Логистика как фактор повышения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:36, реферат

Описание работы

По оценкам специалистов, в США с начала 80-х годов в ежегодном общем увеличении производительности труда (5-6%) половина достигается за счет распространения логистической концепции. Зарубежная практика свидетельствует: логистика позволяет более эффективно использовать трудовые ресурсы по сравнению с другими производственно-экономическими системами. Роль логистики в усилении конкурентоспособности хозяйственных структур исключительно актуальна.

Содержание

Введение 2
1.Логистика - важнейший фактор повышения конкурентоспособности организации 3
2. Логистический подход в процессе повышения конкурентоспособности фирм 12
3.Механизм влияния логистики на повышение конкурентоспособности 19
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

ЛОГИСТИКА 2011 АРТУР.docx

— 77.86 Кб (Скачать)

     Существенное  влияние на оборотный капитал  логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих  и готовых изделий. Очень часто 50% и более оборотного капитала фирм приходится на запасы. Поэтому логистический фактор, воздействующий на инвестированный капитал, в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровня запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения.

     Аренда  многими фирмами транспортных средств, складов и других элементов логистической системы превращает их для арендатора из основного капитала в текущие расходы, что нужно учитывать в логистической деятельности.

     В ходе исследований более 800 экспертов оценивали эффективность материально-технического обеспечения торговых операций в 150 странах мира, используя индекс LPI (LPI (англ. Logistics Performance Index) - индекс эффективности материально-технического обеспечения, который включает обобщенные показатели эффективности по семи параметрам:

  • таможенные процедуры;
  • качество инфраструктуры;
  • международные грузоперевозки;
  • компетентность организаций и учреждений, занимающихся логистикой;
  • способность следить за перевозками;
  • издержки на внутренние перевозки; своевременность доставки.6

     Россия  получила 2,37 балла и заняла 99-е  место. На таком же уровне, по оценкам  экспертов, оказалось развитие логистики  в Египте, Ливии, Замбии и Сенегале.

     Эксперты  выделяют несколько факторов, способствующих тому, что Россия имеет столь низкие показатели. 

     Во-первых, «тем, кто занимается автоперевозками, необходимо учитывать природноклиматические особенности нашей страны огромная страна, у нас имеется несколько климатических зон, и это сказывается на состоянии дорог. Например, каждую зиму движение на участке дороги от Казани до Екатеринбурга из-за сложных погодных условий на несколько дней бывает парализовано.

     Во-вторых, отсутствует государственная поддержка. «Проблема в том, что государство не считает макрологистику отраслью, обеспечивающей глобальную инфраструктуру для роста объема, скорости и качества движения и обработки материальных потоков, - Логистикой управляют несколько государственных департаментов и министерств, но комплексно этой проблемой на федеральном уровне никто не занимается.7

     В-третьих, сказывается низкая эффективность работы таможни. «Почти ни в одной европейской стране у логистических операторов нет специального отдела, который бы занимался таможней внутри Европы.

     Когда я начал работать в TNT, я был  очень удивлен: оказывается, такая  штатная единица, как таможенный декларант, есть только у нас, в России. Трудоемкость работы с таможней не просто высока - она заоблачна.

     В-четвертых, низкая маржа российских перевозчиков отрицательно сказывается на уровне оказываемых услуг.

     В-пятых, играет роль недостаток квалифицированных кадров. В отечественной логистике работают много молодых людей, не имеющих серьезного практического опыта. Они не видят проблему комплексно и не могут принять адекватное решение.

     Логистам  необходимо учитывать мнение потребителей, что до сих пор делается не очень охотно. - Они люди умные, но начинают изобретать велосипед, в то время как нужно всего лишь повернуться лицом к потребителю. Отечественный рынок постепенно меняется, и стандартные услуги, предлагавшиеся раньше, продвигать теперь все сложнее и сложнее. Потребителю требуются не сорок провайдеров, работающих в узких сегментах, а пять, способных выполнять комплексные логистические проекты.

     Потенциал микрологистики как эффективного инструмента для снижения издержек и оптимизации вовлеченных оборотных средств недооценен. Менеджерам известно, что снижение постоянных затрат, существенная часть которых находится под управлением службы логистики, увеличивает прибыль с учетом эффекта мультипликатора. В производственном бизнесе при средней рентабельности в 10-15% снижение постоянной части затрат на 1% дает такой же прирост прибыли, как и 5-7-процентный рост выручки от продаж. При этом отечественные компании, выбирая стратегии, направленные на рост прибыли, в лучшем случае используют маркетинговые бизнес инструменты и в худшем - просто индексируют цены, что мы и наблюдали в прошлом году на рынке молочных продуктов.

 

2. Логистический подход в процессе повышения конкурентоспособности фирм

 

 

     Рассмотрение  логистики в качестве фактора  повышения конкурентоспособности  предполагает, что последствия принимаемых  решений в данной области должны поддаваться измерению в плане  их воздействия на функциональные затраты  и на доходы от продажи товаров. В  связи с этим актуализируется  задача нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно  отражающих связь логистики с  основными экономическими и финансовыми  индикаторами фирм. Как выяснилось, определить количественные параметры  последствий логистических решений весьма сложно. Это можно сделать лишь при соблюдении следующих условий методологического и технического характера:

  • наличия хорошо отлаженной учетно-информационной системы;
  • проведения комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа миссий и единой методологии исчисления издержек;
  • определения доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.

