Логистическая система внешнеторговых операций на ОАО «МАЗ» и ее совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: ОАО « Минский автомобильный завод».
Предмет исследования: логистическая система внешнеэкономических операций ОАО «МАЗ».
Цель исследования: исследование логистической системы внешнеэкономических операций ОАО «МАЗ» и разработка предложений по повышению ее эффективности.

Содержание

1 Организация внешнеторговых операций в логистической системе 6
1.1 Понятие, значение и содержание внешнеторговой деятельности 6
1.2 Этапы внешнеторговых операций и необходимая документация при экспорте предприятия 9
1.3 Регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь 12
2 Анализ экспортной деятельности ОАО «МАЗ» 16
2.1 Общая характеристика основной деятельности ОАО «МАЗ» 16
2.2 Организация экспорта на ОАО «МАЗ» 20
2.3 Основные недостатки экспортной деятельности ОАО «МАЗ» 26
3 Пути совершенствования экспортной деятельности ОАО «МАЗ» 30
Заключение 39
Список использованных источников 44
Приложение А 45

Работа содержит 1 файл

логистика.docx

— 247.11 Кб (Скачать)

ОАО “МАЗ”  – экспортоориентированное предприятие. Поставка более 80% продукции осуществляется за пределы РБ. В данный момент наблюдается ухудшение основных финансовых показателей деятельности предприятия (очевидное снижение объема реализации продукции в 2009 г. как в действующих ценах, так и в сопоставимых на 1861054 млн.р. и на 1922021млн.р. соответственно), свидетельствующих о складывающейся сложной ситуации на предприятии. В основном причина – в падении объемов продаж на основных рынках сбыта, вызванное международным финансовым кризисом, разгоревшимся в конце 2008 года, а также значительным увеличением энергоемкости и следовательно себестоимости продукции. При этом самый динамичный рост поставок автотехники МАЗ наблюдается в страны Латинской Америки и Африки.

Основными рынками  сбыта продукции ОАО «МАЗ»  являются:

      • страны центральной Азии и СНГ;
      • страны Арабского Региона;
      • страны Африки, Латинской Америки;
      • страны Юго-Восточной Азии;
      • страны Европы, Прибалтики.

Рассмотренная тема дипломной работы является актуальной в данный период времени, так как  на предприятии существует ряд проблем, которые тормозят процесс совершенствования  экспортной деятельности.

Основные проблемы развития экспорта связаны со снижением конкурентоспособности белорусской автотехники  относительно других поставщиков на мировых рынках. Одним из существенных факторов является в первую очередь то, что за последнее десятилетие ОАО «МАЗ» не имел достаточных средств для модернизации и обновления оборудования, что отрицательно сказывается на качестве продукции, освоении новых изделий для экспорта. Износ основных фондов, по оценкам специалистов, достигает 60-80%. В то же время получаемая предприятиями прибыль недостаточна не только для обновления основных фондов, но даже для пополнения оборотных средств.

Факторами, которые ограничивают степень  нововведения в ОАО «МАЗ», являются:

– ограниченный платежеспособный спрос  на внутреннем рынке на передовые  технологии и промышленные нововведения;

– неразвитость специальных финансовых механизмов поддержки отдельных элементов инновационной инфраструктуры и инновационного предпринимательства;

– слабость кооперационных связей между  научными организациями, учреждениями образования и производственными  предприятиями;

– неразвитость современных форм инновационного менеджмента и коммерциализации нововведений;

– низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях  и возможных рынках сбыта принципиально  нового (инновационного) продукта.

Существует ряд проблем в  непосредственной организации экспортной деятельности ОАО «МАЗ»:

    1. Во-первых, неэффективная организация деятельности УВЭС, при которой многие отделы дублируют свои функции.
    2. Непропорциональная нагрузка сотрудников по отделам УВЭС.
    3. Достаточно трудоемкий процесс визирования внешнеторгового контракта, при котором главная задача перед визирующими стоит в подписи, а не  в изучении договора.
    4. Неэффективное разделение функций сотрудников в рамках каждого отдела.
    5. Деятельность персонала направлена не на достижения определенного результата за минимальный срок, а отработку рабочего времени.
    6. Недостаточная оснащенность отделов современной оргтехникой.
    7. Отсутствие курсов по подготовке кадров для работы за рубежом.

Также можно отметить следующие  барьеры, препятствующие развитию экспортных операций:

-неразвитая сервисно-сбытовая сеть во многих регионах стран дальнего зарубежья и некоторых регионах СНГ: отсутствие предприятий по сборке, ремонту, обслуживанию автотехники МАЗа в странах-партнерах, что является огромным преимуществом для конкурентов;

-неудовлетворительное качество некоторых моделей МАЗ;

-недостаточно активные маркетинговые мероприятия по продвижению продукции МАЗ на внешние рынки, неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей эффективное продвижение продукции;

-отсутствие финансирования развития сервисной сети в странах дальнего зарубежья,

-нежелание дилеров вкладывать свои средства в развитие сервиса МАЗ из-за слабой окупаемости вложенных средств (малое количество автотехники МАЗ в регионе);

-отсутствие в странах дальнего зарубежья централизованных складов, что затягивает сроки ремонта автотехники.

