Анализ основных стадий планирования товароснабжения розничной торговой сети

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить систему товароснабжения.
Задачи исследования:
- изучить разновидности товарной политики предприятия и способы управления ассортиментом;
- изучить методы организации товароснабжения предприятий розничной торговли;
- изучить способы улучшения товароснабжения;
- изучить методы управления товарными запасами
- изучить организацию товароснабжения на основе компьютерных технологий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................3
РАЗДЕЛ I. Организация и технология системы товароснабжения......6
1.1. Товарная политика и управление ассортиментом....................6
1.2. Организация товароснабжения.................................................16
1.3. Совершенствование товароснабжения розничной торговой сети – важнейшая предпосылка улучшения удовлетворения спроса населения............................................................................................................23
РАЗДЕЛ II. Современные методы планирования товароснабжения...............................................................................................28
2.1. Классические приемы управления запасами и вероятностные модели.................................................................................................................28
2.2. Организация товароснабжения на основе компьютерных технологий..........................................................................................................33
2.3. Оперативное управление поставками при помощи компьютерных технологий.............................................................................................................................42
2.4. Прогнозирование и управление спросом...........................................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................52

Работа содержит 1 файл

Гунченко М.В. Анализ основных стадий планирования товароснабжения розничной торговой сети.doc

— 806.00 Кб (Скачать)
  1. особенности организации снабжения магазинов, связанные с географией размещения поставщиков;
  2. состояние и уровень развития розничной торговой сети;
  3. наличие складских площадей в оптовой и розничной торговле;
  4. объем розничного оборота в разрезе товарных групп по отдельным магазинам.
  5. сложность ассортимента изделий, реализуемых в магазине;
  6. сезонность производства и реализации изделий;
  7. размер товарных запасов;
  8. средний размер партий изделий, поступающих от отдельных поставщиков;
  9. издержки обращения, связанные с организацией доставки товаров, их хранением и реализацией и т. д.

        Разнородность и  соответственно разномерность отдельных показателей, характеризующих приведенные выше факторы, делают невозможным их учет в полном объеме. Поэтому возникает необходимость расчета сводного показателя или выбора одного параметра, который может использоваться в качестве критерия при определении рациональных форм товароснабжения розничной сети.

        При выборе такого критерия следует учитывать, что различного рода закономерности, которые теоретически являются логичными и обоснованными, на практике могут не проявляться, так как множество самых разнообразных факторов действует в различных направлениях и сила воздействия каждого из них может меняться в течение времени.

        При выборе критерия целесообразности применения транзитной поставки следует очень осторожно подходить к определению экономической эффективности системы товароснабжения на основе расчета издержкоемкости. Нужно учитывать, что такие расчеты можно использовать лишь в «нормальных условиях», т. е. при четкой организации товароснабжения с оптовых баз. Известно, что оптовые базы имеют гораздо больше возможностей для равномерного снабжения розничной сети подсортироваиными в соответствии с ее заказами партиями товаров, чем промышленные предприятия. Поэтому можно предположить, что при переводе магазинов с транзитной на складскую форму товароснабжения будет получен экономический эффект за счет снижения совокупного уровня товарных запасов в оптовом и розничном звене, роста товарооборота, обусловленного стабильным широким ассортиментом изделий в магазинах.

        При переводе магазинов  на складскую форму снабжения создается возможность снижения уровня товарных запасов, так как в соответствии с действующими требованиями оптовые базы обязаны обеспечить равномерную (но декадам) поставку изделий в розничные предприятия в заказанном ассортименте. При такой организации снабжения магазинов уровень товарных запасов можно довести до 15 дней оборота (10 дней текущего запаса и 5 — страхового).

        Таким образом, расчет экономической эффективности перевода розничных предприятий на складскую форму товароснабжения основан на сопоставлении экономии издержек обращения в магазинах с дополнительными затратами, возникающими в оптовом звене.

        Поскольку целью  построения рациональной системы товароснабжения  является не только получение экономического, но и социального эффекта за счет улучшения торгового обслуживания населения, то она должна обеспечить возможно более широкий выбор товаров в торговых залах магазинов. С этих позиций критерий целесообразности применения транзитной поставки может быть сформулирован следующим образом. Транзитная форма товароснабжения по таким товарам сложного ассортимента, как ткани, одежда и обувь, целесообразна только в тех случаях, когда объем поставки позволяет производителю поставить в течение месяца такое количество партий, которое обеспечивало бы получение магазином всего заказанного им на этот период ассортимента товаров.

