Логистическая система внешнеторговых операций на ОАО «МАЗ» и ее совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: ОАО « Минский автомобильный завод».
Предмет исследования: логистическая система внешнеэкономических операций ОАО «МАЗ».
Цель исследования: исследование логистической системы внешнеэкономических операций ОАО «МАЗ» и разработка предложений по повышению ее эффективности.

Содержание

1 Организация внешнеторговых операций в логистической системе 6
1.1 Понятие, значение и содержание внешнеторговой деятельности 6
1.2 Этапы внешнеторговых операций и необходимая документация при экспорте предприятия 9
1.3 Регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь 12
2 Анализ экспортной деятельности ОАО «МАЗ» 16
2.1 Общая характеристика основной деятельности ОАО «МАЗ» 16
2.2 Организация экспорта на ОАО «МАЗ» 20
2.3 Основные недостатки экспортной деятельности ОАО «МАЗ» 26
3 Пути совершенствования экспортной деятельности ОАО «МАЗ» 30
Заключение 39
Список использованных источников 44
Приложение А 45

Работа содержит 1 файл

логистика.docx

— 247.11 Кб (Скачать)

Наглядно  представим сравнительные характеристики конкурентов по выпуску автобусов  и самосвалов в представленных таблицах 2.2.1,2.2.2:

Таблица 2.2.1 – Сравнительная характеристика основных конкурентов по выпуску автобусов

Наименование продукции

Наименование предприятия (наличие  и цена на продукцию, USD)

МАЗ

ЛиАЗ

ЛАЗ

Волжанин

Автобусы первого поколения

Автобусы большого класса

104 930

118 117

-

107 782

Автобусы особо большого класса

149 893

185 704

-

174 291

Междугородние и туристические автобусы

139 540

73 863

-

99 700

Автобусы второго поколения

Автобусы большого класса

122 144

118 117

115 074

107 783

Междугородние и туристические автобусы

255 990

-

154 070

180 695


            Примечание – Источник: собственная разработка.

 

По комплектации автобусы МАЗ превосходят своих  конкурентов – на автобусы устанавливаются  двигатели «Мерседес», комплектующие  ведущих заводов Европы. Этим объясняется  увеличение цен на некоторые модели автобусов. Один из основных конкурентов МАЗ – автобусный холдинг «Волжанин» реализует продукцию по средней цене в сравнении с ценами конкурентов, но на эти автобусы устанавливаются двигатели, произведенные в РФ, соответственно качество ниже.

 

Таблица  2.2.2 – Уровень цен на самосвалы разных производителей в некоторых региона

Регион

Производители

МАЗ

КАМАЗ

Китайские производители

Западноевропейские производители

Казахстан (Евро-2)

МАЗ-650108

КАМАЗ-6520-002

HOWO

IVECO

79 000$

76 667$

44 700$

135 000$...165 000$

 

Европа      (Евро-4)

 

МАЗ-650136

 

-

 

-

 

MAN

94 350$

103 500$...136 350$

Сирия   (Евро-2)

МАЗ-551605

КАМАЗ-65115

SHAC; North Benz

-

52 490$

52 000$

43 000$...52 000$


 

Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

Самосвалы производства ОАО «МАЗ» по цене в основном выше китайских аналогов, но считаются  лучшими по качеству. Западноевропейским производителям МАЗ уступает по качеству, но цена на самосвалы значительно  ниже. Автотехника КАМАЗ находится  в одном диапазоне цен на продукцию  и по качеству друг другу не уступают.

Существует ряд проблем в  непосредственной организации экспортной деятельности ОАО «МАЗ»:

-Во-первых, неэффективная организация деятельности УВЭС, при которой многие отделы дублируют свои функции.

-Непропорциональная нагрузка сотрудников по отделам УВЭС.

-Достаточно трудоемкий процесс визирования внешнеторгового контракта, при котором главная задача перед визирующими стоит в подписи, а не  в изучении договора.

-Неэффективное разделение функций сотрудников в рамках каждого отдела.

-Деятельность персонала направлена не на достижения определенного результата за минимальный срок, а отработку рабочего времени.

-Недостаточная оснащенность отделов современной оргтехникой.

-Отсутствие курсов по подготовке  кадров для работы за рубежом.

