Тяга поездов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Рациональное использование электроэнергии на тягу поездов, в том числе оценка экономичности потребления энергии и энергетической эффективности электроподвижного состава в эксплуатации, потерь энергии в системе тягового электроснабжения, выявление резервов экономии энергии – одна из наиболее актуальных проблем железнодорожного транспорта Украины. Это очевидно, поскольку в последнее время удельные затраты электроэнергии на единицу перевозочной работы повышаются, а цены на энергоресурсы постоянно растут.

Работа содержит 1 файл

Раздел 1.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

1.6 Влияние электрификации железных дорог Украины и частичного увеличение перевозок электротягой на экономию топлива

 

Электрическая тяга, по сравнению с тепловозной, кроме значительной эксплуатационной эффективности, имеет высокую энергетическую эффективность. В дальнейшем преимущество электрической тяги будет усиливаться за счет значительных резервов КПД электровозов – в связи с повышенной дефицитностью дизельного топлива и цены на него, которая уже сейчас несопоставима с ценой электроэнергии. Следует брать в учет также отсутствие краж электроэнергии, как это имеет место с дизельным топливом [2,10].

Анализ данных за 2001 год показывает, что ощутимые потери энергоносителей (в килограммах условного топлива на единицу работы) у электротяги значительно ниже, чем в случае использования тепловозной тяги (таблица 1.5).

 

Таблица 1.5 – Удельные расходы энергоресурсов различными видами тяги

                                                      В килограммах усл. топлива на единицу работы

Сфера применения

Теплотяга

Электротяга

Грузовая работа

52,40

38,71

Пассажирская работа

94,40

61,85

Пригородные перевозки

109,40

80,50


 

 

 

1.7 Влияние мер по улучшению использования ТПС, непосредственно влияющих на расход энергоресурсов

 

В целом на данный момент в Украине локомотивный парк используется лучше, чем в 1997 году (таблица 1.6).

При увеличении объемов перевозок электротягой на 2,8% парк магистральных электровозов вырос на 3,2%, прежде всего за счет увеличения резервного пробега (+15,5%) и простоев (+3,6%).

Имеет место уменьшение эксплуатационного парка магистральных тепловозов, влияющие на адекватное уменьшение перевозочной работы (соответственно –5,9% и –10,5%). При этом резервный пробег вырос на 11%, а простои уменьшились всего лишь на 3,6%. Это привело к увеличению непродуктивных потерь топливно-энергетических ресурсов на 27,87 тыс. тонн условного топлива (ТУТ), или на 9,7% (таблица 1.7) [2,11].

В свою очередь, увеличение непродуктивных потерь увеличило общий объем их затрат на тягу поездов на 1,2% и энергоемкость железнодорожных перевозок в целом на 0,8%.

В 2001 году уменьшились затраты за счет улучшения использования ТПС и по этому показателю вышли на уровень 1997 года, что дало возможность уменьшить непродуктивные потери топливно-энергетических ресурсов на 37,38 тыс. тонн условного топлива и, соответственно, энергоемкость перевозок на 1,1%.

 

 

1.8 Экономия энергии при сушке изоляции тяговых двигателей локомотивов

 

Значительное количество электроэнергии расходуется в локомотивном депо в зимний период на сушку изоляции тяговых электродвигателей. При подготовке к работе и техническому об­служиванию электровозов в зимних условиях техническими указаниями при постановке  электровозов  в  отапливаемые цеха депо необходимо производить сушку увлажненной изоляции тяговых двигателей. Сушку осуществляют горячим воздухом от калориферной установки с паровым или электрическим подогре­вом либо путем пропускания постоянного тока от источников низкого напряжения через обмотки двигателей. Изоляцию тяговых двигателей электровозов переменного тока допускается сушить от на­пряжения контактной сети.

С технико-экономической точки зрения более эффективной и, поэтому, чаще всего используемой в локомотивных депо является калориферная сушка тяговых двигателей горячим воздухом. Температура воздуха при этом должна составлять 90-100°С; в каждый электродвигатель локомотива необходимо подавать не менее 15-20 м3 /мин возду­ха, а в каждый двигатель электропоезда по 10-12м3/мин воздуха.

В результате исследования выявлена воз­можность значительного снижения расхода элек­троэнергии. При сушке изоляции тяговых двигате­лей одного электровоза расход электроэнергии может быть снижен до 30 % при уменьшении времени сушки более чем в 2 раза без ухудшения качества изоляции. Температура горячего воздуха при этом значительно ниже, чем 900С, Полученные результаты достигаются на основании решения уравнения массопроводности:

 

                            ,                                                                                     (1.1)

 

где  - соответственно суммарная плотность потока влаги, перемещающаяся внутри тела, плотности потоков влаги, обусловленные градиентом влагосодержания и термодиффузией [12].

При решении уравнения для каждого конкрет­ного типа двигателя определяется соответствую­щий температурный режим сушки, позволяющий добиться максимального значения .

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Таблица 1.6 – Показатели использования локомотивов

Локомотивы

Год

Работа, млн т-км брутто

Эксплуатационный парк, ед

Использование парка, ед

Перевозки

Маневры

Простой

в целом

в т. ч. резервом

Электровозы

1997

287347

1067

466

45

40

561

2000

295392

1101

479

52

40

582

Изменение, %

102,8

103,2

102,8

115,5

100

103,6

Тепловозы

1997

65288

1560

262

53

706

591

2000

58439

1515

276

59

711

559

Изменение, %

89,5

97,2

93,8

111,3

100,7

94,5

 

 

Таблица 1.7 – Показатели простоя и расхода энергоресурсов локомотивов

Локомотивы

Год

Простой на станции оборота

Простой на станции прописки

Простой в основном депо

Резервный пробег

Непроизводственные потери в целом

млн лок/ч

тыс. ТУТ

млн лок/ч

тыс. ТУТ

млн лок/ч

тыс. ТУТ

млн лок/ч

тыс. ТУТ

млн лок/ч

тыс. ТУТ

Электровозы

1997

1,66

43,03

0,51

13,22

1,46

23,66

15,33

64,46

144,47

10,1

2000

1,87

48,62

0,58

15,15

1,37

22,23

18,26

76,65

162,78

11,2

2001

1,66

43,03

0,51

13,22

1,37

22,23

15,33

64,46

142,94

9,8

Тепловозы

1997

1,06

45,24

0,71

30,31

2,62

38,00

15,89

27,84

141,39

21,8

2000

1,08

45,82

1,04

44,23

2,07

30,02

17,65

30,88

150,95

23,9

2001

1,06

45,24

0,71

30,31

2,07

30,02

15,89

27,84

133,41

21,1

 



Информация о работе Тяга поездов