Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 06:05, контрольная работа
Еще при жизни Самуила Яковлевича Маршака один замечательный детский врач, настоящий «доктор Айболит», Георгий Нестерович Сперанский, опираясь на свой многолетний опыт общения с детьми, рекомендовал прописывать малышам стихи Маршака как целебное средство, как один из самых надежных «витаминов роста».
Введение……………………………………………………………………………………..3
С.Я. Маршак - детский поэт, драматург, переводчик, редактор детских книг, критик…………………………………………………………………..4
Этический идеал в сказках - пьесах «Кошкин дом», «Теремок», «12 месяцев» и его связь с народными традициями…………………………...7
Р. Райт-Ковалева о С. Я. Маршаке…………………………………………...11
Стихи для детей («Детки в клетке»),(«Сказка о глупом
мышонке»),(«Сказка об умном мышонке»), «Почта», «Вот такой рассеянный», «Пожар», «Багаж»……………………………………………..15
Стихи о детях. «Дети нашего двора», «Хороший день», «Цирк»,
«Великан», «Первый день календаря»……………………………………...24
Веселое путешествие от А до Я - поэтическая энциклопедия для детей.29
Заключение………………………………………………………………………...48
Литература………………………………………………………………………………..
Областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Рязанский
педагогический колледж
Контрольная
работа по дисциплине
«Детская литература»
на тему
«Тематическое
и жанровое многообразие
творчества С.Я. Маршака»
Преподаватель:
Лебедева Л.В.
Работу выполнила:
Веряскина Надежда Вячеславовна
Специальность: 050704
Дошкольное образование,
Заочная форма обучения
Курс VI
Группа 41 Д
Работа поступила
« » 2010г
работа проверена
« » 2010г
Подпись
преподавателя
Рязань
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Еще при
жизни Самуила Яковлевича Маршака
один замечательный детский врач, настоящий
«доктор Айболит», Георгий Нестерович
Сперанский, опираясь на свой многолетний
опыт общения с детьми, рекомендовал прописывать
малышам стихи Маршака как целебное средство,
как один из самых надежных «витаминов
роста». И действительно, глупый мышонок,
Рассеянный с улицы Бассейной, дама с громадным
багажом, Усатый-полосатый, неутомимые
почтальоны разгоняют дурное настроение,
неизменно вызывают смех, улыбку у маленьких
читателей стихов Маршака. А сам поэт позаботился
о том, чтобы создать для них целую своеобразную
поэтическую энциклопедию «Про все на
свете». Есть там и рассказы о людях простых
и всем необходимых профессий, и веселые,
похожие на затейливые детские игры, занимательные
азбуки, и поэтический календарь природы
«Круглый год» с его неустанно движущимся
хороводом месяцев, и даже веселая арифметика,
где каждая цифра — живой образ. Потом,
подрастая, читатель стихов Маршака познакомится
с его замечательными переводами стихов
и песен шотландского поэта Роберта Бернса
и сонетов Шекспира, с Маршаком — автором
сосредоточенной философской лирики,
Маршаком-сатириком и Маршаком-критиком.
1.
С.Я. Маршак - детский
поэт, драматург,
переводчик, редактор
детских книг,
критик
Детский поэт и переводчик, драматург и лирик, педагог и редактор — таков творческий диапазон Самуила Яковлевича Маршака. Он вошел в детскую литературу еще в первые годы Русской власти. Следуя за В. Маяковским, С. Я. Маршак вводит в свою поэзию новых героев, отражает те изменения, которые произошли в нашей стране, живо откликается на все происходящее в жизни советских людей. С. Я. Маршак тесно связал свое творчество с повседневной борьбой советского народа за торжество коммунизма.
