Контрольная работа по «Логике»

Автор: l************@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 20:52, контрольная работа

Описание работы

Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном — о человеческом мышлении — то, что может показаться на первый взгляд без необходимости усложненным. К тому же основное ее содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей искусственном языке. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.

Содержание

Введение
Стр.
1. Понятия
Виды понятий
1.2. Понятие рода и вида
1.3. Обобщение и ограничение понятий
2. Закон исключенного третьего
2.1 Основное понятие
2.2 Некоторые применения закона
2.3 Критика закона Брауэром
Заключение

Список использованной литературы. Стр.

Работа содержит 1 файл

Логика контр.doc

— 97.50 Кб (Скачать)
 
 

Министерство  сельского хозяйства РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт

Экономический факультет  
 
 
 
 

Контрольная работа по курсу: «Логика» 

вариант № 3 
 
 
 
 
 

                                                            Выполнил (а): студентка группы ГМУ

                                                                                     Семестр 5

                                                                                     Бабина Т.А.

                                                                                     СОП

                                                            Проверил (а):    
 

                                            Кемерово – 2009 

Содержание 

Введение 

Стр.
  1. 1. Понятия
    1. Виды понятий
1.2. Понятие рода и вида

1.3.  Обобщение и ограничение понятий

  1. 2. Закон исключенного третьего

2.1 Основное  понятие

2.2 Некоторые  применения закона

2.3 Критика  закона Брауэром

Заключение

Стр.

Стр.

Стр.

Стр.

Стр.

Стр.

Стр.

Стр.

Стр.

Список  использованной литературы.  Стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

       Всегда  было принято считать, что знание логики обязательно для образованного  человека. Сейчас, в условиях коренного  изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому — растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика.

       Логические  операции — такие, как определение, классификация, доказательство, опровержение и т.п. — применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Но применяются неосознанно и нередко с погрешностями, без отчетливого представления о всей глубине и сложности тех мыслительных действий, с которыми связан каждый, даже самый элементарный акт мышления.

       Логическая  теория своеобразна. Она высказывает  об обычном — о человеческом мышлении — то, что может показаться на первый взгляд без необходимости  усложненным. К тому же основное ее содержание формулируется на особом, созданном специально для своих целей искусственном языке. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собой разумеющимся.

       Подобно тому, как умение говорить существовало еще до возникновения науки грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало задолго до науки логики. Подавляющее большинство людей и сейчас размышляют и рассуждают, не обращаясь за помощью к особой науке и не рассчитывая на эту помощь. Некоторые склонны даже считать собственное мышление естественным процессом, требующим анализа и контроля не больше чем, скажем, дыхание или ходьба.

       Разумеется, это заблуждение. Знакомство уже  с первыми разделами книги  покажет необоснованность такого чрезмерного оптимизма в отношении наших стихийно сложившихся навыков правильного мышления.

       Примеры, используемые в работе, связаны, как правило, с обычной деятельностью мышления. Значительное их число построено на материале художественной литературы и истории науки. Эти примеры призваны не только оживить изложение, но и наглядно продемонстрировать, что логическое — это не только предмет специальных размышлений, но и то, с чем постоянно сталкивается каждый. Кроме того, примеры позволяют показать, что реальное мышление не сводится просто к логической последовательности. В процессе решения возникающих задач важным оказывается, как правило, все: и последовательность, и интуиция, и эмоции, и образное видение мира и многое другое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятия
    2. Виды понятий

               Определение понятия- логическая операция раскрытия содержания понятия или значение термина. С помощью определения понятий в явной форме раскрывается содержание понятия и тем самым отличается круг определяемых предметов от других предметов.

       Понятие принято делить на следующие виды; единичные и общие, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и соотносительные. 

       Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Верховный Суд», «Украина»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «суд», «страна ближнего зарубежья»). В них мыслится множество элементов, имеющих общие существенные признаки. 

       Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется. Например, «участник Великой отечественной войны», «планета солнечной системы». Так, в понятии «участник Великой отечественной войны» мыслится определенное число советских людей, сражавшиеся против фашистских захватчиков в 1941-1945 гг.. в понятии «планета солнечной системы» мыслится количество планет в солнечной системе.

       Общее понятие, относящиеся к неопределенному  числу предметов, называется  нерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элементов (людей, следователей, указов) не поддается учету; в понятии «человек» мыслятся все люди, которые существовали когда-либо, существуют и будут существовать; в понятии «следователь»- все следователи прошлого, настоящего и будущего; понятие «указ» охватывает все указы.

