Чувственное и абстрактное познание

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 02:44, реферат

Описание работы

В современном мире, в нашей повседневной жизни с каждым годом все более значимым становится знание. И это естественно - ведь именно оно определяет наше будущее положение в обществе, карьерный рост и жизненный успех. То есть тема знания, его структуры, процесс его приобретения, методы, при этом используемые актуальны как для нас, так и для любых людей, которые жили до нас или будут жить намного позже.

Содержание

Введение.
Глава I. Научное познание и его особенности.
1.1. Основными особенностями научного познания.
Глава II. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
2.1. Чувственное познание.
2.2. Рациональное познание.
Заключение.
Использованные источники.

Работа содержит 1 файл

Чувственное и абстрактное познание.docx

— 41.99 Кб (Скачать)
 
 

Введение.  

Глава I. Научное познание и его особенности.

1.1. Основными  особенностями научного познания. 

Глава II. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.

2.1. Чувственное познание.

2.2. Рациональное познание. 

Заключение. 

Использованные  источники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 

   В современном мире, в нашей повседневной жизни с каждым годом все более значимым становится знание. И это естественно - ведь именно оно определяет наше будущее положение в обществе, карьерный рост и жизненный успех. То есть тема знания, его структуры, процесс его приобретения, методы, при этом используемые актуальны как для нас, так и для любых людей, которые жили до нас или будут жить намного позже.

 

  Познание - это  деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о различных  объектах. Общие проблемы познания: его природа, отношения знания и реальности, условия его истинности являются предметом исследования одного из относительно самостоятельных разделов философии - теории познания или гносеологии (греч. gnosis - знание и logos - учение).

   Познание  мира, построение образа этого мира необходимо для полноценной ориентации в нём, для достижения каких-либо целей.

   В составе научного знания обычно выделяют два основных уровня – уровень эмпирического и теоретического знания. В эмпирическом знании преобладает чувственное познание, т.е. вид познания, преимущественно опирающийся на данные органов чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. В теоретическом познании преобладают рациональные методы познания, преимущественно опирающиеся на логику, интеллект и мышление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава I. Научное познание и его особенности. 

   Познание  — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в  этом мире. “Познание – это, обусловленный  прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и  развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование.” 

   Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых  можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) материально-технический — производство средств к жизни, труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.

Каждой  форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии  и т.д. соответствуют специфические  формы познания. Обычно выделяют следующие  из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Последние  хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет  свою специфику.  

1.1.Основными особенностями научного познания являются:

1. Основная задача научного знания  — обнаружение объективных законов  действительности — природных,  социальных (общественных), законов  самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования  главным образом на общие, существенные  свойства предмета, его необходимые  характеристики и их выражение  в системе абстракций. “Сущность  научного познания заключается  в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно  находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на  этой основе осуществляет предвидение  различных явлений и событий”.

2. Непосредственная цель и высшая  ценность научного познания —  объективная истина, постигаемая  преимущественно рациональными  средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного  познания — объективность, устранение  по возможности субъективистских  моментов во многих случаях  для реализации “чистоты” рассмотрения  своего предмета. Ещё Эйнштейн писал: “То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить то, что есть”. Её задача – дать истинное отражение процессов, объективную картину того, что есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания.

3. Наука в большей мере, чем другие  формы познания ориентирована  на то, чтобы быть воплощенной  в практике, быть “руководством  к действию” по изменению окружающей  действительности и управлению  реальными процессами. Жизненный  смысл научного изыскания может  быть выражен формулой: “Знать, чтобы  предвидеть, предвидеть, чтобы практически  действовать”— не только в  настоящем, но и в будущем.  Весь прогресс научного знания  связан с возрастанием силы  и диапазона научного предвидения.  Именно предвидение дает возможность  контролировать процессы и управлять  ими. Научное знание открывает  возможность не только предвидения  будущего, но и сознательного  его формирования. “ Ориентация  науки на изучение объектов, которые  могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего  освоения), и их исследование как  подчиняющихся объективным законам  функционирования и развития  составляет одну из важнейших  особенностей научного познания. Эта особенность отличает его  от других форм познавательной  деятельности человека”. 

