Трагедийные мотивы в лирике Анны Ахматовой

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия — поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.

Содержание

Введение

Основные мотивы лирики Анны Ахматовой

II.I. Гражданская лирика

II.II. Философские мотивы в лирике Анны Ахматовой

II.III. Пушкин и Ахматова

II.IV. Любовная лирика

Любовь в лирике Ахматовой
III.I. Загадка любовной лирики

III.II. «Великая земная Любовь»

III.III. Роль деталей в стихах о любви

III.V. Больная и неспокойная любовь

Заключение

Список используемой литератур

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 93.04 Кб (Скачать)

Сочинский Государственный  Университет Туризма  и Курортного Дела

Социально – Педагогический факультет

Кафедра русской и зарубежной литературы 

Курсовая  работа по русской литературе 

Тема: «Трагедийные мотивы в лирике Анны Ахматовой».

 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка гр. 07-Р, спец.050301

Лошкарева С. Ю.

Проверила:

К.ф.н., доцент

Дмитриченко Е. В. 
 
 

Сочи - 2010

Содержание  

Введение 

      Основные  мотивы лирики Анны Ахматовой

II.I. Гражданская лирика

II.II. Философские мотивы в лирике Анны Ахматовой

II.III. Пушкин и Ахматова

II.IV. Любовная лирика

    1. Любовь в лирике Ахматовой

III.I. Загадка любовной лирики

III.II. «Великая земная Любовь»

III.III. Роль деталей в стихах о любви

III.V. Больная и неспокойная любовь

Заключение 

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     На  стыке XIX и XX веков русская поэзия пережила второе рождение, которое  впоследствии было названо ее серебряным веком. Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский и другие знаменитые поэты в этот период написали свои лучшие творения.

     Накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия — поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.

     I.I. Творческий путь

       А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто приходилось выбирать между независимым творчеством и жизнью. Источником вдохновения для Ахматовой стала родина, Россия, поруганная, но от этого ставшая еще ближе и милее. Анна Ахматова не уехала в эмиграцию, так как твердо знала, что только в России она может жить и творить, что именно в России нужна ее поэзия.  
    Не с теми я, кто бросил землю  
   На растерзание врагам.  
   Их грубой лести я не внемлю,  
   Им песен я своих не дам.
 
             Вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи появились в России в 1911 году в журнале “Аполлон”, а уже в следующем году вышел и поэтический сборник “Вечер”. Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, как, впрочем, во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с Александром Блоком. Муза Блока оказалась повенчанной с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым значительным и характерным “мужским” героем эпохи, тогда как героиня поэзии Ахматовой была представительницей “женской” поэзии. Анна Андреевна в своих стихах является в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Она показала в своей поэзии сложную историю женского характера современной эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общественной жизни, Ахматова сумела написать такие поражающие духом обновления строки: 
    Все расхищено, предано, продано,  
    Черной смерти мелькало крыло,  
    Все голодной тоскою изглодано,  
    Отчего же нам стало светло?
 
 Мир поэзии Ахматовой — мир трагедийный. Мотивы беды, горького предчувствия звучат в стихотворениях “Клевета”, “Последняя”, “Через 23 года” и других.  
    В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют, а сын окажется в тюрьме, творчество станет для поэтессы единственным спасением, “последней свободой”. Муза не покинула ее, и она написала великий “Реквием”.  
    Таким образом, в творчестве Ахматовой отразилась сама жизнь, а творчество было ее жизнью.
 

     I.II. Немного о лирике.

     Лирика, лирическая поэзия воспроизводит субъективное личное чувство или настроение автора. В Лирике - стихотворение, романс, послание, элегия.

     Начало  Лирики лежит в песне, в немногих словах непосредственно выражающей настроение певца. Когда впоследствии лирическая песнь перерастает в личность и становится готовой и хорошо выраженной формулой данного настроения или чувства, она невольно вспоминается каждому знающему её человеку, переживающему то чувство или настроение, и начинает переходить из уст в уста, становится народным достоянием. При отсутствии письменности автор быстро забывается, и сама форма легко видоизменяется сообразно личному почину каждого певца. Песнь приобретает множество вариантов, из которых наиболее удачные переживают более слабые.

     Русская и вообще славянская народная лирика сохранилась в более свежем и  архаичном виде. Она может быть подразделена на два отдела: песни  обрядовые и бытовые. К первой группе принадлежат песни, относящиеся  к главным народным праздникам и  связанные с плясками, хороводами и хождением по домам односельчан.

     Сюда  относятся, с одной стороны, веснянки, русальские и семицкие песни у славян, майские и зимние плясовые песни на Западе, с другой — наши колядки, овсеневые, щедривки, волочобные и колотырские песни и многие величальные песни на Западе. Распространена и диалогическая или драматическая форма песней, также относящихся к праздничным обрядам; таковы споры (напр. «спор зимы и лета» в Германии, древние joc partit в южн. Франции) и превращенья.

     В. Мусатов предложил соотнесение «лирика - драма», мотивируя это тем, что целостность ахматовской лирики обеспечивается «единством драматической коллизии» («Ахматовские чтения», М., 1992, вып. 1, с. 107). Последнее справедливо, но сама по себе «драматическая коллизия» не есть непременный формант драмы как жанра. Это общелитературный, а не видовой фактор, и его наличие в лирике нисколько не ущемляет ее специфики. 
 
