Язык и мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:00, реферат

Описание работы

По сей день наиболее непостижимой и столь же притягательной для изучения со стороны языкознания, психологии, лингвистики, психолингвистики, логики и прочих наук является тема соотношения языка и человеческого сознания. Даже не зная законов, по которым осуществляет свою работу мышление, и только примерно догадываясь, как осуществляется наша речевая деятельность, мы нисколько не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой. Сколько раз в жизни каждому из нас доводилось сообщать кому-либо некую информацию. В данном случае, процесс говорения имеет целью породить процесс понимания у получателя информации.

Но существуют случаи, когда мы используем язык не для передачи информации другим людям, а для организации собственного мыслительного процесса: тихонько, шепотом или "про себя" проговариваем слова, а иногда и целые предложения, пытаясь что-то уяснить или понять. И что примечательно - получается! Зачастую мысль, облеченная в слова, как бы материализуется в нашем сознании и становится ясной и понятной.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… ……………………………… 3

Глава I. Возникновение языка, речи, мышления и связь между ними………..5

Глава II. Язык определяет мышление или мышление определяет язык?....10

Заключение………………………………………………………………………………………………... 14

Список используемой литературы………………………………………………………… .. . 16

Работа содержит 1 файл

русский язык реферат.docx

— 32.43 Кб (Скачать)

Сибирский государственный  университет физической культуры и  спорта 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на  тему:  «Язык и  мышление» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

выполнила : Анфиногенова Ю.

1 курс, группа  Т11Тб 
 
 

Омск 2011г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… ……………………………… 3

Глава I. Возникновение языка, речи, мышления и связь между ними………..5

Глава II. Язык определяет мышление или мышление определяет язык?....10

Заключение………………………………………………………………………………………………...   14

Список  используемой литературы………………………………………………………… .. . 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

По сей  день наиболее непостижимой и столь  же притягательной для изучения со стороны языкознания, психологии, лингвистики, психолингвистики, логики и прочих наук является тема соотношения языка  и человеческого сознания. Даже не зная законов, по которым осуществляет свою работу мышление, и только примерно догадываясь, как осуществляется наша речевая деятельность, мы нисколько  не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой. Сколько  раз в жизни каждому из нас  доводилось сообщать кому-либо некую  информацию. В данном случае, процесс  говорения имеет целью породить процесс понимания у получателя информации.

Но существуют случаи, когда мы используем язык не для передачи информации другим людям, а для организации собственного мыслительного процесса: тихонько, шепотом или "про себя" проговариваем  слова, а иногда и целые предложения, пытаясь что-то уяснить или понять. И что примечательно - получается! Зачастую мысль, облеченная в слова, как бы материализуется в нашем  сознании и становится ясной и  понятной. 

Актуальность  проблемы взаимосвязи языка и  сознания не единственная в наше время, существует еще ряд невыясненных вопросов, и один из них, на наш взгляд, наиболее интересный: какой элемент  в этой связке является доминирующим - язык или мышление; мы говорим, потому что так думаем или мы  думаем, потому что так говорим.  

Итак, цель нашей курсовой работы - выяснить, насколько  это возможно, влияние языка на образ мышления и наоборот (образ  мышления на тип языка).

Соответственно  для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1.Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой

отношения языка и мышления.

2.Описать механизмы, с помощью которых возможны речевая и языковая деятельности и процессы мышления. 

-3-

3.Описать различные точки зрения на проблему связи языка и мышления, в частности, возможно ли существование мышления без языка.

4.Выяснить - что тот  или другой исследователь считает определяющим в отношениях языка и мышления.

Прежде, чем  мы приступим непосредственно к  решению поставленных нами задач, дадим  определения следующим понятиям: язык, мышление, сознание.

У швейцарского лингвиста Фердинанда Соссюра мы читаем: язык - это, с одной стороны, социальный продукт речевой способности, с другой - совокупность необходимых  условий, усвоенных общественным коллективом  для осуществления этой способности  у отдельных лиц. "Язык есть система  знаков, выражающих идеи…"  . В свою очередь речевой способностью мы можем назвать деятельность, данную нам от природы, т.е. способность воспроизводить звуки.