Также можно отметить следующие  барьеры, препятствующие развитию экспортных операций:

-неразвитая сервисно-сбытовая сеть во многих регионах стран дальнего зарубежья и некоторых регионах СНГ: отсутствие предприятий по сборке, ремонту, обслуживанию автотехники МАЗа в странах-партнерах, что является огромным преимуществом для конкурентов;

-неудовлетворительное качество некоторых моделей МАЗ;

-недостаточно активные маркетинговые мероприятия по продвижению продукции МАЗ на внешние рынки, неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей эффективное продвижение продукции;

-отсутствие финансирования развития сервисной сети в странах дальнего зарубежья,

-нежелание дилеров вкладывать свои средства в развитие сервиса МАЗ из-за слабой окупаемости вложенных средств (малое количество автотехники МАЗ в регионе);

-отсутствие в странах дальнего зарубежья централизованных складов, что затягивает сроки ремонта автотехники.

-несвоевременное обеспечение нормативно-технической документацией, так как информация на бумажных носителях не успевает за выпуском новой техники (нет электронных версий в Интернете).

-отсутствие на СТО необходимого дорогостоящего оборудования для диагностики и ремонта автомобилей с  двигателями Евро-3, Евро-4.

-систематическая модернизация автотехники исключает возможность использования имеющихся на местных рынках запасных частей.

-демпинговая ценовая политика Китая и других стран ставит цены на продукцию ОАО «МАЗ» в невыгодное положение.

Приведенный выше список проблем предприятия  во внешнеэкономической деятельности, к сожалению, не исчерпывающий.

Можно сделать вывод, что основной проблемой является недостаточно эффективная организация деятельности УВЭС, при которой работники теряют значительное время на поиск и сортировку необходимой информации, документации, на обработку запросов, что в некоторой степени отрицательно сказывается на качестве обслуживания многочисленных покупателей продукции МАЗ. А также различные проблемы, связанные с недостатком собственных средств для обновления основных фондов, отсутствием иностранных инвестиций, которые могли бы использоваться для воспроизводственных процессов, расширения производства, развития новых сберегающих технологий, внедрения современных моделей грузовых автомобилей.

 

 

 

 

 

 

3 Пути совершенствования  экспортной деятельности ОАО  «МАЗ»

 

 

ОАО “МАЗ”  – экспортоориентированное предприятие. Поставка более 80% продукции осуществляется за пределы РБ. Сейчас в период финансового кризиса не только на предприятии, но и в странах тяжело удержать свои позиции на мировом рынке индустрии. Поэтому необходимо приложить максимум усилий для выхода организации из данной ситуации.

ОАО «МАЗ»  проводит ряд маркетинговых исследований для выявления потребительского спроса. Одним из исследований является рассмотрение характеристик автотехники  в порядке значимости для потребителя.

При выборе грузового  автомобиля для осуществления транспортных работ, потребителей различных регионов  интересуют следующие характеристики (приведены в порядке важности фактора):

  • модель, необходимая для осуществления конкретной транспортной работы, ее грузоподъемность, объем платформы, мощность двигателя;
  • цена выбираемой модели на рынке;
  • сложившаяся структура парка;
  • эксплуатационные расходы (расход топлива, периодичность ТО, ресурс, стоимость запасных частей);
  • наработка на отказ основных узлов и агрегатов;
  • торговая марка;
  • наличие сервисной сети выбранной фирмы-изготовителя, наличие запасных частей;
  • эргономика;
  • соответствие модели климатической зоне эксплуатации;
  • соответствие модели стандартам и другим нормативным требованиям, как в своей стране, так и в странах, в которые планируется осуществление перевозок.

Основными путями совершенствования автотехники  в ОАО «МАЗ» являются:

  1. Проведение рекламной кампании.

Основным  фактором, который сможет «возродить и нарастить» экспортные поставки является реклама.

Отсутствие  рекламы на телевидении, радио, слабая реклама в печатных изданиях - все  дает свои отголоски. Ведь известная  торговая марка, которая всегда на слуху, рассматривается потенциальными покупателями в первую очередь.

Как пример, можно  привести участие основного конкурента КАМАЗа в авторалли «Ралли Париж-Дакар».

«Ралли Париж-Дакар» - ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон, который был основан французом Тьерри Сабином. В гонках принимают участие как профессиональные спортсмены (заводские команды), так и любители (их число достигает 80 %). В отличие от классического ралли, где чемпионат мира состоит из множества этапов в разных странах, и чемпион выявляется по сумме очков, на «Дакаре» соревнования проходят, как правило, в начале года и заканчиваются с прибытием в конечный пункт. Побеждает тот, кто просто опередит соперников по времени на дистанции от самого старта до финиша. Кроме того, на «Дакаре» помимо соревнований среди раллийных автомобилей есть ещё зачёты среди мотоциклов, квадроциклов и грузовиков — в каждом зачёте и выявляется победитель ралли-рейда (рисунок 3.1).

