - Я  тебя  прощаю;  не могу

забыть,  что  ты  спас  жизнь  мою, и все  тебя люблю,  хотя ты  сделал меня

несчастным, может  быть,  навеки!.. Прощай! Мне позволено  видеться с тобою на

самое  короткое время.  Еще в  течение нынешней ночи  король с целым народом

своим должен переселиться далеко-далеко от здешних мест! Все  в отчаянии, все

проливают слезы.  Мы  несколько  столетий  жили  здесь  так  счастливо,  так

покойно!

     Алеша  бросился целовать маленькие  ручки министра.  Схватив его  за руку,

он  увидел  на  ней  что-то блестящее,  и  в  то  же  самое  время  какой-то

необыкновенный  звук поразил его слух.

     -  Что это такое? -  спросил он  с  изумлением. Министр поднял  обе руки

кверху, и Алеша  увидел, что они были скованы золотой  цепью. Он ужаснулся!..

     -  Твоя нескромность причиною, что   я осужден носить эти цепи, - сказал

министр с глубоким вздохом,  - но  не плачь, Алеша! Твои слезы помочь мне не

могут.  Одним  только ты можешь  меня  утешить  в  моем  несчастии:  старайся

исправиться и  будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде. Прощай в

последний раз!

     Министр  пожал Алеше руку и скрылся  под соседнюю кровать.

     -  Чернушка,  Чернушка!  -  кричал  ему вслед  Алеша,  но  Чернушка  не

отвечала.

     Всю  ночь он  не мог сомкнуть  глаз ни на минуту. За час   перед рассветом

послышалось ему, что под полом что-то шумит. Он встал с постели,  приложил к

полу ухо и  долго слышал  стук маленьких  колес  и  шум, как  будто  множество

маленьких  людей  проходило. Между шумом этим  слышен был также плач женщин и

детей и голос  министра Чернушки, который кричал ему:

     - Прощай, Алеша! Прощай навеки!

     На  другой день поутру дети,  проснувшись,  увидели  Алешу, лежащего  на

полу  без памяти.  Его  подняли,  положили в постель  и послали  за доктором,

который объявил, что у него сильная горячка.

     Недель  через  шесть  Алеша,  с   помощью  Божиею,  выздоровел,   и  все

происходившее с  ним перед болезнию казалось ему  тяжелым сном. Ни учитель, ни

товарищи не  напоминали ему  ни слова  ни о  черной курице, ни  о  наказании,

которому он подвергся.  Алеша  же сам стыдился об  этом  говорить и старался

быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все  его снова полюбили и стали

ласкать, и он сделался  примером  для  своих товарищей,  хотя  уже  и не мог

выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг, которых, впрочем, ему и не

задавали. 
 
 
 

Урок  литературы в 5 классе.

Тема: «А. Погорельский "Черная курица, или Подземные  жители". Нравственные уроки сказки»

Цель  урока: формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Задачи  урока:

- познакомить  учащихся с личностью А. Погорельского;

- показать, в  чем нравоучительный смысл сказки;

- повторить знания  учащихся о сказке;

- развивать умение  грамотно и полно давать ответы  на вопросы;

- развивать умение  обобщать проанализированный материал;

- продолжить  формирование умения определять  главную мысль произведения, делать  выводы для себя, наблюдая за  поступками героев литературной  сказки;

- духовно –  нравственное воспитание учащихся.

Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского, подготовить устный ответ «Образ Алеши» (индивидуальное задание), повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Оформление записей в тетради. Работа с эпиграфом.

Откройте тетради, запишите число и тему: «Анатолий  Погорельский "Черная курица, или  Подземные жители". Нравоучительное  содержание и причудливый сюжет  литературной сказки».

Запишите эпиграф : «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Эта пословица  известна каждому. Как ее следует  понимать?

Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эту  пословицу? (Формулирование учащимися целей урока)

  1. Актуализация знаний.

      Что такое сказка?

  • Составление кластера «Сказка». (Кластер составляется по группам)
  • Кластеры обсуждаются, дополняются.
  • Чем отличается авторская сказка от народной? Какие народные сказки знаете?

      4. Слово учителя.

