Лекции по логистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:59, лекция

Описание работы

Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:
нужный товар
необходимого качества
в необходимом количестве доставлен
в нужное время

Работа содержит 1 файл

логистика лекции.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

1. ПОНЯТИЙНЫЙ  АППАРАТ ЛОГИСТИКИ

1.1.  Объект, предмет, основные понятия и  задачи логистики

Логистика - интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений, рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.

Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно  в срок оказывает благоприятное  влияние на функционирование всей экономической  системы, позволяет существенно сократить материальные запасы и затраты по их формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения. Логистика, как и маркетинг,   исходит из интересов потребителя.

Цель логистической  деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:

  1. нужный товар
  2. необходимого качества
  3. в необходимом количестве доставлен
  4. в нужное время
  5. в нужное место
  6. с минимальными затратами.
  7. Конкретный заказчик

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.

Поскольку логистический  подход требует введения нового объекта  изучения (потока), приведем его определение. Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемое как единое целое. Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока - количество объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

Логистика может иметь  дело с многообразными потоками -материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто  в логистике приходится иметь  дело с материальными потоками.

Материальный  поток - совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций.

Материальный поток  характеризуется такими процессами, как 
транспортировка, погрузочно-разгрузочные операции, обработка продукции, 
складирование и хранение.

 

Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, т.е. минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.

Логистическая система включает такие укрупненные блоки, как снабжение (закупка) с транспортным обеспечением (доставка продукции предприятиям), производство, сбыт продукции с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителям). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные области логистики: логистика, связанная с заготовкой или закупкой продукции (логистика закупок, или заготовительная логистика); производственная логистика; логистика, специализирующаяся на сбыте, реализации продукции (распределительная логистика).

Производственная  логистика - область логистики, охватывающая процессы движения материалопотоков внутри предприятия (фирмы).

Термин   коммерческая   логистика  означает  не только  сферу-использования (коммерческая деятельность по закупке сырья и материалов, сбыт готовой продукции), но и прагматическую цель, заключающуюся в снижении издержек, увеличении прибыли, повышении конкурентоспособности организации (фирмы).

С точки зрения обработки  материального потока можно выделить следующие области в логистике: запасы, транспортировка продукции, складирование, складская обработка и информационное обеспечение материального потока (табл.1).

Таблица 1. Основные задачи логистики, решаемые в различных областях

 

№ п/п

Область логистики

Основные задачи

1

Запасы

Планирование, формирование и содержание необходимых материальных запасов

2

Транспортировка продукции

Выбор вида транспорта, транспортного  средства, планирование и мониторинг доставки продукции

3

Складирование и складская  обработка

Выбор варианта размещения склада, управление складской переработкой, упаковка

4

Информационное обеспечение

Сбор данных о движении материальных потоков


Логистическая цепь - совокупность логистических звеньев, через которые проходит движение материального потока, с выделением следующих главных звеньев: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции   вплоть до места ее потребления.

 

рабочих и служащих; б) расходы на социальные нужды рабочих  и служащих.

  1. Затраты на транспортные средства: а) амортизация; б) расходы на топливо и энергию; в) расходы на профилактический и текущий ремонт; г) страхование и налоги на транспортные средства.
  2. Убытки от хранения запасов: а) охрана складов и старение материалов; б) коррозия и потери по другим.причинам; в) расхождения в результатах инвентаризаций (ошибки учета отпуска и приемки); г) кражи; д) пожары; е) потери вследствие понижения цен; ж) страхование запасов.

К основным статьям издержек на содержание запасов и складов  относятся также суммы оплаты заемных средств и потери процентов на капитал, которые можно было бы получить, если бы не пришлось снимать деньги со счетов банка на финансирование запасов, строительство складских помещений и их оснащение соответствующим оборудованием.

1.3.2. Системы оперативного снабжения

В последние десятилетия  разработан ряд систем снабжения, ориентированных  на конкретную потребность производства:

система Канбан (карточка) - метод управления поставками в условиях поточного производства, разработанный в Японии и учитывающий потребность, которая исходит из конечного монтажа;

система планирования производственных ресурсов МРП (MRP) -метод снабжения, охватывающий 3 уровня: на первом уровне осуществляется программное планирование, на втором - распределение материалов, на третьем - управление закупками (т.е. фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система);

система "Точно  в срок" - метод снабжения, с помощью которого в результате частых ("дробных") поставок резко сокращаются накопленные запасы;

система запросов - метод снабжения, при котором с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения;

система прогнозных показателей - система, при которой спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом;

система электронно-информационной коммуникации клиента и поставщика - метод снабжения, при котором запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении.

Наиболее перспективным  и характерным способом оперативного снабжения является система "Точно  в срок". Она возникла в середине 50-х годов в Японии и получила сначала там широкое распространение, а затем в Европе и США. Суть оперативного снабжения заключается в закупке по долгосрочному контракту и поставке предметов снабжения, минуя промежуточные склады, прямо на производственные линии в сроки, максимально приближенные к моменту потребления, при их жестком соблюдении. Наибольшее распространение метод поставок "Точно в срок" получил в машиностроении при сборочном производстве.

