Контрольная работа по "Логика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 14:27, контрольная работа

Описание работы

Изучение логики имеет целью усвоение принципов и правил непротиворечивого, последовательного и доказательного мышления, составляющего основу как научного познания, так многообразных форм вербального общения людей в их повседневной жизни. Знание основных законов и операций логики является необходимым условием для развития и совершенствования мыслительных навыков человека – умения обобщать, анализировать и абстрагироваться, раскрывать замысел и внутреннюю композицию текста, связывать разрозненные высказывания в единое целое, выделять главную мысль и отделять ее от второстепенных, давать четкие определения и характеристики, находить ошибки и софизмы в рассуждениях оппонентов, аргументировано и убедительно обосновывать собственную позицию, отделять истинное от заблуждения и т.д. Задача учебного курса – соединить теоретические знания с формированием навыков логического мышления, с умением поставить проблему, найти пути ее решения и изложить полученный результат в виде сообщения, доклада, реферата, научной статьи.

Работа содержит 1 файл

Логика.doc

— 613.50 Кб (Скачать)

Е.А. Плеханов

Логика

(Рецензент – д.ф.н., проф. Е.И.Аринин)

_______________________________________________________ 

ВВЕДЕНИЕ

   Изучение  логики имеет целью усвоение принципов  и правил непротиворечивого, последовательного и доказательного мышления, составляющего основу как научного познания, так многообразных форм вербального общения людей в их повседневной жизни. Знание основных законов и операций логики является необходимым условием для развития и совершенствования мыслительных навыков человека – умения обобщать, анализировать и абстрагироваться, раскрывать замысел и внутреннюю композицию текста, связывать разрозненные высказывания в единое целое, выделять главную мысль и отделять ее от второстепенных, давать четкие определения и характеристики, находить ошибки и софизмы в рассуждениях оппонентов, аргументировано и убедительно обосновывать собственную позицию, отделять истинное от заблуждения и т.д. Задача учебного курса – соединить теоретические знания с формированием навыков логического мышления, с умением поставить проблему, найти пути ее решения и изложить полученный результат в виде сообщения, доклада, реферата, научной статьи. 

   В теоретической части курса рассматриваются  основы классической логики – учение о понятии, суждении, умозаключении, логические законы, способы доказательства и опровержения, логика спора, постановки и разрешения проблемы. В целях доступности материала, он освещается без использования свойственного современной логике искусственного, высоко формализованного языка.

   Поскольку в условиях заочной формы обучения значительный объем времени отводится на внеаудиторную работу, методические рекомендации ограничиваются лишь центральными темами учебного курса. Остальная часть учебной программы выносится на самостоятельное усвоение. Закреплению приобретенных знаний и формированию навыков логического мышления призваны способствовать логический практикум и тесты для самопроверки.

   В соответствии с действующим учебным планом на изучение курса логики отводится 10 часов аудиторного времени, их которых 8 часов – лекции, 2 часа – практическое занятие. Форма итоговой проверки знаний – зачет.   

   ГСЭ.Ф.06. ЛОГИКА

         Логика и язык права. Суждение  и норма. Вопросно-ответные ситуации. Понятие. Определение и классификация.  Дедукция, индукция и аналогия. Логические основы аргументации. Формы развития знания: проблема, гипотеза, судебно-следственная версия, теория. 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН 

№ п/п Тема занятия Форма

занятия

Кол-во часов
1. Предмет логики. Понятие как форма логического мышления. Лекция    2
2. Суждение, его виды и логическая структура. Силлогистика. Лекция    2
3. Дедуктивные и  индуктивные умозаключения. Законы логики. Лекция    2
4. Доказательство  и опровержение. Логика спора. Лекция    2
5. Логический практикум. Практическое  занятие    2
6.    Всего         10
 

ПРОГРАММА КУРСА «ЛОГИКА» 

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА

ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

   Мышление  как предмет логики. Чувственное  и рациональное познание, их особенности и формы.

