«Любовный дневник» Анны Андреевны Ахматовой. (Тема любви в ранней лирике)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:09, реферат

Описание работы

Тема любви в творчестве многих поэтов занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства.
Целью моего реферата стало решение исследовать тему любви в творчестве Анны Ахматовой, познакомиться с мнениями критиков и сделать свои выводы.

Содержание

Вступление……………………………………………………………………….3
2. Жизнь и творчество
• Детские годы…………………………………………………………………..…4
• Николай Гумилёв………………………………………………………………..6
3. Начало литературного творчества…………………………………………….10
• «Вечер»………………………………………………………………………….10
Анализ стихотворения «Песня последней встречи»………………………………..11
Анализ стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью»………………..……….14
• «Чётки»………………………………………………………………………….16
4. Тяжёлой поступью по жизни поэтессы…………………………………….…18
• Анализ стихотворения «Слаб голос мой…»…………………………...……..19
5. Жизнь в Фонтанном Доме……………………………………………………..21
6. «Великая земная любовь» в лирике А. А. Ахматовой……………………….23
7. Романтизм в лирике А. А. Ахматовой………………………………………...25
8. Ахматова и Пушкин…………………………………………………………....29
9. Музеи Анны Ахматовой……………………………………………………….35
10. Заключение……………………………………………………………………..38
11. Список использованной литературы………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

ЭКЗАМЕНАЦИОНЫЙ реФЕРат.doc

— 250.50 Кб (Скачать)


Государственное общеобразовательное учреждение

школа №252

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экзаменационный реферат на тему: «Любовный дневник» Анны Андреевны Ахматовой. (Тема любви в ранней лирике.)

 

 

 

 

 

 

Выполнила: учащаяся 11 А класса

.

Проверила:

 

 

 

Санкт-Петербург

2007 г.

 

Содержание

 

1.      Вступление……………………………………………………………………….3

2.      Жизнь и творчество

      Детские годы…………………………………………………………………..…4

      Николай Гумилёв………………………………………………………………..6

3.      Начало литературного творчества…………………………………………….10

      «Вечер»………………………………………………………………………….10

Анализ стихотворения «Песня последней встречи»………………………………..11

Анализ стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью»………………..……….14

      «Чётки»………………………………………………………………………….16

4.      Тяжёлой поступью по жизни поэтессы…………………………………….…18

      Анализ стихотворения «Слаб голос мой…»…………………………...……..19

5.      Жизнь в Фонтанном Доме……………………………………………………..21

6.      «Великая земная любовь» в лирике А. А. Ахматовой……………………….23

7.      Романтизм в лирике А. А. Ахматовой………………………………………...25

8.      Ахматова и Пушкин…………………………………………………………....29

9.      Музеи Анны Ахматовой……………………………………………………….35

10. Заключение……………………………………………………………………..38

11. Список использованной литературы………………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление.

Тема любви в творчестве многих поэтов занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства.

Целью моего реферата стало решение исследовать тему любви в творчестве Анны Ахматовой, познакомиться с мнениями критиков и сделать свои выводы.

На рубеже прошлого столетия, накануне революции, в эпоху, потрясённую двумя войнами, в России возникла и сложилась «женская поэзия», а именно поэзия А.А.Ахматовой, М.И. Цветаевой, З. Н. Гиппиус и другие.

Пожалуй, тема любви в творчестве А. А. Ахматовой заняла главную роль в «женской поэзии» Серебряного века.

Ахматова повествовала о горестях и блужданиях, обидах и власти, бурях и пустынях своей любви – своей и только». В. Виноградов же подходил к стихам Ахматовой как к некой «индивидуально - замкнутой системе языковых средств».

Многие известные критики изучали творчество Ахматовой. Среди них хотелось бы выделить Н. В. Недоброво, который был одним из первых, кто оценил творчество поэтессы. Он писал, что любовная тема в произведениях Ахматовой намного шире и значительнее своих традиционных рамок.

О том, что «великого поэта в той или иной общественной ситуации или глазами того или иного поколения можно прочитывать по-разному» писал в своей статье «Жизнь и творчество Анны Ахматовой» А.И.Павловский.

Будучи другом самой Анны Андреевны, критик А. Наймин писал о том, что «её основное и поэтическое ощущение – ощущение крайней непрочности бытия, близости неотвратимо надвигающейся катастрофы».

Несмотря на то, что все критики по-разному оценивали творчество Ахматовой, они были едины в том, что она была великим поэтом, большим и глубоким художником. Анна Андреевна прошла большой жизненный путь, поняв бесперспективность того круга жизни и людей, из которого вышла, но это далось ей с большим трудом, ценой мучений и крови. Она человек большой воли и непреклонного мужества.

…Слишком сладко земное питье,

Слишком плотны любовные сети.