-несвоевременное обеспечение нормативно-технической документацией, так как информация на бумажных носителях не успевает за выпуском новой техники (нет электронных версий в Интернете).

-отсутствие на СТО необходимого дорогостоящего оборудования для диагностики и ремонта автомобилей с  двигателями Евро-3, Евро-4.

-систематическая модернизация автотехники исключает возможность использования имеющихся на местных рынках запасных частей.

-демпинговая ценовая политика Китая и других стран ставит цены на продукцию ОАО «МАЗ» в невыгодное положение.

Приведенный выше список проблем предприятия  во внешнеэкономической деятельности, к сожалению, не исчерпывающий.

Основными путями совершенствования автотехники  в ОАО «МАЗ» являются:

1 Проведение  рекламной кампании.

Поэтому первым предложением является увеличить средства на рекламу и направить на:

- участие  автотехники МАЗ в различных  соревнованиях, таких как «Ралли  Париж-Дакар», «Комтранс»;

-разработку  спонсорской программы в особенности  для мероприятий, которые проходят  за рубежом. Хорошим плацдармом  для этого являются спортивные  мероприятия;

-яркая реклама  на телевидении является дорогим  средством, поэтому для экономии  необходимо увеличить рекламу  в печатных изданиях, при этом  реклама должна быть броской  и указывать на все достоинства  автотехники;

-рекламу на  радио – доступный вид рекламы,

-интернет-рекламу:    стоимость рекламы в сети Интернет сравнительно невелика по сравнению с другими видами рекламы. Так, изготовление рекламного носителя - качественного баннера редко превышает 100 долларов, что можно сравнить с разработкой макета для рекламы в журналах и не сравнимо с изготовлением носителя для наружной рекламы, а тем более для рекламы на радио или ТВ.

2 Изменение  ценовой политики по регионам  сбыта и модернизация автотехники.

Машины общетранспортного назначения, самосвалы пользуются высоким спросом. Но потребительские интересы постоянно изменяются, поэтому необходимо постепенно изменять и усовершенствовать как внешний облик автотехники, так и внутри кабины; делать автотехнику более комфортной, но в то же время надежной. При этом чтобы «понравиться» потенциальным покупателям необходимо иметь свое уникальное отличие от автотехники конкурентов.

Также необходимо в первую очередь снизить по возможности  себестоимость продукции за счет замены дорогостоящих импортных  запчастей на аналогичный товар, но более дешевый белорусского производителя, либо выпустить новую линейку  автотехники со сниженной стоимостью.

3 Совершенствование  логистической сбытовой сети ОАО «МАЗ».

Для реализации стратегических целей МАЗ на рынках автомобильной техники является увеличение степени удовлетворенности потребителей путем создания широкой и эффективной логистической сбытовой сети и получение на этой основе  конкурентных преимуществ.

Поскольку основная роль в развитии сбытовой сети ОАО  “МАЗ” принадлежит дилерам, то следует  отметить, что со своей стороны  Минский автомобильный завод  должен проводить активную политику по мотивации и стимулированию своих  партнеров с целью применения последними эффективных и перспективных  методов продаж и обслуживания автотехники  в регионе.

4 Внедрение новых  схем реализации продукции, включающие послепродажное сервисное обслуживание потребителей автотехники МАЗ.

Для увеличения объемов продаж и расширения рынков сбыта основная стратегия сбыта и продвижения продукции завода на рынке должна развиваться также в следующих направлениях:

- увеличить лизинговые  операции.

- рассмотреть  возможность реализации бартерных  операций.

Для улучшения  обслуживания автотехники МАЗ на зарубежных рынках необходима реорганизация  отдела сервиса. Основными действиями по данному вопросу, по моему мнению, будут следующие:

- Создание центральных  складов запасных частей в  регионах массовой эксплуатации  автотехники МАЗ в странах  дальнего зарубежья.

- Создать на  базе представительства Минского  автомобильного завода мобильный  сервис, укомплектованный автомобилем  «Техпомощь» и технически грамотным  персоналом, а также организовать  центральный (головной) склад запасных  частей, предназначенный для оперативного  обеспечения з/ч. 

-Организовывать  и провести на ОАО «МАЗ»  курсы повышение квалификации  и обучение, не менее 50 человек,  технического персонала СТО из  стран дальнего зарубежья по  теме: «Особенности эксплуатации, техническое обслуживание и ремонт автотехники МАЗ», по утвержденным на автозаводе программам.

