Грузовые железнодорожные перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства, так как, осуществляя перевозки грузов в соответствии с потребностями производства, он обеспечивает нормальное функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий. Железнодорожный транспорт - жизненно важная отрасль хозяйства, обеспечивающая экономическую безопасность и целостность государства. Российские железные дороги (РЖД) - это развития, мощная транспортная система.

Работа содержит 1 файл

жд.docx

— 40.02 Кб (Скачать)

 

         В  Единых правилах МГК КОТИФ,  во-первых, было исключено положение  об освобождении перевозчика  от ответственности за несохранность  груза, вызванную погрузкой в  вагон с очевидными для отправителя  неисправностями. Это положение  было признано неоправданным  по существу, так как предоставление  исправных вагонов входит в  компетенцию перевозчика. Во-вторых, было исключено правило подсчета  размера штрафа, уплачиваемого железной  дорогой за просрочку в доставке  груза. Оно было заменено более  общей формулой, согласно которой  причиненные грузовладельцу убытки  в результате просрочки в доставке  груза возмещаются перевозчиком  в пределах трехкратных провозных  платежей. Предельный размер ответственности  железных дорог за несохранность  перевозимых грузов в КОТИФ  оставлен на прежнем уровне (50 золотых франков за 1 кг веса  брутто утраченного или поврежденного  груза), но определен в расчетных  единицах МВФ и составляет 17 СДР  за 1кг.

 

В КОТИФ включено также  новое положение об ответственности  железных дорог при перевозках сопровождаемых автомашин. В случае их несохранности  предел ответственности перевозчика  составляет 4 тыс. СДР за машину. За несохранность  деталей, находящихся на машине, перевозчик не отвечает, а при несохранности  деталей, находящихся в машине, предел его ответственности составляет 700 СДР, причем лицо, заявившее требование о возмещении убытков, должно доказать вину перевозчика в такой несохранности. Пределы ответственности не применяются, если утрата или повреждение груза, а также его несвоевременная  доставка вызваны умышленными действиями перевозчика.

 

        Что  касается международных железнодорожных  перевозок пассажиров и багажа, то они регулируются приложением  «А» к КОТИФ — Едиными правилами  МПК. Правила различают ущерб,  причиненный жизни и здоровью  пассажира, а также ущерб, выразившийся  в утрате или повреждении багажа. В случае ущерба, причиненного  жизни или здоровью пассажира,  железная дорога несет строгую  имущественную ответственность,  если только не докажет, что  данные события наступили вследствие  несчастного случая, который: 

 

1) не связан с эксплуатацией  железнодорожного транспорта и  функционированием железной дороги  и который невозможно было  избежать или предотвратить; 

 

2) полностью или частично  вызван виной самого пассажира; 

 

3) причинен действиями  третьих лиц, не могущими быть  предотвращенными или преодоленными  железной дорогой. 

 

           За повреждение или утрату  зарегистрированного багажа, а равно  за просрочку в его доставке  перевозчик несет ответственность  во всех случаях, если не  докажет, что данный ущерб был  вызван одной из ниже перечисленных  причин:

 

1) виной самого пассажира; 

 

2) указаниями, данными пассажиром;

 

3) характером багажа;

 

4) обстоятельствами непреодолимой  силы;

 

5) рисками, связанными  с ненадлежащей или отсутствующей  упаковкой; 

 

6) особыми свойствами багажа;

 

7) перевозкой в составе  зарегистрированного багажа неразрешенных  предметов. 

 

           Предел ответственности железной  дороги установлен в 70 тыс.  СДР за ущерб, причиненный жизни  и здоровью пассажира (ст.30), и  в 700 СДР за утрату или повреждение  багажа (ст.31). Железная дорога не  вправе ссылаться на пределы  ответственности, если ущерб был  причинен в результате грубой  неосторожности или умысла. Тем  не менее в случае грубой  неосторожности ответственность  за утрату или повреждение  багажа ограничивается двукратным  размером обычно принятых сумм.

 

          В российской юридической литературе  справедливо подчеркивается специфика  любого договора перевозки, в  том числе и железнодорожной,  которая проявляется в том,  что материальная ответственность  сторон по договору перевозки,  и главным образом перевозчика,  носит ограниченный характер. В  этом состоит ее коренное отличие  от материальной ответственности  сторон по другим видам обязательств. Однако высказанные предложения,  что в условиях развития рыночной  экономики в России необходимо  перейти к полной материальной  ответственности сторон по договору  перевозки [4], вряд ли можно  считать удачными.

