Лекции по логистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:59, лекция

Описание работы

Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:
нужный товар
необходимого качества
в необходимом количестве доставлен
в нужное время

Работа содержит 1 файл

логистика лекции.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Постоянные  затраты - затраты, не зависящие от изменения объема исполняемых заказов внутренних и внешних потребителей.

Полные затраты - отнесенная на определенный объект (продукт, группу продуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) общая сумма затрат, как зависящих, так и не зависящих от объема исполняемых заказов.

Частичные затраты - относимые на определенный объект (продукт, группу продуктов, заказ, место возникновения затрат, сферу производства) части затрат, выделенные по определенным признакам. Эти затраты, как правило, зависят от объема выполняемых заказов.

Фактические затраты - затраты, действительно приходящиеся на данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых заказов потребителей и равные объему потребленных ресурсов, умноженному на действующие цены на эти ресурсы.

Нормальные  затраты - средние затраты, приходящиеся на определенный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме обслуживания. Эти затраты равны фактическому объему потребленных ресурсов, умноженному на их средние цены.

Плановые затраты - затраты, рассчитанные для определенного логистического объекта и определенного периода при заданных программе обслуживания, объеме заказом потребителей и технологии. Эти затраты равны запланированному объему потребления ресурсов, умноженному на их плановые цены.

Номинальные затраты - произведение фактического объема потребления ресурсов и плановых цен на них.

Затраты упущенных  возможностей (вмененные затраты) характеризуют упущенную выгоду (потерю прибыли). Она связана с тем, что ограниченный объем ресурсов может быть использован только определенным образом, что исключает применение другого возможного варианта, обеспечивающего получение прибыли ( см. рис. 10).

Принцип общих  затрат заключается в учете всей совокупности затрат управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками во всей логистической системе.

Для определения эффективности логистической системы предприятия проводится сравнение внутренних и внешних затрат. Определяется, какие виды деятельности выполняются лучше, чем у других предприятий, сравнивается структура логистических затрат на данном предприятии и у его конкурентов.

Методы анализа  логистических затрат:

-   стратегический анализ логистических затрат - это процедура сравнения положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с аналогичным положением его ближайших конкурентов [36];

-   стоимостный анализ - нормативный метод, основанный на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат и, соответственно, повышение потребительской ценности продукции;

-  функционально-стоимостный  анализ - это метод, направленный на снижение уровня затрат на обслуживание потребителей. Метод основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.

Процедура анализа  логистических затрат на обслуживание потребителей:

а) определяются центры сосредоточения затрат (центры затрат). Под центрами сосредоточения затрат понимают функциональные области бизнеса, где концентрируются значительные затраты и где снижение их уровня может обеспечить повышение добавленной ценности для потребителя;

б) выявляются важные пункты затрат в пределах каждого центра их концентрации. Пункты сосредоточения затрат - это отдельные участки в рамках одного центра сосредоточения затрат, которые несут ответственность за все затраты, приходящиеся на данный центр;

в) бизнес предприятия  рассматривается в целом как  единый поток затрат;

г) стоимость рассматривается  как сумма, которую платит потребитель, а не как сумма затрат, возникающая в пределах предприятия как юридического лица;

д) затраты классифицируются в соответствии с их основными  характеристиками и, таким образом, осуществляется диагностика логистических  затрат.

Уровень оптимальных  затрат - отношение величины затрат оптимального варианта к величине затрат исходного варианта закупки единиц продукции.

 

АНАЛИЗА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ

Цель анализа  логистических затрат — оценка их с позиции рациональности и выявления возможностей их снижения в текущем и предстоящем периодах. Рациональным является такое использование логистических затрат, которое способствует улучшению величин конечных результатов, — росту объема выполняемых заказов.

Для   достижения   указанной   цели   специалистам служб логистики предприятий  необходимо: •   оценить величину логистических затрат предприятия в сумме и в процентах к объему продаж за отчетный период в динамике по сравнению с другими предприятиями (особенно конкурентами) и с показателями логистических затрат в регионе;

  • изучить затраты по отдельным статьям в сумме и в процентах к объему продаж, установить их долю (оценить структуру) в совокупных логистических затратах за отчетный период и тенденцию изменения этой доли;
  • исследовать влияние основных факторов на изменения логистических затрат отчетного периода в динамике и оценить воздействие затрат на конечные результаты;
  • выявить резервы экономии по отдельным статьям затрат и определить меры по их использованию в логистической деятельности в предстоящем периоде.

Процедура анализа  логистических затрат включает:

  • определение центров сосредоточения затрат — области бизнеса, где накапливаются значительные затраты и где эффективное их снижение может принести ощутимые результаты;
  • нахождение важных пунктов затрат в пределах каждого центра их сосредоточения;
  • рассмотрение бизнеса в целом как единый поток затрат;
  • рассмотрение стоимости как суммы, которую платит потребитель, а не как суммы затрат, возникающей в пределах предприятия как юридического лица;

• классификацию затрат в соответствии с их основными характеристиками для осуществления диагностики логистических затрат.

Для практического осуществления  этих процедур необходимо иметь следующие  данные:

  • сумму и уровни логистических затрат по общему объему и отдельным статьям;
  • размер изменения уровня логистических затрат по общему объему и отдельным статьям в динамике;
  • темпы изменения уровня логистических затрат, определяемые путем отношения размера изменения к уровню базисного периода;
  • сумму экономии или перерасхода, определяемую путем умножения размера изменения (в процентах к объему выполняемых заказов) логистических затрат отчетного периода по сравнению с базисным периодом (или с их плановыми показателями) на величину объема продаж отчетного периода;
  • долю логистических затрат в доходах предприятия;
  • данные об эффективности текущих затрат, исчисляемые как отношение объема продаж к логистическим затратам и как отношение прибыли к логистическим затратам (рентабельность текущих затрат), за отчетный период, в динамике и по сравнению с другими предприятиями.