С. Я. Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Детство поэта протекало в слободе Чижовке, пригороде Воронежа, где на заводе работал его отец. В 1897 году С. Я. Маршак поступает учиться в гимназию города Острогожска, а затем переводится в третью классическую петербургскую гимназию. С 1906 года начинается активная литературная деятельность С. Я. Маршака: он публикует сатирические фельетоны, стихи, переводы. В 1912 году С. Я. Маршак уезжает в Лондон, где учится в Лондонском университете. Семья живет на небольшой заработок Маршака как корреспондента петербургских газет. Там он впервые начинает работать над переводами английских баллад, стихов В. Блейка, Рабиндраната Тагора и других поэтов. В 1914 году вместе с семьей он возвращается из Лондона и живет в Воронеже. В связи с началом империалистической войны поэт ведет большую работу по эвакуации детей беженцев и на детских площадках города. В 1915 году он работает в детской колонии на берегу Онежского озера (Олонецкая губерния). К этому времени относится и публикация переводов английских баллад, стихов В. Блейка. С 1917 по 1922 год С. Я- Маршак живет и работает в Екатеринославе (ныне город Краснодар). Он сотрудничает в газетах, публикует книгу «Сатиры и эпиграммы», по поручению Кубано-Черноморского ревкома партии заведует секцией детских приютов и колоний в Областном отделе народного образования. С. Я. Маршак ведет огромную педагогическую работу, преподает в краснодарских вузах, принимает участие в организации Дома детского труда и отдыха, проводит беседы с педагогами о внешкольной работе с детьми, создает «Детский городок». Одновременно он возглавляет Краснодарский театр для детей.
В 1922 году Маршак переезжает в Петроград, где организует студию детской литературы при Институте дошкольного образования. В 1923—1930 годах Маршак создает целый ряд произведений для детей: «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Веселые чижи», «Вчера и сегодня», «Цирк», «Почта», «Как рубанок сделал рубанок», «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый». В 30-е годы С. Я. Маршак вместе с А. М. Горьким составляет проект записки о положении в детской литературе и о создании специального издательства книг для детей (Детиздата), выступает и,! I Всесоюзном съезде, советских писателей (1934) с докладом «О большой литературе для маленьких»; в 1935 году его избирают председателем Всесоюзной секции детской литературы. В 1939 году С. Я. Маршак был награжден орденом Ленина. К этому времени относится выход в свет его стихов «Петя Попугай», «Кораблик» и статей: «Горький и дети», «Из воспоминаний о Горьком».
1941 год.
Отечественная война
В 50-е годы выходят в свет книги «Веселое путешествие от А до Я», «Как искали Наташу», «Курочка-ряба и десять утят» и др. В эти же годы были опубликованы переводы стихов Джанни Родари «Здравствуйте, дети!», чешских народных песенок «Хоровод», английских песенок «Плывет, плывет кораблик» и др. В 1957 году в связи с юбилеем С. Я. Маршак был награжден орденом Ленина и медалью им. К. Д. Ушинского. В 60-е годы писатель ведет огромную творческую работу: обращается с письмом к делегатам Всероссийского съезда учителей «Учитель и писатель-соратник», публикует статьи о поэзии Е. Винокурова, А. Твардовского и письма к участникам совещания по проблемам художественного перевода и совещания молодых писателей и т. д. В апреле 1963 года С. Я. Маршаку присуждается Ленинская премия за сборник стихов «Избранная лирика» и книги для детей: «Тихая сказка», «Большой карман», «От одного до десяти», «Веселое путешествие от А до Я» и др.
С. Я. Маршак скончался 4 июня 1964 года и был похоронен на Ново-Девичьем кладбище в Москве.
С. Я. Маршак наряду с В. Маяковским был зачинателем русской детской литературы. По словам А. А. Фадеева, он сумел раскрыть перед детьми «содержание нашей новой жизни, передать им новые идеалы, т. е. заговорить с детьми младшего возраста по всем самым основным вопросам политики, о чем никто и никогда за все время существования детской литературы с детьми этого возраста не разговаривал» . Решающее влияние в начале творческого пути оказал на него М. Горький, который привил юному поэту любовь к жизненно-правдивой поэзии, тесно связанной с народом. Воспитанный на лучших образцах классической поэзии, на произведениях устного народного творчества, Маршак сумел избежать пагубного влияния декадентской литературы и добиться в своей лирике «пушкинской ясности стиха». Маршак пришел в детскую литературу, уже будучи хорошо известным своими лирическими стихами, сатирическими произведениями, прекрасными переводами из английской и шотландской поэзии. И это не случайно: он считал, что, прежде чем стать детским писателем, надо быть писателем в полном смысле этого слова.