   Существенной  особенностью современной науки  является то, что она стала такой  силой, которая предопределяет практику.

4. Научное познание в гносеологическом  плане есть сложный противоречивый  процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся  систему понятий, теорий, гипотез,  законов и других идеальных  форм, закрепленных в языке —  естественном или — что более  характерно — искусственном (математическая  символика, химические формулы  и т.п.). Научное знание не просто  фиксирует свои элементы, но непрерывно  воспроизводит их на своей  собственной основе, формирует их  в соответствии со своими нормами  и принципами.

5. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. 

   Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное  познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и  материальное освоение познаваемых  фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь  познания с практикой, в ходе которой  происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение  их субъективных замыслов, идей, целей  в объективно существующие предметы, процессы.

   Чувственное и рациональное познание тесно связаны  между собой и являются двумя  основными сторонами познавательного  процесса. При этом указанные стороны  познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует  на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно  в известном смысле говорить о  них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и  существует в своих формах.  
 

2.1. Чувственное познание. 

   Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

   Ощущения  возникают в мозгу человека в  результате воздействия факторов окружающего  мира на его органы чувств. Каждый орган  чувств представляет собой сложный  нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников  и соответствующего отдела мозга, который  управляет периферийными рецепторами. Например, орган зрения — это  не только глаз, но и нервы, ведущие  от него в мозг, и соответствующий  отдел в центральной нервной  системе.

   Ощущения  — психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении нервных  центров, управляющих рецепторами. “Ощущения – это отражение  отдельных свойств, качеств предметов  объективного мира, непосредственно  воздействующего на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление”. Ощущения специализированы. Зрительные ощущения дают нам сведения о форме  предметов, об их цвете, о яркости  световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам ощущать  температуру окружающей среды, воздействие  различных материальных факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают сведения о  химических примесях в окружающей среде  и о составе принимаемой пищи.

   “Первая посылка теории познания,— писал  В. И. Ленин,— несомненно, состоит  в том, что единственный источник наших знаний — ощущения”. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

   Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощущение в качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности, установлено, что с точки зрения “информационной способности” на первом месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

   Возможности органов чувств человека ограничены. Они способны отображать окружающий мир в определенных (и довольно ограниченных) диапазонах физико-химических воздействий. Так, орган зрения может  отображать сравнительно небольшой  участок электромагнитного спектра  с длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. За границами этого интервала  находятся в одну сторону ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, а в другую — инфракрасное излучение и радиоволны. Ни те, ни другие наш глаз не воспринимает. Человеческий слух позволяет ощущать звуковые волны от нескольких десятков герц до примерно 20 килогерц. Колебания более высокой частоты (ультразвуковые) или более низкой частоты (инфразвуковые) наше ухо ощущать не способно. То же самое можно сказать и о других органах чувств.

   Из  фактов, свидетельствующих об ограниченности органов чувств человека, родилось сомнение в его способности познать  окружающий мир. Сомнения в способности  человека через свои органы чувств познать мир оборачиваются неожиданным  образом, ибо сами эти сомнения оказываются  свидетельством в пользу могущественных возможностей человеческого познания, в том числе, возможностей органов чувств, усиленных при необходимости соответствующими техническими средствами (микроскоп, бинокль, телескоп, прибор ночного видения и т. п.).

   Но  главное, человек может познавать  объекты и явления, недоступные  для его органов чувств, благодаря  способности к практическому  взаимодействию с окружающим миром. Человек способен осмыслить и  понять ту объективную связь, которая  существует между явлениями, доступными органом чувств, и явлениями для  них недоступными (между электромагнитными  волнами и слышимым звуком в радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами, которые они оставляют  в камере Вильсона, и т. д.). Понимание  этой объективной связи есть основа перехода (осуществляемого в нашем  сознании) от ощущаемого к неощущаемому.

Информация о работе Чувственное и абстрактное познание