 
 

     I.III. Жанр трагедии.

     Траге́дия (др. греч, tragōdía, буквально — «козлиная песнь», от  tragos — «козёл» и ōdè — «песнь») - это жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.

     Трагедия  отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.

  Трагедия в эпоху Возрождения

     Развитие  жанра трагедии неравномерно: новый  расцвет наступает в кризисную  эпоху Позднего Возрождения и барокко, когда литературно-риторический жанр вновь насыщается изнутри конфликтами эпохи и находит для себя реальное воплощение в живой традиции народного театра. Таким образом, реальность вновь была осмыслена как трагическое свершение и разыграна как трагическая в формах театра.

     Кризис  и «распад времён» выразились в испанской трагедии от Л. Ф. де Вега Карпьо до Кальдерона де ла Барка и наиболее ярко — в английской трагедии, прежде всего У. Шекспира, формально далёкая от античности, шекспировская трагедия изображает бесконечную реальность человеческого мира, которую не собрать в узел одного конфликта в критический миг напряжения и разрешения, — сама кризисность неисчерпаема, можно лишь эпически неторопливо прослеживать назревание кризиса, выявляя его во всём разнообразии жизненных форм, оттеняя и усиливая трагическое иронией и комизмом. Трагизм Шекспира не укладывается в рамки отдельного (конфликта или характера героя), но обнимает собой всё, — как и сама действительность, личность героя внутренне открыта, не определена до конца, способна на изменения, даже резкие сдвиги. В середине 17 в., особенно в Германии, противоречия эпохи предстают в крайнем обобщении: в трагедиях А. Грифиуса жизнь — жестокое, кровавое действо накануне конца истории, и задача трагического персонажа — окончательный нравственный выбор вечного блаженства или вечных мук. 
 

Трагедия  в Новое время

     Реальность  буржуазного общества оказалась  критической для самого существования  жанра трагедии — жизнь бесконечно дробится, подчиняясь трезвой прозе обыденности; одновременно зрушается риторический канон литературных форм, рушится противопоставление стилей по их «высоте» и торжествует «среднее» — в драматургии «драма» как средний между трагедией и комедией вид. Трагическое напряжение и обобщенность стали достигаться косвенными способами (в том числе на комическом материале). Если на рубеже XVIII – XIX веков создаёт трагедию, обновляя «классический» стиль, то в эпоху романтизма трагедия «обратна» античной — залогом субстанциального содержания становится не мир, а индивид с его душой (трагическая драма В. Гюго, Дж. Байрона, М. Ю. Лермонтова).

     С конца 19 в. появляются многочисленные стилизации, возрождающие классическую трагедию и трагедию в «высоком стиле» — пьесы Г. фон Гофмансталя, Вячеслава Иванова, Г. Гауптмана, Т. С. Элиста, П. Клоделя, позже — Ж. П. Сартра, Ж. Ануя и др.; эти эстетически оправданные и неизбежные опыты свидетельствуют, однако, о кризисе всей современной драмы; настроение безысходности, крайнего отчаяния, запечатленное в многочисленных западных пьесах, отрезает путь к трагедии, коль скоро авторы пьес уже ощущают себя «по ту сторону» совершившихся трагических событий, которые не оставляют человеку простора для действий, а сами по себе превосходят в своей трагичности возможности искусства.

     Напротив, литература социалистического реализма не порывает с традицией и чужда  исторического пессимизма; именно поэтому в её драматургии могут получить выражение трагические конфликты современности, основанные на непримиримом столкновении враждующих сил истории. Победа героического начала, гибель не по собственной вине или ошибке («трагической вине» в классической трагедии), трагическая катастрофа не как исход, а как преодолеваемый рубеж, — всё это даёт основание исследователям называть даже наиболее трагедийную революционную драму — «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского — героической драмой. В ряду героической драмы рассматривают также «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, «Нашествие» Л. М. Леонова, «Орла на плече носящий» И. Л. Сельвинского, воплощающих трагическое начало в революционной, антифашистской и социальной борьбе. 
 
 

I.IV. Поэзия Анны Ахматовой

       Поэзия А. Ахматовой возникла в лоне так называемого «серебряного века». Во время выхода в свет ее первого поэтического сборника, автор оказалась среди крупных и ярких поэтов, среди которых были Брюсов и Бальмонт, Белый и Сологуб, Гумилев и Иванов, а впоследствии - Маяковский, Мандельштам, Цветаева и Есенин. Она черпала из достояний «серебряного века» чрезвычайную словесную культуру и дух новаторства.

     Она всегда оставалась поэтом традиционным, поставившим себя под знамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение пушкинского мира продолжалось всю жизнь. 
Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии, оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.

     Стихия  женской души неизбежно должна была начаться с такого заявления себя в любви. В одном из своих стихотворений  Ахматова называла любовь "пятым  временем года". Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту, проявляясь в предельном, кризисном выражении - взлета или падения, первой встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической новелле с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом психологического сюжета и к необычностям лирической баллады, жутковатой и таинственной ("Город сгинул", "Новогодняя баллада"). Обычно ее стихи - начало драмы, или только ее кульминация, или еще чаще финал и окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт русской уже не только поэзии, но и прозы: 
"Слава тебе, безысходная боль, 
Умер вчера сероглазый король.

Информация о работе Трагедийные мотивы в лирике Анны Ахматовой