Было у Маршака и другое необходимое для детского писателя качество — глубокое, всестороннее знание детей. Он всегда выступал как защитник детства: и в Лондоне, откуда писал о трагическом положении детей, и в Воронеже и Краснодаре, где, общаясь с детьми, учился понимать особенности детской психологии.
С первых шагов своего творчества поэт стремился приобщать детей к сокровищнице мировой литературы, к богатствам устного народного творчества, развить у них художественный вкус. \ Это имело особое значение потому, что С. Я. Маршак вступил в литературу в то время, когда езде не была вытеснена дореволюционная нравоучительная и монархическая детская литература, когда еще издавалось множество слащавых и малограмотных книжек, в которых, по словам С. Я. Маршака, «и не пахло морской солью — там держался нагретый комнатный воздух и пахло манной кашей». Подобные книжки были «пропитаны плоской и убогой моралью, которая, еще, по мнению Белинского, была дешевле пареной репы, потому что для нее не нужно уметь ни мыслить, ни быть человеком с талантом».
Русской
детской литературе многое в эти годы
приходилось отстаивать, многое завоевывать
впервые. А.
М. Горький
призывал детских писателей воспитывать
з детях «дух активности», уважение к силе
разума, к поискам науки. По словам великого
писателя, «великая сила искусства — сделать
человека сильным и красивым». Горьковская
мысль о романтике и героизме свободного
труда на благо людей разрабатывалась
многими талантливыми детскими писателями.
Эта тема стала определяющей и в произведениях
С. Я. Маршака, написанных в течение 1922—1930
годов: «Пожар» (1923), «Почта» (1927), «Вчера
и сегодня» (1925), «Война с Днепром» (1931),
«Как рубанок сделал рубанок» (1927) и др.
2.
Этический идеал в сказках -
пьесах «Кошкин дом»,
«Теремок», «12 месяцев»
и его связь с народными
традициями
Проанализировав творческий путь поэта, автор названной статьи заключает: «А в общем-то, Маршак — это уже даже не фамилия, а символ». Символ большого искусства для маленьких. Символ неустанного творческого, организаторского труда и гражданского долга перед детством, перед отечественной культурой. Поэтому он наш современник. Он всегда живой.
Маршак прошел нелегкий жизненный путь беспрестанного труда, самосовершенствования, самообразования. Труд, воля, исключительная сила духа в течение всей жизни, начиная с юных лет помогали ему героически преодолевать тяжелую болезнь и оставаться всегда отзывчивым ко всему, что составляет жизнь и творчество. Быть взыскательным к себе и к другим.
А в 1921 году вместе с группой энтузиастов (не по заданию, а по зову сердца) Маршак строил под Краснодаром фантастический Детский городок, где правили бал Добро, Творческий Труд, Красота: «Нелегко было в те суровые трудные дни создать этот дом, но тем глубже и полнее я ощутила красоту и романтику всего, что здесь делалось для ребят. Да, действительно, это был дом для детей, их дом, целый детский городок. Здесь кормили, учили, воспитывали. И Самуил Яковлевич предстал передо мною человеком-мастером «сказочных дел», — вспоминает А.Богданова, актриса театра Детского городка. Маршак сочинял пьесы для этого театра и сам живо, сердобольно участвовал во всей жизнедеятельности Детского городка. Здесь в системе талантливо задуманного и осуществленного широкого педагогического эксперимента в 1921 году родился и прошел проверку практикой «первый театр нового времени» (А. Богданова).
Информация о работе Тематическое и жанровое многообразие творчества С.Я. Маршака