     В зарубежной экономической литературе отмечается, что у фирм, принявших  на вооружение логистическую концепцию и построивших свою стратегию на ее основе, наблюдается значительное улучшение показателя, отражающего отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу (ПИК - прибыль на инвестированный капитал). При этом указывается на двоякое значение логистики, заключающееся в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке.

     Влияние логистики на расходы, связанные  с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис). Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения продукции фирм и конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей. Ключевые элементы показателя отношения прибыли к инвестированному капиталу могут быть представлены в виде схемы (рис. 1).

     Влияние логистики на инвестированный капитал  осуществляется через основные категории (элементы) активов и пассивов баланса  фирм. Такие элементы баланса, как  «наличность и счета дебиторов», относящиеся к оборотному капиталу, являются решающими с точки зрения ликвидности фирмы. В последние  годы важность этих элементов стала  общепризнанной, поскольку многие фирмы  столкнулись с нехваткой наличности. Однако еще не всегда признается, что  логистические переменные оказывают непосредственное влияние на данную часть баланса. Хотя, кажется, никто не оспаривает того факта, что чем короче срок выполнения заказов (период от приемки заказа до момента доставки товара потребителю), тем быстрее может быть выписан счет. Подобным образом скорость выполнения заказов может повлиять на поток наличности, если счет не выписывается до тех пор, пока товары не отправлены. Одной из менее очевидных логистических переменных, влияющих на наличность и счета дебиторов, является точность при выписке счетов.  

        

     Рисунок. 1. Ключевые элементы показателя ПИК   

     Если  потребитель обнаруживает, что его  счет содержит неточности, он, вероятно, не будет его оплачивать, и временной  лаг между выполнением заказа и оплатой будет увеличиваться  до тех пор, пока ошибку не исправят.

     Существенное  влияние на оборотный капитал  логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих  и готовых изделий. Очень часто 50 и более процентов оборотного капитала фирм-продуцентов приходится на запасы. Поэтому логистический фактор, воздействующий на инвестированный капитал, в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровня запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения.

     Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает  избыточный уровень запасов. В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. С точки зрения логистики, такие  счета являются ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние  на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и  управления производством - составная часть логистической стратегии - может дать положительный эффект, что и подтверждается практикой. На фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, логистические издержки компаний снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.8

     Аренда  складов, транспортных средств и  других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается главным образом привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления. Такие изменения существенно сказываются на балансе между долговыми обязательствами и собственным капиталом, а следовательно, и на соотношении последнего и прибыли, а также на движении наличности с точки зрения как процентных платежей, так и выплаты долга. Поскольку материальную основу логистической системы фирм в большинстве случаев составляют собственные, а не арендуемые технические средства и постоянные сооружения, постольку логистика может оказывать существенное влияние на общую величину основного капитала фирм и соотношение прибыли и инвестированного капитала.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков  фирм. Поэтому соответствующие изменения  в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм и вносят свою лепту в обеспечение их долгосрочной жизнеспособности. Фирмы, взявшие на вооружение логистическую стратегию, постоянно анализируют ее. Тщательному анализу подвергаются также прибыль и инвестированный капитал, чтобы убедиться в максимальной эффективности использования ресурсов. Подставляя значения переменных в формулу, где множителями являются коэффициент доходности и оборачиваемость капитала, можно с достаточной степенью условности количественно определить влияние логистики на соотношение прибыли, полученной от продаж товаров, и инвестированного капитала, поскольку доходы от логистических услуг и расходы на логистические операции входят существенной частью в суммарные доходы и расходы фирм:

    Прибыль от продаж                 Стоимость продаж

      ПИК =                                            ´                                                 ´ 100\%.    

 Стоимость  продаж            Инвестированный капитал  

     Исследования, выполненные в сфере логистики  для широкого диапазона рынков - от продовольственных товаров до капиталоемкой продукции, показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистической системы в полном объеме ориентировано на рынок. Для большей части продовольственных товаров логистика как активный инструментарий маркетинга не играет существенной роли. Исключение составляет отгрузка скоропортящейся продукции, когда доминирующим фактором служит время отгрузки и скорость перевозки.

     На  рынке инвестиционных товаров важным конкурентным фактором является надежность отгрузки. Она существенна для  получения повторных заказов  от потребителя или для получения  заказов от новых потребителей по рекомендации прежнего заказчика. Значимость надежности отгрузки обусловлена тем, что она должна вписываться, по сути дела, в разного рода конкретные ситуации у потребителя, включая зачастую строительство, укомплектование персоналом, его обучение и т. д. Воздействие на конкурентоспособность очень велико, поскольку повторный заказ нередко оказывается наиболее прибыльным предпринимательством с точки зрения долгосрочной перспективы по причине более низких допродажных и послепродажных издержек, более низких затрат на проектирование и стандартизацию продукции. Надежность отгрузки также является фактором, оказывающим влияние на производство по повторным заказам для такого вида продукции, как оборудование и приборы.

Информация о работе Логистика как фактор повышения конкурентоспособности