Проблемы пассажирского автобусного транспорта микрорайона «Сельма». Применение стратегии укороченных маршрутов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ автобусного маршрута №23 и разработка способа повышения эффективности функционирования пассажирского транспорта с целью обеспечения наиболее полного, своевременного и качественного обслуживания жителей микрорайона «Сельма» города Калининграда.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- выявить недостатки в транспортном обслуживании определенной группы населения;
- изучить регулярный городской автобусный маршрут;
- рассмотреть создание укороченного маршрута как способ решения проблемы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБСЛУЖИВАНИЕ МИКРОРАЙОНА «СЕЛЬМА» АВТОБУСНЫМ ТРАНСПОРТОМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 5
1.1 ПАССАЖИРСКИЕ АВТОБУСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ 5
1.2 ТРАНСПОРТНАЯ СИТУАЦИЯ МИКРОРАЙОНА «СЕЛЬМА» 6
1.2.1 ОПИСАНИЕ МИКРОРАЙОНА 6
1.2.2 ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИКРОРАЙОНА 7
1.2.3 КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АВТОБУСНОГО МАРШРУТА №23 12
2.1 ПАССАЖИРОПОТОКИ И МЕТОДЫ ИХ ОБСЛЕДОВАНИЯ 12
2.1.1 ПОНЯТИЕ ПАССАЖИРОПОТОКА 12
2.1.2 ВЫБОР МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ ПАССАЖИРОПОТОКА 13
2.2 ОБСЛЕДОВАНИЕ МАРШРУТА 16
2.2.1 ИЗУЧЕНИЕ ПАССАЖИРОПОТОКОВ 17
2.2.2 ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МАРШРУТА 20
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ УКОРОЧЕННЫХ МАРШРУТОВ 22
3.1 ПОНЯТИЕ УКОРОЧЕННОГО МАРШРУТА 22
3.1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ МАРШРУТОВ 22
3.1.2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ 23
3.2 РАЗРАБОТКА УКОРОЧЕННОГО МАРШРУТА 25
3.2.1 ПОРЯДОК ОТКРЫТИЯ МАРШРУТА 25
3.2.1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ УКОРОЧЕННОГО МАРШРУТА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

БАЛТИЙСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. И. Канта

КАФЕДРА АВТОСЕРВИСА 
 

куРСОВАЯ  работа 
 

на тему: «Проблемы пассажирского автобусного транспорта микрорайона «Сельма». Применение стратегии укороченных маршрутов» 
 

Выполнил:

студент 4 курса очной

формы обучения

специальности «ОП и УТ»

Звада Марина Владимировна 
 

Проверил:

      профессор

Нордин  Виктор Владимирович 
 
 
 

г. Калининград

2012

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Социально-экономическое  развитие городов во многом зависит  от функционирования их систем жизнеобеспечения, представляющих собой особую группу отраслей, которые формируют все  необходимые предпосылки для  эффективной работы хозяйственного комплекса и благоприятных условий жизни населения.

    Одной из ведущих систем жизнеобеспечения является городской пассажирский транспорт. Во многом именно он – гарант сохранения социальной, экономической и политической стабильности в любом городе или мегаполисе.[1] Городской пассажирский транспорт включает в себя несколько видов транспорта, а именно: автобусный, таксомоторный, трамвай, троллейбус, метрополитен. Последние три составляют группу городского электрического транспорта.

    Автомобильный пассажирский транспорт является составной частью единой транспортной системы страны. Под транспортной системой понимается совокупность путей сообщения, перевозочных средств, технических устройств и механизмов, средств управления и связи, обустройства всех видов транспорта, объединенных системой технологических, технических, информационных, правовых и экономических отношений.[2]

    Цель  работы – анализ автобусного маршрута №23 и разработка способа повышения эффективности функционирования пассажирского транспорта с целью обеспечения наиболее полного, своевременного и качественного обслуживания жителей микрорайона «Сельма» города Калининграда. 

