Концептуальные и методологические основы логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:15, лекция

Описание работы

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это – задачи прогнозирования спроса и предложения, а, следовательно, и объёма перевозок, задачи определения оптимальных объёмов и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и др.
Главной задачей логистики является разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, способствующего достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению её рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.

Содержание

1.1 Понятие, задачи и функции логистики
1.2 Основные категории логистики
1.3 Концепции логистики
1.4 Логистическая система: понятие и виды

Работа содержит 1 файл

лекции по логистике.doc

— 1.08 Мб (Скачать)


 

 

ТЕМА  1:   КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ   И   МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ

 

1.1  Понятие, задачи и функции логистики

1.2 Основные категории логистики

1.3 Концепции логистики

1.4 Логистическая система: понятие и виды

 

1.1 Понятие, задачи и функции логистики

Слово «логистика» (от греч. Logo – думать, рассуждать, Logistos - расчет, раздумье, план) вошло в лексикон отечественного бизнеса совсем недавно. Еще в первой половине CC в. термин  «логистика» связывался с деятельностью по тыловому обеспечению войск. И лишь в 1960-х гг. в западной экономической науке понятие «логистики» закрепилось за той частью деятельности экономических единиц, которая отвечает за  организацию хранения и перемещения грузов (сырья, полуфабрикатов, готовой продукции).

Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что под логистикой понимается:

  • Новое направление в организации движения грузов:
  • Теория планирования различных потоков в человеко- машинных системах;
  • Совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества грузов в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;
  • Форма управления физическим распределением продукта;
  • Эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;
  • Новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками.

Всю совокупность определений  логистики можно разделить на две группы:

1) Логистика - направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения;

2) Логистика – междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

В процессе управления материальными  потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это – задачи прогнозирования спроса и предложения, а, следовательно, и объёма перевозок, задачи определения оптимальных объёмов и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и др.

Главной задачей  логистики является разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, способствующего достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению её рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.

Одна из основных задач логистики заключается также в совершенствовании управления товародвижением, в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению  материальными потоками от традиционного заключается в том, что функционировавшие прежде автономно звенья товародвижения, интегрируются в единую систему в технической, технологической, экономической и методологической областях.

Логистика ставит и решает следующие задачи:

  • прогнозирование спроса на продукцию с последующим планирование величины запасов;
  • определение необходимых объёмов производства для установления соответствующих объёмов перевозок сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции;
  • разработка  принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками:
  • научно обоснованное управление транспортно – складскими и перегрузочными операциями, которые выполняются  в процессе товародвижения;
  • математическое моделирование логистических процессов и операций для расчетного обоснования возможных состояний и оптимальных вариантов их исполнения.

Суть логистического подхода к  товародвижению  состоит  в:

  1. системности, предполагающей согласованную работу автономных элементов логистической системы;
  2. индивидуализации технологического и подъёмно- транспортного оборудования;
  3. обеспечении условий труда, соответствующих современным требованиям, в том числе экологической направленности;
  4. учете затрат на протяжении всей логистической цепи с ориентацией на рынок, минимизации совокупных издержек:
  5. развитии сервиса и услуг как  способе повышения конкурентоспособности продукции, в том числе транспортной;
  6. способности адаптации логистической системы к изменениям рыночной конъюнктуры.

Основной  экономический эффект от применения логистического подхода к управлению материальными потоками в сфере производства и обращения  достигается за счет следующих факторов:

  • снижения запасов на всем пути движения  материального потока;
  • сокращения времени прохождения товаров по логистической цепи;
  • уменьшения расходов на транспортировку;
  • сокращение расходов на операции по переработке грузов.

 

 

 

 

Материальный  поток образуется в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих продукцию, оказывающих или пользующимися услугами. Ключевую роль в управлении  материальными потоками играют:

    • транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;
    • предприятия оптовой торговли;
    • коммерческо- посреднические предприятия;
    • предприятия- изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют различные  логистические операции.

Каждый участник логистического процесса специализируется на выполнении  определенной логистической функции.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Функции логистики  разделяются на основные, непосредственно связанные с  управлением материального потока и выполнением логистических операций,  и координирующие, обусловленные спецификой логистики как интегрирующей деятельности, охватывающей различные этапы воспроизводственного цикла, связывающие ее с другими сферами управления.