 

         Введение  полной имущественной ответственности  российских перевозчиков при  осуществлении внутренних перевозок  и наличие ограничительного предела  ответственности при осуществлении  международных перевозок может  привести к неконкурентоспособности  внутренних перевозок по сравнению  с международными и к значительному  снижению конкурентоспособности  российских перевозчиков на рынке  международных перевозок. Это  объясняется тем, что в случае  применения российского права  отечественные перевозчики будут  нести полную имущественную ответственность,  в то время как ответственность  их зарубежных коллег ограничивается  определенным пределом. Неблагоприятные  экономические последствия такой  ситуации очевидны. Но именно  по такому пути пошел российский  законодатель, формулируя нормы  об ответственности железных  дорог в новом Транспортном  уставе железных дорог Российской  Федерации (ТУЖДРФ), утвержденном  Федеральным законом от 8 января 1998 г. в редакции от 6 июля 2001 г. 

 

            Согласно ст.110 ТУЖД РФ железная  дорога возмещает ущерб, причиненный  при перевозке груза, в размере  стоимости утраченного или недостающего  груза в случае его утраты  или недостачи; в размере суммы,  на которую понизилась стоимость  груза в случае его повреждения  (порчи) или в размере его  стоимости при невозможности  восстановить поврежденный груз (конечно, речь здесь идет о  грузе с необъявленной стоимостью, так как по общему правилу,  если стоимость груза объявлена,  перевозчик несет ответственность  в размере объявленной стоимости). Таким образом, действующее российское  законодательство предусматривает  полную материальную ответственность  железнодорожного перевозчика за  утрату или повреждение перевозимого  им груза. Однако надо отметить, что перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа в международном  железнодорожном сообщении осуществляются  в соответствии с ТУЖД РФ  только в том случае, если иное  не предусмотрено международным  договором России (ст.4).

 

           КОТИФ устанавливает следующий  порядок урегулирования спорных  вопросов между сторонами по  договору международной железнодорожной  перевозки грузов.

 

           При просрочке в доставке груза  претензия должна быть заявлена  грузовладельцем в течение 60 дней  с момента получения груза.  Если применимое внутреннее право  предусматривает претензионный  порядок урегулирования споров, он должен соблюдаться и при  международных перевозках.

 

            Претензии и иски могут быть  предъявлены только к одному  из следующих перевозчиков: железной  дороге отправления, железной  дороге назначения или к железной  дороге, на которой произошли  утрата или повреждение груза. 

 

            Срок исковой давности составляет  один год, а при наличии умышленных  действий перевозчика, а также  по спорам о возмещении за  реализованный груз и в некоторых  других случаях- два года. Течение срока исковой давности приостанавливается на период рассмотрения претензии перевозчиком и в других случаях в соответствии с применимым правом страны суда. КОТИФ предусматривает возможность передачи спора на рассмотрение в арбитраж, однако такая процедура разрешения споров, вытекающих из железнодорожной перевозки грузов, широкого распространения на практике не получила. Следует заметить, СССР не участвовал в КОТИФ, хотя применял положения этого документа при осуществлении перевозок с капиталистическими государствами (между социалистическими странами существовали отдельные международные договоры). Не участвует в КОТИФ и Россия, что вызывает глубокое сожаление.

 

        Несмотря  на устойчивый характер применяемых  норм КОТИФ, сложившихся в международной  практике на протяжении многих  лет, Центральное бюро в Берне  приступило к работе по обновлению  всей системы соглашения КОТИФ.  Основные задачи и направления  начатой реформы подробно проанализированы  профессором О. Н. Садиковым  и изложены следующим образом: 

 

- сфера действия КОТИФ  будет распространена на всю  железнодорожную сеть стран —  участников соглашения, а не только  на определенные и заранее  объявленные линии, как в настоящее  время. Исключением останутся  лишь водные и морские линии,  используемые для осуществления  перевозок в смешанном сообщении,  перечень которых будет заранее  объявляться; 

 

- правовая природа договора  перевозки груза, который согласно  четким положениям текста КОТИФ  является реальным и возникает  в момент передачи груза перевозчику,  меняется: договор признается консенсуальным  для него достаточно соглашения  сторон о перевозке груза, и  поэтому предлагается соответствующим  образом уточнить его определение  в КОТИФ. Такой подход должен  облегчить оформление договоров  перевозки грузов и отвечает  потребностям практики;

 

- обязанность осуществлять  перевозки и обязательность тарифов,  которые в течение всего периода  действия Бернских конвенций,  а затем и КОТИФ при некотором  их постепенном смягчении рассматривались  в качестве принципов железнодорожного  права вообще и международного  в частности, отменяются. Иначе  говоря, железные дороги утрачивают  статус публичных перевозчиков. Должна наступить эра неограниченной  конкуренции с отражением ее  результатов в договорах, свободно  заключаемых между перевозчиками  и грузовладельцами или с их  экспедиторами, роль которых заметно  повышается;