Определения мышлению и сознанию мы позаимствовали у психолога Столяренко Л.Д.: "Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая  связи и отношения между познаваемыми объектами…. Мышление позволяет с  помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно  в восприятии". ( 7, с.178).

"Сознание - высшая, свойственная человеку  форма обобщенного отражения  объективных устойчивых свойств  и закономерностей окружающего  мира, формирования у человека  внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается  познание и преобразование окружающей действительности" (7, с.228). Таким образом, мышление является составляющей сознания и соответственно включено в его процессы. 
 
 
 

-4- 

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЯЗЫКА, РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ И СВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ

Прежде чем  мы приступим к выяснению отношения  языка к мышлению, попытаемся разобраться: с чем связано возникновение  языка и мышления (психологические  и физиологические предпосылки), каким образом происходит речевая  деятельность и как устроен речевой  механизм.

Считается, что из всех живых организмов, населяющих нашу планету только человек способен создать и усвоить сложную  систему языка. Бесспорно, что животные могут издавать и издают присущие их виду звуки, но это только звуковая сигнализация, не более того. Гамадрилы, которые генетически очень близки к человеку, могут издавать около 20 различных сигнальных звуков. Ими  эти стадные животные оповещают  друг друга о приближающейся опасности, о нужде в защите, нахождении новых  мест обитания и т.п. Однако их крики  нельзя расчленить на элементы, и они  не могут быть синтезированы в  новые структуры. То есть, если список звуков фиксирован, в данном случае их 20, то обезьяны не могут составить  какое-нибудь новое сообщение, кроме  этих 20.

Напротив, человеческий язык обладает удивительными возможностями  из ограниченного количества речевых  звуков (фонем, которых, например, в  русском языке 40) создавать неограниченное количество слов, из которых затем  создается огромное количество предложений, из последних формируются тексты (речь) также в бессчетном разнообразии.

Теорий происхождения  языка множество: от "божественного" наделения человека языком и звукоподражания  до мутационных процессов. Наиболее интересная и вероятная в этом плане теория происхождения языка, сформулирована одним из исследователей - Нуаре, впоследствии она была подтверждена рядом других наблюдений и может  быть обозначена как трудовая теория происхождения языка.

Эта теория заключается в следующем.

В процессе общественного труда, как указывал Энгельс, у людей возникла объективная  потребность что-то сказать друг другу. Это было необходимое явление; когда над одним объектом трудятся несколько человек, например,

-5-

группа людей  тащит ствол поваленного дерева,  здесь возникает объективная  необходимость не просто сопровождать это какими – то возгласами или  криками, выражающими эмоциональное  состояние, а обозначить предмет  действия или само действие известным  знаком.

Это обозначение  может иметь характер жеста или  звука, но в обоих случаях оно  обязательно должно иметь предметное значение, оно должно обозначать нечто  вроде следующего: тащи дерево, клади, оставь, осторожно. Эти жесты или  возгласы, родившиеся в совместном труде групп людей, были вначале  диффузны, они объединяли жест и  действие, жест и звук, они не имели  никакого значения вне действия, вне  труда и не возникали вне труда. Но когда они возникли в основе действия, то понять их можно было только в контексте действия.

Сначала эти  “слова” появлялись только в процессе труда, затем они стали появляться при отсутствии предметов, вне процессов  труда, и тогда они стали вызывать не переживания, которые появляются во время труда, а образ того предмета, с которым труд был связан. Именно эта элементарная диффузная речь, в которой были элементы действия, жеста, тона и звука, различные для  разных предметов, и послужили исходным для дальнейшего формирования языка. Постепенно слово, возникшее в процессе труда, состоявшее из жестов и звуков, начало отделяться от непосредственной деятельности, потеряло непосредственную связь с ним и начинало приобретать  известную самостоятельность, сохраняя вместе с тем то значение, которое  оно первоначально получило в  процессе трудовых действий.

Так постепенно начала развиваться система обозначений, составляющая лексический код языка. И эти слова, возникшие в трудовом действии, отделились от него и превратились в систему сигналов, которая обозначает вещи даже при отсутствии этих вещей. Таким образом, человек получил  возможность общаться непосредственно  при помощи звуков.