    В соответствии с поставленной целью  в работе сформулированы следующие  задачи:

    - выявить недостатки в транспортном обслуживании определенной группы населения;

    - изучить регулярный городской автобусный маршрут;

    - рассмотреть создание укороченного маршрута как способ решения проблемы;

    В первой главе курсовой работы будет рассмотрен микрорайон «Сельма». В частности, будет дано его описание сложившейся в нем транспортной ситуации и вынужденные неудобства жителей, вызванные ею. 

    Во  второй главе анализируется регулярный автобусный маршрут, обслуживающий рассматриваемый микрорайон, на основе паспорта маршрута и полученных в ходе обследований данных.

    В третьей главе предлагается введение укороченного маршрута на основе уже существующего, приводится обоснование применения данного способа. 
 

     
 

ГЛАВА 1. Обслуживание микрорайона «сельма» автобусным транспортом общего пользования

    1.1 Пассажирские автобусные перевозки

    В настоящее время в России пассажиры  в пределах городов, пригородов и  в междугородном сообщении перемещаются в основном общественным транспортом. Причем автомобильный транспорт играет существенную роль, если не сказать основную, в удовлетворении спроса на перевозки пассажиров в городах, населенных пунктах и в пригородах. При отсутствии у большинства населения личных транспортных средств проблема своевременного и качественного удовлетворения спроса на такие перевозки перерастает из числа транспортной в социальную, определяющую в ряде случаев отношение населения не только к качеству оказываемых транспортных услуг, но и в целом к ситуации, складывающейся в обществе.

    Автомобильный транспорт обладает рядом технико-экономических особенностей, определяющих его широкое использование:

    - большая маневренность и подвижность.  Способность доставлять пассажиров "от двери до двери";

    - высокая скорость доставки пассажиров;

    - в ряде случае более короткий путь движения пассажиров;

    - развитая городская сеть инфраструктуры.

    К недостаткам автомобильного транспорта относятся:

    - сравнительно высокая себестоимость, которая выше чем на железнодорожном транспорте;

    - относительно большая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей;

    - высокая степень воздействия  на окружающую среду.

    Автобус – безрельсовый уличный вид транспорта с автономным энергоснабжением, обладающим высокой маневренностью и не требующий сооружения специальных путевых устройств. Провозная способность автобусного транспорта – 9 – 10 тыс. пассажиров в час. Автобус обеспечивает возможность легкого изменения маршрутной сети в соответствии с колебаниями пассажиропотоков и организации маршрутов в новых районах жилой застройки. [3]

    Главные недостатки автобусного транспорта связаны со сложностью автономного  двигателя внутреннего сгорания, со значительными эксплуатационными  затратами, относительно небольшой  вместимостью транспортных средств, загрязнением окружающей среды, высоким уровнем шума. Но благодаря преимуществам автобусного транспорта перед другими видами и, не смотря на присущие ему недостатки, он получил значительное распространение. Его доля в общем объеме перевозок составляет более 50%.

      Организация движения на автобусных маршрутах предусматривает выявление закономерностей распределения пассажиропотоков и корреспонденции пассажиров, разработку маршрутной схемы и ее оптимизацию, обоснование эффективного распределения автобусов по маршрутам, нормирование скоростей движения автобусов, выбор рациональной системы организации труда водителей и разработку расписаний движения автобусов по всем маршрутам.

    1.2 транспортная ситуация микрорайона «сельма»

    1.2.1 ОПИСАНИЕ МИКРОРАЙОНА

    «Сельма» - относительно новый жилой микрорайон с развитой социально-бытовой инфраструктурой, расположенный в северной части Калининграда в районе ул. Согласия. Микрорайон «Сельма» находится в пределах 15 минут от центра города и является одним из самых перспективных и современных районов города.

    В распоряжение жителей микрорайона  предоставлена вся необходимая  инфраструктура: рынок с одноименным названием и три супермаркета, построен детский сад, введен в эксплуатацию Дворец спорта «Янтарный», планируется, что в скором будущем на «Сельме» появится своя школа. 

Рис.1.1 Микрорайон «Сельма», вид на ул. Фермора

     

    Как отмечают эксперты по городской недвижимости, потенциал этого микрорайона  очень велик. Эта часть города продолжает расти и развиваться, строительство новых домов не прекращается. Это означает, численность населения будет только увеличиваться, что не может не усугубить уже существующие проблемы транспортного обеспечения микрорайона.

