Архетипические мотивы, образы в процессе анализа литературного текста на материале повести Сергея Каледина "Смиренное кладбище"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Cергей Каледин начал свой литературный путь с признания и славы. Первая же его повесть – «Смиренное кладбище», опубликованная в 1987 году в журнале «Новый мир»,сразу принесла автору широкую известность. В этой повести на первом плане — описание среды и ее неписаных правил. Причем,

рассказывая ли о нравах кладбища или стройбата, Каледин обра

щает внимание не столько на отношения между начальством и

подчиненными — шире: между властью и народом — а на те жес

токие правила, которые «регулируют» жизнь фактически бесправ

ных людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2


Глава 1 Целостное рассмотрение художественного произведения........3



Глава 2 Проблема архетипа…………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Введение.2doc.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

              Где нынче крест и тень ветвей

              Над бедной нянею моей…»

     Слова Татьяны Лариной проникнуты тихой, мечтательной грустью, она рисует нам картину, полную медлительного очарования, таинственной прелести.

Однако настроения героини резко контрастируют с контекстом повести С. Каледина,

Школьники понимают, что уже самим эпиграфом писатель показывает нам, что его кладбище выступает знаком, символом совсем другой эпохи - циничной, грубой и беспощадной. Своим произведением автор обнажает перед нами страшную и губительную новую действительность, где нет места слабым и обездоленным «маленьким» людям. Но ведь образ «маленького» человека встречался нам в литературных произведениях и ранее. Что же изменилось? На этот вопрос постарается нам ответить  ученик, выступающий  в роли Сергея Каледина. Ребята вместе с учителем обсуждают «Смиренное кладбище», спорность образов людей «дна».

Маленький человек всегда занимал особое место в литературе. Мы помним Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели», обитателей ночлежки горьковского «дна», «Униженных и оскорбленных» Достоевского… И все эти персонажи, несмотря на внешнюю грубость, низменность желаний, а порой и жестокость, всё же имеют свои внутренние идеалы, нечто неприкосновенное и прекрасное; их загрубевшие сердца порой вспыхивают  ярким огнём нежности, ласки, человеколюбия. А рассуждениям некоторых героев может позавидовать видный философ и гуманист!

    В «Смиренном кладбище»   мы не найдём пламенных речей Сатина, робких рыданий Башмачкина, нравственного очищения по Достоевскому здесь также не предполагается.

Но и герои данного произведения очень неоднозначны, и, при всей их грубости и жесткости, не могут быть заклеймены «погибшими» людьми! Вот перед нами Лёшка Воробей - алкоголик в завязке, побывавший в колонии для несовершеннолетних, побивающий жену и зарабатывающий себе на жизнь копанием могил, в том числе и «левых», на местном кладбище. Но Лёха же и - верный друг, он помогает своему товарищу Куте сохранить место рабочего, учит студента Мишку всем тонкостям своего ремесла, посылает брату Ваське, сделавшего его, Воробья, полуглухим инвалидом, посылки в тюрьму, помогает задешево, а то и даром родственникам усопших в захоронении их родных и близких.

    Школьники видят, что и на дне жизни человек остается человеком. Воробей, пусть пьяница, буйный и грубый, во многом добрей и гуманней, чем иные богатеи и правящие чины. Есть у Лёши и свои желания: « Телевизор цветной куплю, Вальке шубу, можно дачу взять, яблонь посажу….» А сцена на колокольне и вовсе показывает, что в Лёхе ещё не заглохли стремления к высшему, он способен чувствовать прекрасное: «Глянуть разок сверху, а то внизу всю дорогу. С покойниками». У Воробья было трудное, страшное детство, он с любовью вспоминает об умершей матери, с ненавистью - об отце, избивавшем  всю их семью, жалеет, что тюремный смотритель не смог его усыновить, понимая, что жизнь могла сложиться куда лучше… Но и при данном исходе Воробей пытается смотреть вперед. Он любит свою работу, гордится своей ловкостью и силой, даже размышляет о Боге…

    Лёха Воробей, со всеми своими пороками, - фигура далеко не однозначная, как и другие герои повести; и  живые и яркие описания Каледина помогают детям почувствовать это. Например, Кутя - спившийся старик, участник войны, страстный любитель животных, забитый и робкий, но в то же время добрый и отзывчивый. Или же добрый  Петрович, пожалевший Воробья и принявший его обратно на работу; студент Мишка, верный помощник Лёхи, искренне переживающий за его судьбу. Каледин представляет нам самых разнообразных героев, их судьбы, условия, приведшие людей к подобному образу жизни, автор помогает ребятам осознать, что основные, важнейшие качества человека присущи каждому из нас. Что не стоит стесняться, презирать людей, стоящих ниже по социальному уровню жизни.