Год

Гонщик

Марка

 

2010

Владимир Чагин

КАМАЗ

 

2009

Фирдаус Кабиров

КАМАЗ

 

2008

2007

Ханс Стэйси

MAN

 

2006

Владимир Чагин

КАМАЗ

 

2005

Фирдаус Кабиров

КАМАЗ

 

2004

Владимир Чагин

КАМАЗ

 

2003

Владимир Чагин

КАМАЗ

 

2002

Владимир Чагин

КАМАЗ

 

2001

Карел Лопрайс

Tatra

 

2000

Владимир Чагин

КАМАЗ

 

Рисунок 3.1- Победители ралли ( грузовики)

Примечание  – Источник: собственная разработка.

Как упоминалось  выше, данная программа известна во всем мире, и поэтому КАМАЗ, как  победитель практически в течении 10 лет, также приобрел свою  известность не только на территории стран СНГ.

Качество  автотехники МАЗ не уступает КАМАЗу, но в результате участия в ралли  КАМАЗ работает успешнее МАЗа.

Поэтому первым предложением является увеличить средства на рекламу и направить на:

- участие  автотехники МАЗ в различных  соревнованиях, таких как «Ралли  Париж-Дакар», «Комтранс»;

-разработку  спонсорской программы в особенности  для мероприятий, которые проходят  за рубежом. Хорошим плацдармом  для этого являются спортивные  мероприятия;

-яркая реклама  на телевидении является дорогим  средством, поэтому для экономии  необходимо увеличить рекламу  в печатных изданиях, при этом  реклама должна быть броской  и указывать на все достоинства  автотехники;

-рекламу на  радио – доступный вид рекламы,

-интернет-рекламу:    стоимость рекламы в сети Интернет сравнительно невелика по сравнению с другими видами рекламы. Так, изготовление рекламного носителя - качественного баннера редко превышает 100 долларов, что можно сравнить с разработкой макета для рекламы в журналах и не сравнимо с изготовлением носителя для наружной рекламы, а тем более для рекламы на радио или ТВ.

Также необходимо в ближайшее время решить вопросы  по рекламе и связям с общественностью. Необходимо принять следующие меры:

- создать единый фонд (картотеку) всех исходных рекламных материалов;

- организовать постоянную работу с прессой по общепринятым правилам;

- изучить особенности каждого информационного потока;

- разработать отдельные направления работы специально с зарубежными журналистами по продвижению МАЗа;

- разработать стандарты рекламы МАЗ, доводимые дилерам;

- средствами рекламы и связью с общественностью поддерживать положительные стереотипы по отношению к МАЗу. 

Организовать  презентации относительно новых  моделей грузовиков МАЗ, используя  существующий или создав для этого  информационный повод. Провести мероприятия по присвоению имен новым и серийным грузовикам.

2. Изменение ценовой политики по регионам сбыта и модернизация автотехники.

Следующим важным аспектом, влияющим на поставки автомобилей, является цена продукции, а также  удержание автотехники МАЗ на экспортном рынке невозможно без постоянной модернизации экспортного продукта, улучшения его технологического уровня и потребительских свойств.

По данным, приведенным в разделе 2, прослеживается, что стоимость на автотехнику  МАЗ достаточно высокая. На наш взгляд, необходимо в первую очередь снизить  по возможности себестоимость продукции  за счет замены дорогостоящих импортных  запчастей на аналогичный товар, но более дешевый белорусского производителя, либо выпустить новую линейку автотехники со сниженной стоимостью.

ОАО «МАЗ»  использует  в основном двигатели  «Ярославского моторного завода». При этом их стоимость находится  в пределах от 25 млн.р., а двигатель «Минского моторного завода» от 18 млн.р. Одним из предложений является создание совместной линии автотехники с Минским моторным заводом, данная продукция отличается низкой стоимостью, которая сможет конкурировать с китайскими аналогами. Но при этом техника ОАО «МАЗ» превосходит конкурентов по качеству.

Информация о работе Логистическая система внешнеторговых операций на ОАО «МАЗ» и ее совершенствование