    1.2.2 ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МИКРОРАЙОНА

    Все транспортные проблемы, характерные  для «Сельмы», можно свести к двум основным:

  1. Недостатки непосредственно транспортной сети города. Микрорайон с центром соединяют улицы Нарвская и Горького, загруженность которых в часы-пик превышает все допустимые пределы. Для решения этой проблемы транспортным управлением в том числе привлечены представители Белорусской ассоциации экспертов на транспорте.

    Кроме того, с 2012 года планируется начать строительство путепровода, который свяжет улицу Гайдара с Советским проспектом. Подобный съезд позволит существенно улучшить транспортную ситуацию в районе.

    2. Несовершенство маршрутной системы. Под маршрутной системой понимают совокупность маршрутов всех видов массового пассажирского транспорта на территории города, района, области или республики.

    Мнение  проживающего в рассматриваемом  районе населения вполне однозначно выражено отзывами во Всемирной сети Интернет: «Я живу на «Сельме». Каждое утро - это своего рода бойня - за место в маршрутке. Автобусы бывают редко», «Микрорайон хороший, но выезжать отсюда сложно».[4]

    Данный  микрорайон обслуживают 4 автобусных маршрута. В таблице 1.1 представлен их перечень с указанием конечных и основных промежуточных остановок.  

Таблица 1.1

Автобусные  маршруты, обслуживающие микрорайон «Сельма»

Наименования 
23 «ГУР «Сельма» - ул.О.Кошевого»

(по  ул. Горького, ул. Зелёной, ул. Нарвской, ул. А. Смелых)

38 «ул. Брусничная –  ул. Согласия»

(по  пр-ту Победы, пр-ту Мира, ул. Горького)

45 «ГУР «Сельма» - ул.О. Кошевого»

(по  ул. Горького, ул. Черняховского, Литовскому  валу, Московскому пр-ту, ул.Октябрьской, ул. Дзержинского)

48 «ГУР «Сельма – пос. Совхозное»

(по  ул. Горького, пр-ту Мира, пр-ту Победы, Тенистой аллее)

 

    Для удобства восприятия нанесем указанные  маршруты на общую схему транспортной сети города Калининграда. Схема показывает обеспечение районов города транспортом и загруженность улиц. Чем бледнее линия — тем меньше маршрутов проходит по улице. Чем меньше обозначение номера на конечной — тем меньше автобусов работают на этом маршруте и, соответственно, тем больше интервал движения. 

Рис. 1.2 Схема движения общественного транспорта г.Калининграда 

    Рассматривая  представленные маршруты в их взаимодействии, видим, что единственный транспорт, обеспечивающий перевозку пассажиров по 2-м наиболее загруженным, а, значит, и самым востребованным центральным улицам города – Советский и Ленинский проспекты, – это автобусы 23-го маршрута. Этим обусловлено дальнейшее рассмотрение данного маршрута в курсовой работе.

    1.2.3 КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

    Перед каждым пассажирским АТП или организацией стоит задача повышения качества обслуживания населения и эффективности использования подвижного состава. Качество обслуживания населения пассажирским транспортом имеет социальное и экономическое значение.

  Качество обслуживания оценивается целым рядом показателей и с точки зрения пассажира представляет собой степень удовлетворения требований населения к системе пассажирского общественного транспорта. Любое транспортное средство должно отвечать следующим четырем требованиям (производственно-бытовые показатели):

    - безопасность движения;

    - скорость передвижения;

    - удобство и комфорт поездки;

    - низкая оплата перевозки.

    Основной интерес пассажиров сводится к минимизации времени и средств, затрачиваемых на поездку. Общее время, затрачиваемое пассажиром при пользовании транспортом, можно представить как сумму четырех слагаемых: 

tпас = tпод + tож + tп + tот,                                          (1.1) 

где tпод,  tож,  tп ,  tот – соответственно время подхода к остановке, ожидания

транспорта, поездки, отхода от остановки до объекта тяготения.

Информация о работе Проблемы пассажирского автобусного транспорта микрорайона «Сельма». Применение стратегии укороченных маршрутов