      - Народная сказка сыграла большую  роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить  в рукописных книгах 15-17 веков.  Но подлинно широкий интерес  к фольклору, к истории национальной  культуры возникает в России  со второй половины 18 века.

Сказочная стихия проникала во все жанры литературы - поэму, повесть, роман. Почти все  русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Одоевский, Толстой и Салтыков - Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..

- Со сказками  этих писателей вы познакомились  в разном возрасте. А когда  произошло ваше знакомство со  сказкой А. Погорельского?

- Что вы знаете  об авторе этой сказки?

5. Сообщение о писателе (индивидуальное  задание).

Примерный текст.

Алексей Алексеевич Перовский, известный нам под  литературным псевдонимом Антония  Погорельского. /Имение писателя называлось "Погорельцы", и это имя стало  связано с ним навсегда. / О  его жизни нам известно мало. Известно, что во время Отечественной войны  с французами Алексей Перовский  был боевым офицером. Он участвовал в ожесточенных сражениях, увлекая  за собой друзей боевым кличем: "Пусть  хоть тысяча французов!.. "Конь уносил его от смерти, пуля и сабля не могли настичь. К началу войны  он уже хромал, так что близкие  и друзья не были уверены, возьмут  ли его в армию. И уже тогда  были у него, как можно догадаться по письмам современников, мгновенные переходы к печали, иногда даже посреди  безудержного веселья, так свойственного  ему. Оказывается, хромота и приступы тоски выплывают из самого детства, странным образом связаны между  собой.

Алексей Перовский  был сыном екатерининского вельможи, могущественного и богатого сановника  графа Разумовского, владевшего множеством имений со ста тысяч крепостных душ. Отец любил своего сына, но выпадали, вероятно, даже не часы, а недели и  месяцы, когда мальчик чувствовал себя обреченным на презрение. Неограниченная власть калечит человека... Графа  Разумовского порой охватывали порывы неудержимого гнева. Сохранилось семейное предание, что как-то во время вспышки  ярости он сослал Алешу в закрытый пансион.

Вспомним в  сказке его о черной курице и подземных  жителях такие строки: "... Когда  наставала суббота и все товарищи... спешили домой к родным, тогда  Алеша горько чувствовал свое одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг... "А еще было у Алеши утешение: стоять у высокого забора... и ждать  неизвестно чего. Это писатель рассказывал  не о себе, а о герое сказки, но каждая истинно прекрасная сказка вбирает в себя частицу жизни  автора, сквозь волшебство проступает пережитое.

Семейное предание утверждает, что Алеша Перовский  бежал из пансиона. Бежал, должно быть, в минуту, когда пансион показался  хуже тюрьмы. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота. Может быть, он забрался на забор и упал. Памятью  о побеге, о детском одиночестве  остались неожиданные приступы тоски  и печальная нежность к детям. Сказка появилась, чтобы рассеять одиночество  племянника. Тот тоже жил в пансионе на окраине Петербурга. Любимым его  занятием тоже было смотреть в круглые  дырочки забора, ограждавшего двор пансиона. Два таланта жили в Алексее  Перовском: талант творческий и редчайший  талант самоотверженной любви. Когда  они соединились, и произошло  чудо рождения сказки. А позднее  племянник Погорельского стал известным  писателем Алексеем Константиновичем Толстым...

Слово учителя.

В 1836 году Алексей  Алексеевич Перовский тяжело заболел, поехал за границу, на юг, но не добрался до спасительного солнца и умер в  пути. В предсмертном бреду он повторял: "Света, света... "Этим светом осталась для нас сказка "Черная курица".

Беседа.

- Эта сказка  написана очень давно: впервые  она была напечатана в 1829 году, 180 лет назад. Но до сих пор  дети и взрослые с удовольствием  читают это удивительное произведение. В чем же его секрет? Чем  вам понравилась сказка А. Погорельского?

6. Тест на знание  текста.

Из предложенных вариантов выберите правильный ответ  и подчеркните его.

1. В каком  городе находился пансион, в  котором обучался Алёша?

а) Москва

б) Петербург

в) Тверь

2. Что являлось  для Алёши наибольшим утешением  по воскресеньям и в праздничные  дни, когда он оставался один?

а) чтение книг

Информация о работе Антоний Погорельский