Но такими возможностями может быть наделен  организм только с определенной анатомо-физической основой. Это  можно подтвердить  фактами патологии речи. Так, например, при травмах, кровоизлияниях или  опухолях в определенных областях мозга  определенным образом 

-6-

нарушается  и речь. Здесь мы подошли непосредственно  к физиологическим предпосылкам формирования речи.

В левом  полушарии мозга у человека имеются  поля, совершенно отсутствующие у  животных. В левовисочной области расположено поле, анализирующее и синтезирующее акустические сигналы устной речи. В приеме речи важную функцию выполняет также левая теменно-височная-затылочная область. Но особенно существенную роль играют лобные области, регулирующие движения - это так называемый речедвигательный анализатор, работающий в процессе развития речи совместно со слуховым анализатором.

Конечно, возникает  вопрос, если мозг и органы речи взрослого  человека и новорожденного устроены одинаковым образом, почему последний  только агукает и не может произносить членораздельную речь? Оказывается, кроме того, что слухоречедвигательный анализатор у новорожденного еще не заполнен ассоциативными связями, то есть фактически он пуст, речевой аппарат ребенка нуждается в некотором переустройстве, а именно изменении положения надгортанника. Основная функция надгортанника состоит в том, что он при глотании прикрывает просвет гортани и поэтому пища проходит в пищевод, не попадая в дыхательные пути. А у новорожденного он (как и у животных) расположен очень высоко, так, что между полостью рта и глоткой остается очень узкая щель. Так как глотка и рот вместе представляют собой сдвоенный речевой резонатор, в котором формируются специфические для человеческой речи звуки, то разобщение этих двух полостей создает условия, при которых речь не может осуществляться. Постепенно с момента рождения ребенка и примерно до полутора лет надгортанник у него опускается и занимает нормальное низкое положение. Соответственно теперь его рот и глотка образуют общую, так называемую надставную трубку, в которой и могут формироваться речевые звуки.

С этого  момента речь ребенка может развиваться  разными темпами. Насколько быстро она разовьется и будет в будущем  полноценной, зависит от взрослых. Если ребенок очень редко вовлекается  в процесс речевого общения, у  него может произойти задержка развития не только в речи, но и в интеллектуальном росте.

-7-

Уже на первых этапах развития речи ребенок улавливает номинативные замечания взрослых по поводу окружающего: Это собачка, это  кошка, это машина и т.п. Так у  него происходит познание действительности при помощи языка. Язык помогает ему  отличить одну вещь от другой и выделить их из общего фона. Только тогда человек  может научиться правильно применять и отбирать слова, когда они усваиваются в процессе восприятия и наблюдения действительности. Например, в детском возрасте это происходит, когда ребенок трогает названный ему предмет, играет  с ним или с его изображением. В это время чувственное познание перерабатывается в такой образ вещи, который может регулироваться словесными воздействиями. В дальнейшем на этой почве у ребенка развивается абстрактное мышление.

Как язык, так  и мышление не являются неизменными  по своей сути. На протяжении всей жизни  человека они подвергаются качественным изменениям, причем на каждом возрастном этапе приобретают свои особенности. 

На первый взгляд кажется очевидным связь  языка и мышления. Но так ли это  на самом деле? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

По мнению известного лингвиста Ф. Соссюра, мышление в его психологическом отношении - это бесформенная и смутная масса, которая похожа на туманность, где  ничто не разграничено. "Нет предустановленных  идей, и нет никаких различений до появления языка". (6, с.109). А  звуковая субстанция - это не более  чем пластическая материя, которая  в свою очередь делится на отдельные  частицы, могущие служить необходимыми для  мысли "означающими".

У него, роль языка по отношению к мысли  совсем не заключается в создании материального звукового средства для выражения идей. Здесь скорее язык служит неким посредником между  мышлением и звуком и притом таким  образом, что их объединение неизбежно  приводит к обоюдному разграничению  единиц. И тогда мышление, которое  по своей природе хаотично, вынуждено  уточняться, разлагаясь. "Язык можно  также сравнить с листом бумаги: мысль - его лицевая сторона, а  звук - оборотная; нельзя разрезать  лицевую сторону, не разрезав и оборотную; так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли…" (6, с.110)

Информация о работе Язык и мышление