 

- выработанные ранее принципы  ответственности железных дорог  за груз сохраняются (возмещение  в пределах стоимости груза,  но не выше установленного  предела за килограмм веса, распределение  бремени доказывания между перевозчиком  и грузовладельцем, солидарная  ответственность соперевозчиков). При  этом железные дороги несут  ответственность за действия  организаций, эксплуатирующих их  инфраструктуру;

 

- регламентация условий  перевозок грузов в КОТИФ должна  быть более краткой, с тем  чтобы участники договора перевозки  могли самостоятельно своим соглашением  определять некоторые условия  транспортировки, в частности  путь следования груза, сроки  его доставки, дополнительные платежи  и др. Новый проект текста СИМ  примерно на 10 % уменьшает количество  содержащихся в нем нормативных  предписаний; 

 

- для урегулирования взаимоотношений  между организациями, эксплуатирующими  инфраструктуру, и перевозчиками  Центральное бюро в Берне разработало  проект Единых правил о договорах  об использовании инфраструктуры  железных дорог, которая определяется  как железнодорожные пути и  неразрывно связанные с ними  устройства, необходимые для безопасного  осуществления железнодорожных  сообщений (сокращено РУИ). По  своему содержанию это принципиально  новый международно-правовой документ  в системе применяемых в настоящее  время транспортных конвенций.  Единые правила насчитывают около  30 статей и предусматривают заключение  новых для транспортного права  договоров об использовании инфраструктуры  железных дорог, которые могут  быть бессрочными. Определены  основные условия таких договоров,  причем значительное внимание  уделено взаимной ответственности  участников договоров- железных  дорог и организаций, эксплуатирующих  инфраструктуру; ее условия совпадают  с ответственностью железных  дорог перед грузовладельцами. Исковая  давность установлена в три  года. По мнению профессора О.  Н. Садикова, осуществляемая реформа  КОТИФ пока далека от завершения. Пройдет еще несколько лет,  прежде чем новые транспортно-правовые  идеи получат окончательное практическое  воплощение в правовых нормах  и реально начнут работать.

 

           До развала системы социалистических  государств в конце 80 — начале 90-х годов прошлого века на  их территории действовали два  международных договора, заключенные  в 1950 г.: Соглашение о международных  грузовых сообщениях (СМГС) и Соглашение  о международных пассажирских  сообщениях (СМПС). После выхода из  состава их участников стран  Восточной Европы и с возникновением  на территории СССР новых государств  в сфере действия этих соглашений  произошли важные изменения. Правила  СМГС и СМПС получили новую  жизнь и стали применяться  к перевозкам грузов и пассажиров  между всеми государствами, возникшими  на территории бывшего СССР. В  рамках СНГ был образован Совет  по железнодорожному транспорту  для координации работы железных  дорог на международном уровне  и для выработки согласованных  принципов их функционирования[5].

 

        В  рамках данного Совета было  заключено Соглашение администраций  железных дорог стран СНГ и  Прибалтийских государств от 1 октября  1997 г. (Сборник правил перевозок  и тарифов железнодорожного транспорта  государств — участников СНГ.  — 1998. — № 4), в соответствии  с которым перевозки грузов  в прямом международном сообщении  по железным дорогам сторон  осуществляются на основании  Правил СМГС с учетом особенностей  применения его отдельных норм, изложенных в приложениях №  1-5 к данному Соглашению, которое  вступило в силу с 1 июля 1998 г. Наиболее важные новшества  приложений по сравнению с  Правилами СМГС — это нормы о перевозках опасных грузов и негабаритных тяжеловесных грузов; о порядке оформления перевозочных документов; об оплате провозных платежей по транзитным железным дорогам отправителем или получателем через экспедитора, имеющего договор с дорогой транзита. Аналогично был   - решен вопрос и о пассажирских перевозках между странами СНГ: с 1 сентября 1997 г. такие перевозки регулируются Правилами СМПС, к которому согласован ряд отклонений в Таллиннском соглашении между железнодорожными администрациями государств — участников СНГ, Латвийской, Литовской и Эстонской республик об особенностях применения СМПС от 28 мая 1997 г. Наряду с принятием решения о применении СМГС и СМПС на территории республик бывшего СССР, в рамках упомянутого Совета были разработаны и приняты соглашения по другим вопросам в области железнодорожного права. К их числу относятся Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР (1993 г.); Соглашение о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров (1993 г.); Соглашение о сотрудничестве в области технического переоснащения и обновления железнодорожного подвижного состава (1994 г.), а также ряд других соглашений.

Информация о работе Грузовые железнодорожные перевозки