   Затем следует презентация учеников по фильму «Смиренное кладбище». Выступающие делятся своими впечатлениями от просмотра, показывают наиболее значимые отрывки:  возвращение Лёши из больницы, сцена, где Кутя наряжает собак в венки, застолье в честь дня рождения Лёхи, Воробей на колокольне, Лёша и Мишка, сцена в зале суда, кадр со стариком, пришедшим хоронить кота, общее собрание у Петровича, безусловно, финальные сцены…

Обсуждается финал  повести (в фильме главный герой - Лёха Воробей - умирает, сама же повесть заканчивается неоднозначно). Завершающим этапом урока служит  вопрос об актуальности произведения. Учитель вместе с ребятами подводит итог: обнажая перед нами быт героев «Смиренного кладбища», Сергей Каледин приближает к нам хоть и нелицеприятную и горькую, но реальную и неотъемлемую сторону существующей действительности. Людям нашего мира необходимо знать эту сторону жизни, знать, чтобы не отрекаться от других людей, а принимать их и помогать им, вместе совершенствуя мир к лучшему…

    Далее следует выставление оценок. В качестве домашнего задания предлагается написание мини-сочинения на тему: «Образ маленького человека в произведении С. Каледина «Смиренное кладбище».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Заключение

«Кладбищенская» тема в литературе далеко не нова, но с чередой эпох менялся и смысл образа. Кладбище С. Каледина - уже не место неспешных мечтаний и размышлений, это  приют «дна». Герои писателя - Лёха Воробей, его жена Валька, старый Кутя - спившиеся, опустившиеся, отверженные, презираемые, те, кого называют «бывшими», «маленькими»  людьми. «Меня интересовал человек с неразработанным голосовым аппаратом, который сам о себе ни рассказать, ни  написать не может. Я почувствовал, что ему есть, что рассказать, его распирает, но сам он не может…За него нужно додумать, догадаться…» писал С. Каледин. Автор шокирует нас жесткой,  ничем не прикрытой правдой жизни. Его скрупулёзный, ярко выраженный натурализм эпатирует публику, заставляя читателей со всей полнотой прочувствовать жизнь людей, несправедливо определенных обществом в класс «пропащих».  Но поступки  героев  повести показывают нам, что в этих персонажах ещё сохранилась доброта и человеколюбие.

   В завершение хочется сказать, что, несомненно, повесть Сергея Каледина является важной и нужной нашему обществу, она настолько пронзительна, что никого не оставит равнодушным. И после её осмысления в уме и сердцах школьников зародится, а у кого-то уже и окрепнет зерно добра и понимания таких людей, как Лёха и Кутя, а также желание помочь им.

 

 

 

 

 

 

 

       

Список литературы:

           1      Каледин С.Е. Стройбат. Повести и рассказы. – М.: СП Квадрат, 1994.

              2      Итыгилов А.А. Смиренное Кладбище (Видеозапись): художественный фильм: по мотивам  повести С.Е. Каледина, 1989.

     3.   Тургенев И.С. Накануне. Отцы и дети. – М.: Издательство «Художественная литература», 1979.

     4.  Пушкин А.С. Собрание сочинений в десяти томах. Том четвертый. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959.

     5.    Жуковский В.А. Баллады и стихотворения. – М.: Издательство «Художественная литература», 1990.

     6.     Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.

7.  Введение в литературоведение. Литературное произведение. Основные понятия и термины / ред. Л.В.Чернец. М., 1999.

8.   Большакова А. Литературный архетип // Литературная учеба. 2001. №6.

 

 

1

 



Информация о работе Архетипические мотивы, образы в процессе анализа литературного текста на материале повести Сергея Каледина "Смиренное кладбище"