        В соответствии с  этим критерием расчеты для определения минимальных объемов поставки тканей, одежды и обуви, при которых целесообразно использование транзитной поставки этих товаров непосредственно в магазины.

        Для расчета таких  объемов следует предварительно определить минимально необходимое количество партий товаров, которое должен получать магазин ежемесячно, а также среднюю стоимость одной партии.

        Количество партий, которое необходимо поставить с  данной фабрики в магазины для  обеспечения в них полного ассортимента вырабатываемых предприятием изделий, зависит, главным образом, от специализации фабрики, широты ассортимента производимых ею товаров, уровня запасов на складах готовой продукции.

        Сначала необходимо изучить возможности отдельных предприятий, специализированных на производстве тканей, одежды и обуви, комплектовать партии товаров для магазинов по их заказам. Для этого рассчитывалась продолжительность периода, в течение которого фабрика может в среднем обеспечить выполнение заказа магазинов в ассортиментном разрезе. При этом учитывалось, что текстильные, трикотажные и обувные фабрики могут аккумулировать на своих складах ассортимент изделий, вырабатываемый в течение нескольких дней, предшествующих поставке в данный магазин.

        По обувным, швейным, трикотажным и чулочно-носочным фабрикам определение продолжительности периода, который необходим этим предприятиям для формирования партий товаров для магазинов, основывается на сопоставлении всего количества ассортиментных разновидностей изделий, выпускаемых каждой из этих фабрик за год, и аналогичного показателя, складывающегося в среднем за день.

        Несколько иной подход применяется при определении продолжительности периода, необходимого для формирования партии тканей. Это обусловлено тем, что ткани по количеству присущих им ассортиментных признаков являются товарами более простого ассортимента. Кроме того, широта ассортимента тканей, вырабатываемых различными предприятиями, сильно колеблется: одни фабрики производят только один артикул, другие — несколько десятков. Естественно, продолжительность периода, необходимого для комплектования партии товаров для магазина, будет существенно отличаться на разных текстильных фабриках. В этих условиях правомерно принять за продолжительность периода комплектования одной партии норматив запасов на складах готовой продукции этих фабрик (в днях выпуска).

        На основе продолжительности  периода, в течение которого текстильное, швейное или обувное предприятие может в среднем выполнить заказ магазина по ассортименту (т. е. сформировать для него партию товаров), рассчитывается минимально необходимое количество партий, которое должна поставить фабрика розничному предприятию в течение месяца. Для этого достаточно найти частное от деления количества дней в месяце на продолжительность периода, требуемого фабрике для комплектования партии.

        Средний размер партии (в денежном выражении), поставляемой с данного промышленного предприятия, рассчитывается на основе информации за отчетный период путем деления объема поставки одногородним магазинам на общее количество партий. При этом следует принимать во внимание поставку только в те магазины, которые получают ткани, одежду и обувь по разнарядкам оптовых баз или розничных торговых организаций (т. е. не учитывается поставка крупным розничным предприятиям, заключившим договоры поставки непосредственно с производителями). Такой порядок расчета преследует цель избежать необоснованного завышения этого показателя, так как средний размер партии, поступающей в предприятия розничной торговли, находящиеся на прямых связях, значительно выше по сравнению с другими магазинами.

        Поскольку из года в  год происходит все более полное насыщение рынка, перечень достаточных товаров постоянно расширяется. Это создает необходимые предпосылки для стабильного предложения широкого ассортимента таких изделий покупателям. Однако факты отсутствия в продаже товаров достаточного ассортимента еще нередки.

        Основными причинами  такого положения являются недостатки в организации товароснабжения  магазинов и отсутствие должного внимания руководителей оптовых баз и магазинов к торговле достаточными товарами, т. е. к обеспечению их постоянного запаса на складах оптовых предприятий и в розничной сети. Существующая точка зрения, согласно которой план товарооборота легче всего выполнить за счет изделий, пользующихся повышенным спросом, негативно отражается на } уровне организации работы с достаточными товарами, качестве торгового обслуживания населения.