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети…

А.А.Ахматова

 


Детские годы.

Анна  Андреевна Горенко, взявшая литературный псевдоним по имени бабки, ведущий родословную от татарских  вельмож, появилась на свет 11 (23) июня 1889 года под Одессой, на одиннадцатой станции Большого Фонтана. Её отец - Андрей Антонович Горенко, тогда служил морским инженером-механиком, мать – Инна Эразмовна в молодости была близка к народовольцам. У Анны было два брата и три сестры, одна из которых умерла совсем маленькой, а две – молодыми. В 1890 году семья переехала под Петербург, сначала в Павловск, а  через год в Царское Село. Здесь будущая поэтесса прожила шестнадцать лет, каждое лето, проводя под Севастополем.

Мои первые воспоминания – царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».

Жизнь в Царском  Селе сыграла огромную роль в формировании будущей поэтессы. Инна Эразмовна старалась привить детям любовь к литературе, к стихам. Правда, первыми из её уст Анна услышала строки не Пушкина и не Лермонтова, а Некрасова и Державина.

Осенью  1899 года Аня пошла в первый класс Царскосельской Мариинской женской гимназии: «Училась я сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно». Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет, и всего в девические годы создала их около двухсот.

После развода родителей в 1905 году Ахматова вместе с матерью переезжает в Евпаторию, а позже в Киев. Гимназический курс она проходила на дому, так как ей грозил туберкулез. Последний класс Анна окончила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1907 году,  после чего поступила на юридическое отделение Киевских высших женских курсов, где училась с 1908 по 1910 год.

В то время почти каждое лето ей удавалось проводить под Севастополем, у стен древнего Херсонеса. Там её называли «дикой девочкой», потому что она вела себя не так, как чопорные севастопольские барышни, именно здесь она испытала чувство, которое однажды назвала своей единственной любовью.

Близкая приятельница Ахматовой литературовед Эмма Григорьевна Герштейн, работая в ЦГАЛИ над архивами Анны Андреевны, обнаружила  и напечатала в журнале «Новый мир» (1986, № 9) письма юной Ахматовой Сергею Владимировичу фон Штейну, мужу умершей старшей своей сестры, филологу, приват-доценту Петербургского университета. В этих письмах – две главные темы. Одна вернуться в Петербург, хлебнуть его целебного воздуха. Вторая –        о первой любви. Ахматова влюбилась в студента  восточного факультета петербургского университета Владимира Голенищева-Кутузова. Эта девичья романтическая история могла бы составить целый сюжет для не большой повести.

 

 

 

 

 

 

 

 

Николай Гумилёв.

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.

Не любил, кода плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женские истерики.
…А я была его женой.

А.А.Ахматова

 

Анна и Николай познакомились в Рождественский сочельник. Тогда 14-летняя Аня Горенко была стройной девушкой с огромными серыми глазами, резко выделявшимися на фоне бледного лица и прямых черных волос. Увидев ее точеный профиль, некрасивый 17-летний юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги.

В то время пылкий юноша вовсю старался подражать своему кумиру                   Оскару Уайльду. Носил цилиндр, завивал волосы и даже слегка подкрашивал губы. Однако, для того чтобы завершить образ трагического, загадочного, слегка надломленного персонажа, Гумилеву не хватало одной детали. Все подобные герои непременно были поглощены роковой страстью, терзались от безответной или запретной любви — в общем, были крайне несчастливы в личной жизни.             На роль прекрасной, но жестокой возлюбленной Аня Горенко подходила идеально. Ее необычная внешность притягивала поклонников, к тому же скоро выяснилось, что Анна вовсе не питает к Николаю ответных чувств.

Холодноватый прием ничуть не уменьшил пыл влюбленного поэта — вот она, та самая роковая и безответная любовь, которая принесет ему желанное страдание! И Николай с азартом ринулся завоевывать сердце своей Прекрасной Дамы. Однако Анна была влюблена в другого. Владимир Голенищев-Кутузов — репетитор из Петербурга — был главным персонажем ее девичьих грез.

В 1906 году Гумилев уезжает в Париж. Там он надеется забыть свою роковую любовь и вернуться в образе разочарованного трагического персонажа. Но тут Аня Горенко внезапно понимает, что ей не хватает слепого обожания молодого поэта (родители Ахматовой узнали о влюбленности дочки в петербургского репетитора и от греха подальше разлучили Аню и Володю). Ухаживания Николая настолько сильно льстили самолюбию Ахматовой, что она даже собиралась выйти за него замуж, несмотря на то, что до сих пор была влюблена в питерского репетитора. К тому же вечные разговоры Гумилева о роковой любви не прошли даром — теперь Ахматова и сама не прочь сыграть роль трагической фигуры. Вскоре она отправляет Гумилеву письмо с жалобами на свою ненужность                    и заброшенность.