   Логика  и язык. Язык как знаковая система. Знак и значение. Языковые и неязыковые знаки. Язык и речь. Семантика, грамматика и синтаксис. Грамматическая и логическая структура языка. Естественные и искусственные языки.

   Конкретное  содержание и логическая структура  мысли. Логические категории: логические постоянные (символы), имена (понятия), высказывания. Виды логических связок. Логическая символика.

   Логическая  форма понятия. Понятие и имя. Значение и смысл имени. Пустые и  полные имена. Единичные и общие  имена. Классы, подклассы, элементы класса. Содержание и объем понятия. Отношение между понятиями: равнозначность, пересечение, подчинение, исключение. Противоречащие и противоположные понятия. Конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные понятия. Закон обратного соотношения между объемом и содержанием понятия.

   Логические  операции с объемом понятий: обобщение, ограничение, деление, сложение, умножение.

   Логические  приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование.

   Определение понятий. Функции определения. Неявные  определения: контекстуальные, остенсивные, аксиоматические. Явные определения и его правила: взаимозаменяемость, соразмерность определяемого и определяющего, недопустимость «порочного круга», ясность. Реальные и номинальные определения.

   Классификация понятий и ее виды. Искусственная  и естественная классификации. Деление понятий и его основания. 

   Понятие как составная часть высказывания. 

ТЕМА 2. СУЖДЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ЛОГИЧЕСКАЯ

СТРУКТУРА. СИЛЛОГИСТИКА

   Суждение  как форма логического мышления и его структура. Простые и сложные, утвердительные и отрицательны высказывания. Основание (антицедент) и следствие (консеквент), субъект и предикат суждения. Виды суждений: атрибутивные, суждения существования, тождества, отношения. Способы получения сложных высказываний: конъюнкция, дизъюнкция, нестрогая дизъюнкция, импликация, эквивалентность. Условное высказывание. Импликация и условия ее истинности.

   Категорическое  высказывание и его виды. Распределенность терминов в категорическом суждении. Логический квадрат и виды подчинения суждений.  Суждения как составные элементы умозаключения. 

ТЕМА 3. ДЕДУКТИВНЫЕ И ИНДУКТИВНЫЕ

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

   Силлогизм и его логическая структура: посылки, заключение, меньший, средний и больших члены. Логически необходимые и вероятностные заключения. Дедуктивные и индуктивные умозаключения. Особенности индуктивных умозаключений. Полная и неполная индукция. Косвенное подтверждение, целевое обоснование, факты, иллюстрации, образцы. Умозаключения по аналогии: свернутая аналогия, аналогия свойств и отношений. Вероятность выводов по аналогии.

   Особенности дедукции. Простой категорический силлогизм, его фигуры и модусы. Общие правила  категорического силлогизма и их применение при определении правильности построения умозаключения. 

   Понятие логического закона. Закон противоречия (непротиворечия) и его логическая форма. Логическое и диалектическое противоречие. Условия выполнения закона непротиворечия.

   Закон исключения третьего и условия его  применения.

   Закон тождества и условия его выполнения при определении понятия. Ясность и точность понятия. Проблема развития знания.

   Законы  контрапозиции и их логические формы. Модус поненс и модус толленс. Утверждающе-отрицающий и отрицающее-утверждающий модусы. Конструктивная и деструктивная дилеммы. Закон Клавия.

   Законы  логики как элементы логической системы. 

ТЕМА 4. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ.

ЛОГИКА  СПОРА

   Понятие доказательства и его структура. Тезис, основание и логическая связь  между ними. Прямое и косвенное  доказательство. Виды косвенных доказательств: «доказательство от противного», «приведение к абсурду», «доказательство через исключение». Опровержение и его способы. 

   Ошибки  в доказательстве. Формальная ошибка, ошибки в отношении тезиса и аргументов.

   Общая характеристика спора, его разновидности: дискуссия, полемика, эклектика, софистика. Софизмы, их негативный и позитивный смысл. Диспут, дебаты. Простой и сложный, устный и письменный спор.