        Специальный, более  жесткий контроль за постоянным наличием в продаже достаточных товаров пока не организован.

        Установление надлежащего  контроля за организацией торговли достаточными товарами требует детализации, обоснованного определения их ассортимента. В список достаточных товаров нельзя включать товарные группы, если лишь некоторые из входящих в ее состав изделий являются достаточными. Конкретизация списка достаточных товаров, основой которой является тщательный экономический анализ, создает предпосылки для организации специального режима накопления их запасов, снабжения ими магазинов.

        Такой специальный  режим предполагает:

  • усиление роли оптовых баз в снабжении магазинов товарами достаточного ассортимента;
  • создание в необходимых размерах запасов этих товаров на складах оптовых баз,
  • выполнение заказов розничной сети на товары достаточного спроса сверх объема, предусмотренного в договорах поставки;
  • сокращение сроков исполнения заказов магазинов на достаточные товары оптовыми базами. (25)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Совершенствование товароснабжения розничной торговой сети – важнейшая предпосылка улучшения удовлетворения спроса населения 

     Конечная  цель торговли — удовлетворение возрастающих потребностей (спроса) населения —  реализуется продажей товаров через  сеть предприятий розничной торговли, общественного питания, посылочную торговлю и т. п. Рациональная организация продажи требует, в свою очередь, постоянного снабжения магазинов, складов товарами в соответствии со спросом населения, образования соответствующих товарных запасов, постоянного их обновления, формирования нужного ассортимента.

      Для этого кроме организации товародвижения необходимо и доведение до производства информации о потребностях (спросе) населения. Тем самым образуется механизм товароснабжения розничной  торговой сети, включающий потоки товаров  от производителя до потребителей и потоки информации о необходимых товарах от потребителя до производителя. От соответствия друг другу этих потоков во многом зависит социально-экономическая эффективность производства и торговли, процесса расширенного воспроизводства в целом.

      Указанный механизм товароснабжения включает организации и предприятия промышленности и торговли с их материально-технической  базой (склады, магазины и др.); транспортные организации, осуществляющие перемещение  товаров; систему передачи информации о необходимых товарах; экономические взаимоотношения предприятий и организаций промышленности и торговли: представление заявок и заказов, проведение ярмарок, заключение договоров, установление контроля за их исполнением, организацию завоза товаров, расчеты за поставляемые товары и т. п.

      Структура указанного механизма постоянно  усложняется, масштабы его, объем операций систематически растут, что обусловлено  развитием производства, углублением  его специализации и расширением  соответственно кооперирования, дальнейшей дифференциацией хозяйственных связей.

      Указанные объективные процессы, повышающие эффективность  производства, в то же время ведут  к увеличению оптимального объема производства, минимального размера партии отгрузок товаров, увеличению среднего расстояния перевозок, что усложняет коммерческую работу торговых организаций и связано с дополнительными затратами.

      Поэтому необходим анализ эффективности  организационно-экономических мероприятий, проводимых в промышленности, с учетом их воздействия на результаты деятельности торговых организаций, выбор оптимального варианта, учитывающего в совокупности эффект и потери в этих отраслях.

      Улучшение товароснабжения обусловлено прежде всего развитием соответствующей  материально-технической базы оптовой торговли и концентрацией на этой основе товарных запасов в ней. Рациональная организация товароснабжения предполагает создание экономического механизма, повышающего заинтересованность и ответственность оптового звена за надежное и бесперебойное снабжение магазинов товарами в подсортированном в соответствии со спросом населения ассортименте, приемке возвращаемых из магазинов товаров, не реализованных в определенный срок, а розничной торговли— за удовлетворение спроса населения, рост объема продажи товаров в соответствии с этим спросом.

      Немаловажное  значение имеет, обеспечение надежности товароснабжения, и особенно по товарам сезонного спроса. Дело в том, что продажа многих товаров, и особенно непродовольственных, имеет сезонный характер. Это делает необходимым накопление их запасов в течение сравнительно длительного периода и реализацию в короткие сроки. Упущение времени, необходимого для накопления нужных товарных запасов, практически уже невозможно возместить какими-либо экстраординарными мерами.

Информация о работе Анализ основных стадий планирования товароснабжения розничной торговой сети