       В особую группу выделяются собирательные  понятия, в которых мыслятся совокупности элементов, составляющих единичное  целое, например «коллектив», «полк», «созвездие». Эти понятия, так же как и общие, отражают множество элементов (членов коллектива, солдат и командиров полка, звезд), однако. Как и в единичных понятиях, это множество мыслятся как единый предмет.

       В процессе обсуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и  собирательном смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия является собирательным. Например, высказывая мысль «Студенты нашего института изучают логику»,мы употребляет понятие «студенты нашего института» в разделительном смысле, так как данное утверждение относится  к каждому студенту института. В  высказывании «Студенты нашего института провели теоретическую конференцию» утверждение относится ко всем студентам нашего института в целом. Здесь понятие «студенты нашего института» употребляется в собирательном смысле.

       Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что отражают понятия: предмет или его свойство.

       Понятие, в котором мыслится предмет или  совокупность предметов как нечто  самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами, называется  абстрактным. Так, понятие «книга», «свидетель», «государство», «происшествие», «обвинение» являются конкретными; понятие «белизна», «смелость», «дееспособность», «ответственность»- абстрактными.

       Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание признаки, присущие предмету, или признаки, отсутствующие у него.

       Понятия, содержание которых составляют признаки, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных признаков, называются отрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «неграмотный», «беспорядок», «алогичный», «неверующий» - отрицательный.

       Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в связи с другими предметами.

       Безотносительные понятия отражают предметы, существующие раздельно и поэтому мыслящиеся вне отношения к другим предметам. Таковы понятия «студент», «государство», «народный суд», «потерпевший», «место преступления» и др. В соотносительных понятиях отражаются предметы, существование которых связано с существованием других предметов, поэтому они не мыслятся один без другого. Например: «родители» и  «дети», «начальник» и «подчиненный», «причина» и «следствие», «базис» и «надстройка», «получение взятки» и «дача взятки». В этих понятиях отражены предметы, существование одного из которых предполагает существование другого. 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие рода и вида
 

       Признаки, указывающие на тот круг предметов, из числа которых нужно выделить определяемое множество предметов, называются родовыми признаками, или родом.  Например, «Барометр- прибор для измерения атмосферного давления»; «Треугольник- многоугольник с тремя сторонами»;  «Гротеско- способ сатирического изображения жизни, отличающийся резкими преувеличением, сочетанием реального и фантастического». В данных примерах  род это «прибор», «многоугольник», «способ сатирического изображения жизни».

       Признаки, при помощи которых выделяется определяемое множество предметов из числа  предметов, соответствующих родовому понятию, называются видовым отличием.

       Разновидностью  определения через род и видовое отличие является генетическое определение, в котором указывается способ образования только одного предмета. Например: «Кислотами называются сложные вещества, образующиеся из кислотных остатков и атомов водорода, способных замещаться атомами металлов или обмениваться на них»; «Коррозия металлов- это окислительно-восстановительный процесс, образующийся в результате окисления атомов металла».

       Определения через ближайший род и видовое  отличие и генетические определения  входят в класс реальных определений, ибо они определяют само понятие, например, «информатика», «треугольник», «Кислота» и др. 
 
 
 
 
 
 

       1.2. Обобщение и ограничение понятий 
 
 
 
 
 
 

2. Закон исключенного третьего

2.1. Основное понятие закона

       Закон исключенного третьего, как и закон противоречия, устанавливает связь между противоречащими друг другу высказываниями. Он утверждает: из двух противоречащих высказываний одно является истинным.

       Символически: A v ~ A, А или не-А.

         Например: "Аристотель умер в  322 г. до н.э. или он не умер в этом году", "Личинки мух имеют голову или не имеют ее" и т.п. Само название закона выражает его смысл: дело обстоит так, как говорится в рассматриваемом высказывании, или так, как говорится в его отрицании, и никакой третьей возможности нет.

       Как выразил эту мысль Аристотель: "...Не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать".

       Человек говорит прозой или не говорит  прозой, кто-то рыдает' или не рыдает, собака выполняет команду или  не выполняет ее и т.п. – других вариантов не существует. Мы можем  не знать, противоречива некоторая  теория или нет, но на основе закона исключенного третьего еще до начала исследования мы вправе заявить: она или непротиворечива или противоречива.

Информация о работе Контрольная работа по «Логике»