 

1.3.3. Сопоставление  традиционной и оперативной систем

снабжения

В традиционном снабжении закупка осуществляется большими партиями с менее частыми поставками, а в оперативном — мелкими партиями и частыми поставками.

При оценке поставщика традиционно уделялось внимание качеству товара, организации поставки и цене (при этом допускалось до 2% брака). В оперативной системе при прочих равных условиях брак должен быть сведен к минимуму. Лучшие японские поставщики имеют 0,003% брака от партии, что и позволяет им вводить в действие оперативные системы снабжения.

Главная цель переговоров и заключения контракта в традиционном снабжении — минимально возможная цена, а в оперативном снабжении — высокая частота поставок, их точность, надежность при приемлемой цене поставляемых товаров.

Выбор поставщика традиционно был основан на множестве источников для гарантии от неопределенности поступлений, а в оперативном снабжении чаще всего практикуется взаимодействие с единственным источником поставки данной продукции.

Приемочный  контроль традиционно организует покупатель, он же несет за него ответственность. В новой системе счетный и приемочный контроль сокращены (а в идеале ликвидированы вовсе).

Традиционной целью  выбора способа транспортировки было обеспечение низкой цены на транспорт и надежности вывоза, при этом график вывоза составлял поставщик. В новой системе обращается внимание как на вывоз, так и ввоз грузов; график поставок составляет покупатель.

Традиционный подход декларирует "жесткое" определение технической характеристики изделия с учетом того, что покупатель требует строгого выполнения изделия по чертежам и схемам, соответствующим техническому заданию. Поставщик не имеет свободы выбора и не вправе изменять задания. Напротив, в оперативной системе подход более гибкий, покупатель ориентируется на эксплуатационные показатели, проект изделия отодвинут на второй план, нововведения поставщика поощряются.

Оформление  документов — процедура, требующая много времени и согласований при традиционном подходе, когда изменение даты и размера поставки влекут за собой новый заказ на поставку. При оперативной системе документации меньше, время и размер поставок согласуются по каналам современной связи.

Условия на упаковку товара также меняются. Согласно традиционному подходу упаковка каждого вида деталей и их нумерация обычно производятся при отсутствии четкой характеристики содержания товара. В новых же условиях для упаковки используются стандартные контейнеры небольшого размера, которые содержат точное количество материала или деталей и их точные эксплуатационные -характеристики.

1.4. Анализ, определение  потребности и расчеты количества  заказываемых материалов

В процессе планирования закупок необходимо определить:

какие материалы требуются;

количество материалов, которые понадобятся для производства продукта;

время, когда они понадобятся;

возможности поставщиков, у которых могут быть куплены  товары;

требуемые площади складских  помещений;

 

издержки обращения  в результате уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные операции и  хранение на складах у посредников. Применение транзитного снабжения целесообразно для больших партий поставок постоянного ассортимента крупным потребителям, а также, если продукция не требует дополнительных операций по подготовке к производственному потреблению.

На рис. 11 изображены два предприятия А и В, выпускающие одинаковые товары. Каждый из распределительных центров (№ 1 или № 2) может выбирать поставщика с более выгодными для себя условиями поставки. Каждое из предприятий А или В может выбирать различные каналы распределения. Например, от предприятия А товар может попасть к конечному потребителю по одному из следующих маршрутов: № 8 (транзитная форма); 1 -6; 1 -7-5; 3-5 (складская форма). При выборе транзитной формы первоначальная стоимость товара возрастет лишь на сумму расходов, связанных с доставкой, так как посредники не участвуют в товародвижении. Но потребитель будет вынужден закупать у поставщика  сразу большое количество товара, что вряд ли ему удобно.

Недостатком маршрута 1-6, является то, что посредник, расположенный  в месте сосредоточения производства, как правило, закупает и продает только большие партии однородного товара и не формирует широкого ассортимента. Широкий торговый ассортимент формирует оптовик, расположенный в месте сосредоточения потребления (распределительный центр № 2). Канал товародвижения 1-7-5 обеспечивает наибольший сервис потребителю, но при этом включает двух посредников, что приводит к увеличению стоимости товара.

Оптимизация канала распределения  возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества посредников - предприятий, осуществляющих функцию опта. В Японии на 1000 чел. населения приходится 3,4 оптовых предприятия, в США - 1,9, в странах СНГ - 0,05*.

Правовое обеспечение  экономической деятельности должно облегчать

•Данные на начало 90-х  годов. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Уч. пособие / Под. ред. А.В. Зырянова. Екатеринбург, 1995.

 

формирование и реализацию хозяйственных связей, через информационные сети - делать возможным быстрый  обмен информацией, финансовая система - обеспечивать быстрое прохождение финансовых средств. Правительством Российской Федерации ведется целенаправленная работа по формированию инфраструктуры товарного рынка, особое внимание уделяется формированию следующих подсистем: торговых посредников и складского хозяйства; тароупаковочнои индустрии; финансово-кредитной системы; транспортного обеспечения; нормативно-правового обеспечения.

Информация о работе Лекции по логистике