Получив письмо Ахматовой, Гумилев, полный надежд, возвращается из Парижа, навещает Аню и делает ей очередное предложение руки и сердца. Но дело испортили… дельфины. Тогда Ахматова отдыхала в Евпатории. Прогуливаясь с Гумилевым по пляжу и слушая объяснения в любви, Аня наткнулась на двух выброшенных, на берег мертвых дельфинов. Неизвестно почему это зрелище так сильно повлияло на Ахматову, но Гумилев получил очередной отказ. Причем Ахматова цинично объяснила влюбленному Николаю, что ее сердце навсегда занято Голенищевым-Кутузовым.

Отвергнутый поэт снова уезжает в Париж, считая, что единственный приемлемый выход из ситуации — самоубийство. Попытка самоубийства была обставлена со свойственной Гумилеву театральностью и напыщенностью. Сводить счеты с жизнью поэт отправляется в курортный городок Турвиль. Грязноватая вода Сены показалась Гумилеву неподходящим пристанищем для измученной души влюбленного юноши, а вот море — в самый раз, тем более что Ахматова не раз говорила ему о том, что обожает смотреть на морские волны. Однако трагедии суждено было превратиться в фарс. Отдыхающие приняли Гумилева за бродягу, вызвали полицию, и, вместо того чтобы отправиться в последний путь, Николай отправился давать объяснения в участок. Свою неудачу Гумилев расценил как знак судьбы и решил попытать счастья в любви еще раз. Николай пишет Ахматовой письмо, где вновь делает ей предложение. И вновь получает отказ.

Тогда Гумилев снова пытается покончить с собой. Эта попытка была еще более театральной, чем предыдущая. Гумилев принял яд и отправился дожидаться смерти в Булонский лес. Где его и подобрали в бессознательном состоянии бдительные лесничие.

В конце 1908 года Гумилев возвращается на родину. С мечтами завоевать сердце Ахматовой молодой поэт так и не расстался. А потому он продолжает осаждать Анну, клясться ей в вечной любви и предлагать замужество. То ли Ахматова была тронута такой почти собачьей преданностью, то ли Гумилев выбил из нее согласие рассказами о неудачных попытках самоубийства, то ли образ питерского репетитора несколько померк, но так или иначе Анна дала свое согласие на брак. Супруги обвенчались 25 апреля в церкви села Никольская слободка под Киевом. Медовый месяц прошел в Париже, где поэтесса познакомилась с художником Амадео Модильяни, запечатлевшим ее облик в карандашном портрете. Уезжая из Парижа, Ахматова бросала в окно его мастерской прощальные красные цветы.

Я знаю, я вам не пара,

я пришел из иной страны…

Н.Гумилёв

 


Никто из родственников жениха не явился на венчание, в семье Гумилевых считали, что этот брак продержится недолго.

Женитьба на Анне Горенко так и не стала победой для Николая Гумилева.               Как выразилась одна из подруг Ахматовой того периода, у нее была своя собственная сложная «жизнь сердца», в которой мужу отводилось более чем скромное место. Да и для Гумилева оказалось совсем не просто совместить в сознании образ Прекрасной Дамы — объекта для поклонения — с образом жены и матери. А потому уже через два года после женитьбы Гумилев заводит серьезный роман. Легкие увлечения случались у Гумилева и раньше, но                 в 1912 году Гумилев влюбился по-настоящему. Сразу после возвращения из Африки Гумилев посещает имение своей матери, где сталкивается со своей племянницей — молоденькой красавицей Машей Кузьминой-Караваевой. Чувство вспыхивает быстро, и оно не остается без ответа. Однако и эта любовь носит оттенок трагедии — Маша смертельно больна туберкулезом, и Гумилев опять входит в образ безнадежно влюбленного.

Ахматовой приходится несладко — она давно привыкла к тому, что является для Николая богиней, а потому ей тяжело быть свергнутой с пьедестала и осознавать, что муж способен испытывать такие же высокие чувства к другой женщине. Здоровье Машеньки быстро ухудшалось, и вскоре после начала их романа с Гумилевым Кузьмина-Караваева умерла. Правда, ее смерть не вернула Ахматовой былого обожания мужа. И тогда Анна Андреевна решается на отчаянный шаг.

18 сентября 1912 года у четы рождается сын Лев, будущий историк и географ, автор этнологической теории. Рождение ребенка Гумилев воспринял неоднозначно. Он тут же устраивает «демонстрацию независимости» и продолжает крутить романы на стороне. Впоследствии Ахматова скажет: «Николай Степанович всегда был холост. Я не представляю себе его женатым».

Информация о работе «Любовный дневник» Анны Андреевны Ахматовой. (Тема любви в ранней лирике)