Основные  функции логистики разделяются на структурообразующие и оперативные. К структурообразующим функциям логистики причисляются функции, обеспечивающие создание и развитие логистической системы,  к ним относят:

  • определение объемов и направлений движения материальных потоков;
  • формирование элементов логистической инфраструктуры и параметров ее функционирования – определение количества, емкости и мест размещения складов, оценка  потребности в перевозках и определении производительности транспортных участков;
  • формирование внутрихозяйственных и внешних (входящих и исходящих) связей элементов логистической системы;

Оперативные функции  логистики связаны с непосредственным  управлением товарно - материальными потоками в рамках сложившейся элементов и связей логистической системы. Выделяют следующие оперативные логистические функции по месту возникновения в рамках хозяйственного цикла:

  • управление движение сырья и материалов, готовой продукции от поставщика к производственным предприятиям, складам и торговым хранилищам;
  • контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии технологического процесса;
  • оперативная организация потоков конечной продукции от производителя к потребителю;
  • управление запасами на всем пути следования материальных ценностей.

По своему содержанию оперативные функции разделяются  на операции по перевозке, складские операции (приемка, сортировка, хранение и комплектация грузов), подготовительные операции (погрузочно- разгрузочные работы, маркировка, упаковка грузовых мест и ряд других операций) и функции информационного обмена (управление информационным потоком, сопряженным с движением материальных потоков).

Так как оперативные  функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения, то они по сути, мало отличаются от функций традиционного материально- технического снабжения.

К координационным функциям логистики относят:

  • анализ и мониторинг рынков сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции, на которых действует предприятие;
  • краткосрочное прогнозирование спроса на товары, являющиеся конечным продуктом для данной логистической системы;
  • выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей технологического процесса на предприятии;
  • анализ и планирование финансовых потоков, сопряженных с логистической деятельностью;
  • информационное обеспечение других сфер деятельности.

В целом координационные функции логистики связаны с координацией спроса и предложения. И в этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны. «Маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует».

 

 

 


 

Рис. 1.1. Функциональная схема логистики

 

1.2 Понятие материального потока и логистической операции

Материальный  поток (МП)- это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы (МР), незавершенная продукция (НТ), и готовая продукция (ГТ), к которым применяются логистические операции м (или) функции, связанные с физическим перемещение в пространстве: погрузка, разгрузка, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.

Если продукция не находится  в состоянии движения, то она переходит  в запас. Т.о., материальный поток, рассматриваемый в определенные моменты времени является запасом МР, НТ или ГТ.

Материальный поток характеризуется  определенным набором параметров и может быть классифицирован по нескольким признакам.

Параметрами МП могут быть:

  • номенклатура, ассортимент и количество продукции;
  • габаритные характеристики (объём, площадь, линейные размеры);
  • весовые характеристики (общая масса,  вес брутто, вес нетто);
  • физико- химические характеристики груза;
  • характеристики тары;
  • условия купли- продажи (передачи в собственность, поставки);
  • условия транспортировки и страхования;
  • финансовые (стоимостные) характеристики;
  • условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции и др.

 


 

Рис.1.2. Классификация  материальных потоков

МП образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называются логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками.

В целом логистические операции определяют как совокупность действий, направленных на преобразование материального и/ или информационного потока.

 

 

 

 

Рис.1.3. Классификация  логистических операций

 

К логистическим операциям  с материальными потоками можно  отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и др. операции. Логистические операции с информационным потоком – это сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку.

 

1.3  Концепции  логистики

В зарубежной литературе по логистической проблематике выделяются три периода развития систем товародвижения материальной продукции:

  • дологистический период;
  • период классической логистики;
  • период неологистики.

Каждый из периодов характеризуется  соответствующими концептуальными подходами к созданию и управлению названных систем и адекватными им критериями.

В дологистический период (до 1950-х гг.) управление материальным распределением носило фрагментарный характер. Транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривались как две не связанные одна с другой сферы деятельности.

В данный период быстрыми темпами развивался нерельсовый  транспорт, что повышало его роль в товародвижении. Внимание в управлении материальным распределением  акцентировалось на  оптимизации перевозок. В качестве критерия эффективности последних выступали минимальная цена за перевозку грузов транспортом общего пользования и минимальные транспортные затраты на перевозку собственным подвижным составом.

При фрагментарном способе управления материальными потоками координация действий явно недостаточна, не соблюдается необходимой последовательности и увязки в действиях различных подразделений фирм.

Отличительная черта периода классической логистики (с   1960-х гг.) состоит в том, что вместо организации оптимальных перевозок на фирмах стали создаваться логистические системы, включающие такие укрупнённые блоки, как снабжение (закупка) с транспортным обеспечением (доставка продукции предприятиям), производство, сбыт продукции с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителям).

Информация о работе Концептуальные и методологические основы логистики