Контроль над  логистическими затратами

Развитие процедур логистического контроля является одной из основных задач интегрального управления логистикой. Необходимость тщательной оценки результатов деятельности обусловлена возрастающим значением качественного обслуживания потребителей и обусловлена большим объемом капитала, вовлеченного в сферу логистики.

Одним из эффективных  средств контроля над общими затратами является полное сосредоточение всех ресурсов на достижении результатов. Причем важен не абсолютный уровень общих затрат, а соотношение между усилиями и полученными результатами. Даже при систематическом направлении усилий и ресурсов на поиск благоприятных возможностей и достижение результатов необходим анализ затрат и контроль над ними.

В процессе планирования логистических затрат предприятия учитывают:

  • результаты анализа отдельных статей логистических затрат и выявленные резервы их экономии;
  • показатели, разрабатываемые специалистами службы логистики предприятия на предстоящий (плановый) период (необходимые запасы, доходы, прибыль и др.);
  • нормативы расходования средств, ресурсов, действующие тарифы на грузовые перевозки, коммунальные услуги и др.;
  • факторы, влияющие на изменения логистических затрат по отдельным статьям в планируемом периоде;
  • показатели логистических затрат за отчетный период по другим предприятиям, в целом по отрасли;
  • прогнозные расчеты логистических затрат и основные направления их экономии в планируемом периоде.

Структуризация логистических  затрат по основным признакам позволяет улучшить систему учета, «дубить анализ, повысить обоснованность плановых Показателей и сделать более действенным контроль за их состоянием.

На уровень логистических  затрат значительное влияние оказывают изменения структуры объема обслуживаемых заказов: повышение в общем объеме обслуживаемых заказов доли более затратоемких заказов приводит к росту уровня логистических затрат в целом по предприятию, уменьшение этой доли — к снижению общего уровня затрат.

 Для того чтобы контролировать логистические затраты, специалистам службы логистики необходимо проводить анализ, а именно:

  • определить центры сосредоточения затрат — функциональные области бизнеса, где накапливаются значительные затраты и где эффективное их снижение может принести реальные результаты; найти важные пункты затрат в пределах каждого центра их сосредоточения;
  • рассматривать бизнес предприятия в целом как один поток затрат;
  • рассматривать стоимость скорее как сумму, которую платит потребитель, чем как сумму затрат, которая возникает в пределах предприятия как юридического лица или объекта налогового учета;
  • классифицировать логистические затраты в соответствии с их основными характеристиками и таким образом осуществлять диагностику общих затрат.

Для снижения уровня логистических затрат рекомендуется:

  • провести переговоры с поставщиками об установлении более низких цен на продукцию;
  • оказать помощь поставщикам в достижении более низкого уровня затрат;
  • интегрироваться с поставщиком для обеспечения контроля над затратами на изготовление приобретаемой продукции;
  • постараться найти более дешевый заменитель;
  • улучшить взаимосвязь логистических цепей предприятия и его поставщиков, например ввести тесную координацию деятельности предприятия и его поставщиков для своевременной доставки продукции и ее использования «с колес», что снизит затраты предприятия на складские операции и управление запасами, а это позволит поставщику сэкономить на планировании производства, хранении и транспортировании готовой продукции;
  • стремиться компенсировать проигрыш в данном 
    звене логистической цепи за счет сокращения затрат в другом;

• провести переговоры, направленные на снижение 
дистрибьюторами и другими звеньями цепи распределения своих торговых надбавок;

  • исследовать каналы распределения и характер потребления с целью выявления взаимовыгодных возможностей снижения уровня затрат;
  • реализовать более экономичную стратегию распределения продукции, включая и возможность интеграции;
  • компенсировать проигрыш в данном звене логистической цепи сокращением затрат на более ранней стадии логистического процесса;
  • предпринять действия по сокращению размера внутреннего бюджета и повышению производительности;
  • перестроить деятельность предприятия и методы работы (для повышения производительности труда сотрудников и эффективности работы функциональных подразделений, улучшения использования ресурсов предприятия и более эффективного управления факторами, влияющими на уровень затрат);
  • ликвидировать некоторые виды деятельности, создающие затраты, путем анализа и пересмотра логистической цепи (например, путем перехода на новую технологию или удаления из логистической цепи каналов распределения с помощью развития маркетинга, направленного непосредственно на конечного потребителя);
  • перенести виды деятельности с высоким уровнем затрат в такие географические регионы, где они будут более дешевыми;
  • выяснить, имеются ли изготавливаемые предприятием товары или предоставляет ли оно такие услуги, которые было бы дешевле купить или получить на стороне;
  • осуществить инвестиции в экономичные технологические усовершенствования (автоматизацию, использование роботов, гибкие производственные системы, компьютеризированные системы управления);
  • при осуществлении новых инвестиций в производство и оборудование полностью обновить наиболее затратные звенья логистической цепи;
  • упростить конструкцию изделий, чтобы они могли изготавливаться с меньшими затратами;
  • постараться компенсировать невыгодное положение на рынке за счет экономии в звеньях логистической цепи, расположенных вне поля деятельности предприятия.

 

ПРОДУКТОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ ТОВАРА        

Основные проблемы, связанные  с видами и характеристиками ГП, возникают у логистического менеджмента при формировании распределительных сетей, организации продаж и послепродажного сервиса. Стратегические решения в дистрибьюции для логистики, как и для маркетинга, будут зависеть от характера производства (массовое, единичное и т. д.), срок использования ГП у потребителя (Т длительного и кратковременного пользования), вид ГП (средства производства - предметы труда и средства труда, предметы потребления).

Информация о работе Лекции по логистике