-Ежегодно увеличивать  число сертифицированных СТО  в странах дальнего зарубежья.  Привлекать к оказанию сервисных  услуг независимые СТО, желающие  работать с ОАО «МАЗ» на  коммерческой основе, в том числе  СТО конечных потребителей автотехники.

-С целью своевременного  обеспечения СТО необходимыми  в работе материалами, обеспечить  своевременную разработку и выпуск  нормативно -технической документации по новой технике на русском, английском и других языках (техпроцессы по ТО, ТР и т.д.).

-При осуществлении  поставок автотехники на новые  рынки сбыта,  до момента организации  сервиса на новых рынках, в  обязательном порядке обеспечить  присутствие технического представителя  автозавода у покупателя, если  количество эксплуатируемой в  регионе автотехники МАЗ превышает  10 единиц. При исполнении контрактов  на поставку продукции в новые  регионы, параллельно организовывать  склады запасных частей.

5 Инновации в области продажи продукции.

Необходимо  искать новые формы сбыта продукции. Электронная коммерция – одно из наиболее бурно развивающихся направлений применения всемирной сети Интернет.

Одним из важных аспектов является снижение расходов на командировку сотрудников за счет использования новых технологий в области проведения презентаций  продукции, подписания договоров, а  именно онлайн-переговоров.

     6 Стимулирование сотрудников УВЭС и модернизация информационной системы на предприятии.

Данная система  должна включать:

1) Обучение  руководящих работников основам  управления персоналом, мотивации  и стимулирования труда. Данный  пункт является фундаментом в  построении комплексной системы.

2) Улучшение  параметров работы: повышение разнообразия  умений и навыков, повышение  целостности и важности работы  для сотрудника.

Повышение профессионализма сотрудников происходит через изучение новых технологий, приемов, методов. Поэтому предоставление сотрудникам  возможности действовать, обучаться  и профессионально расти – сильный стимулирующий фактор.

3) Индивидуальный  подход с мотивации и стимулированию  ключевых сотрудников на основе  определения их ведущих мотивов.

4)Основным  этапом является введение мотивационной политики (1 % от объема продаж)  с целью повышения материальной заинтересованности сотрудников экспортных отделов.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Воронкова, О.Н., Пузакова, Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учебное пособие / Е.П.Пузакова. – М: Экономист, 2005. - 495с.

2.Высокое качество и конкурентоспособность продукции – залог успеха экономики // Экономика Беларуси. – 2011. - №3. – с.6-16

3.Гаджинский А.М. Логистика: учебное пособие - 19-ое изд, Москва, 2010г. – 153с.

4.Кретов, И.И. Внешнеторговое дело: учебное пособие / И.И. Кретов, К.В. Садченко. – М.: Дело и сервис, 2006. – 400с.

5.Продажа после продажи // Маркетолог. -2011. -№4. -С.36-37.

6.Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Инкотермс 2000: учебное пособие / Е.Ф. Прокушев. – М: Издательско-торговая корпорация « Дашков и Ко», 2002. – 307с.

7.Сергеев В.И. Логистика: Учебное пособие. – СПб.: СПбГИЭА, 1995.

8.Скоробогатова Т.Н. Логистка: учебное пособие – Симферополь, 2005г. – 36 и 42с.

9.Сысоева, С.В. Книга директора магазина / С.В.Сысоева. -Спб.: Питер, 2005.-384 с.

10.Турбан, Г.В. Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью: учебное пособие/ Г.В. Турбан. – Минск: БГЭУ, 2007. – 319с.

11.Уриш, И.В. Организация внешнеторговой деятельности: практикум / И.В. Уриш, С.В. Стасюкевич, М.М. Еременко. – Минск: БГЭУ, 2008. – 235с.

12.Яровая, Н.П. Организация внешнеторговой деятельности: пособие / Н.П. Яровая. – Минск: БГЭУ, 2007. – 209 с.

13. startlogistic.ru/metod/system/

14. pravo.by

15. ru.wikipedia.org/wiki/Ралли_Дакар

16. Новые экономические условия – новые возможности развития // Экономика Беларуси. – 2011. - №4. – с.38-41

 

 

 

 

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б



 

Приложение А

          МИНСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД

    Minsk Automobile Plant / Usine d’Automobile de Minsk / ﻚﺳﻨﻴﻣﺒ ﺕﺍﺮﺎﻴﺳﻟﺃ ﻊﻨﺻﻣ

 

 

ул, Социалистическая, д.2,

220021 г. Минск, 

Республика Беларусь

 

Телефон: 375 17 2179306

Факс:                  2172170

2, Socialisticheskaya st.,

220021 Minsk,

Republic of Belarus

 

Telephone: 375 17 2179306

Fax:                       2172170

2, Rue Socialisticheskaya,

220021 Minsk,

la République de Bielorussie

 

Téléphone: 375 17 2179306

Fax:                      2172170


Информация о работе Логистическая система внешнеторговых операций на ОАО «МАЗ» и ее совершенствование