   Общие требования к спору. Обоснованность спора, его основание, предмет и тема. Логика ведения спора. Стратегия и тактика спора. Аргументы и контраргументы.  Правила выигрыша.

   Корректные  и некорректные приемы в споре. Подмена  тезиса. Недопустимые аргументы: «аргумент к публике», «аргумент к личности», «аргумент к человеку», «аргумент к тщеславию», «аргумент к авторитету», «аргумент к физической силе», «аргумент к невежеству», «аргумент к жалости».

   Диалог. Диалогическая природа познания и общения. 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 

1. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ПОНЯТИЕ  КАК ФОРМА

ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

   Логика  – наука о законах и формах правильного мышления, как средства объективного познания окружающего мира. Познание осуществляется на чувственной и рациональной ступенях. Предметом логики является структура и правила рационального, абстрактного мышления. В отличие от конкретно-образного мышления, оно характеризуется: 1) обобщенностью, т.е., отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся; 2) опосредованностью – возможностью получать новую информацию на основе имеющихся знаний, без непосредственной помощи органов чувств; 3) активностью, проявляющейся в способности человека к целеполаганию, творчеству, воображению, фантазии; 4) тесной связью с языком как средством выражения, закрепления и передачи содержания мышления.  Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление, рационального познания – понятие, суждение и умозаключение. Понятие – форма абстрактного мышления, фиксирующая существенные и отличительные признаки предмета или класса предметов. Суждение – выраженная в языковой форме мысль, в которой что-то утверждается или отрицается. Умозаключение – форма мышления, в которой на основании определенных правил из посылок образуется новое суждение.

   Язык  – естественно сложившаяся в процессе исторического развития общества знаковая система, служащая для целей познания и общения. Знак – это материальный предмет, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. Языковыми знаками образована речь, которая выступает воплощением, реализацией языка. Через речь язык обнаруживает себя и выполняет коммуникативную функцию. Выделяются вербальная и невербальная формы речи.

   Язык  является объективацией содержательной и формальной (структурной) сторон мышления («язык есть действительность мысли»). Содержательная (внутренняя) сторона языка, образованная  его значениями (в широком смысле), составляет семантику языка, а способ связи содержательных элементов языка – его логическую структуру. Внешний аспект языка касается форм, видов, функций и отношений между языковыми знаками, входящими в состав речевых образований. Поэтому грамматика – это строй языка, т.е. система способов словопроизводства, морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций. Правила связи грамматических частей языка образую его грамматическую структуру. Для логики имеет значение грамматическая структура не слова, а более крупных единиц языка – высказываний (предложений). Связь между грамматической и логической структурами высказывания состоит в том, что грамматическая правильность – необходимое, но недостаточное условие осмысленного высказывания. Для того, чтобы высказывание было осмысленным, то есть обладало бы истинностным значением (т.е. могло быть или истинными или ложным) оно должно быть и логически правильным. Например, выражения «Старая добродетель лысая» и «Старая юбка грязная» грамматически построены одинаково правильно, но первое бессмысленно, т.к. в нем связаны несравнимые друг с другом понятия.

   Языки разделяются на естественные и искусственные. Естественные возникают стихийно и постепенно, связаны с историей социальной общности (этноса, народа, нации) и используются людьми в повседневном общении. Искусственные языки создаются на основе особых символов для специальных целей (языки математики, химии, логики, компьютерные языки, шифры и др.), благодаря чему они вторичны по отношению к естественным языкам, обладают строгой определенностью словаря, синтаксиса и семантики, что позволяет добиваться ясности и точности терминов и высказываний.

   Имена и понятия. Из понятий с помощью логических связок складываются высказывания, из которых состоят рассуждения. Те рассуждения, в которых какие-то высказывания принимаются за исходные, а из них выводится новое высказывание, называются умозаключениями.

Информация о работе Контрольная работа по "Логика"