Закупочная логистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Содержание

I. Теоретическая часть:
1. Сущность закупочной логистики…………………...2-4стр.
2. Задачи закупочной логистики………………………..5-7стр.
3. Роль выбора поставщика……………………………8-18стр.

II. Практическая часть:
1. Задача………………………………………………….. 19-20стр.
Список литературы ………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

логистика вариант 6.doc

— 98.00 Кб (Скачать)
 

     СОДЕРЖАНИЕ:  
 

    1. Теоретическая часть:
    1. Сущность закупочной логистики…………………...2-4стр.
    1. Задачи закупочной логистики………………………..5-7стр.
    2. Роль выбора поставщика……………………………8-18стр.
 
    1. Практическая  часть:
    1. Задача………………………………………………….. 19-20стр.

 Список  литературы   ……………………………………………….. 21стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретическая часть

1. Сущность закупочной  логистики           

 Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.           

 Значимым  элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.           

 Любое предприятие,  как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные  потоки, имеет в своем составе  службу, осуществляющую закупку,  доставку и временное хранение  предметов труда: сырья, полуфабрикатов и др. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

  • элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
  • элементом микрологистической системы, т.е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
  • самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.
 

            Рассмотрим  цели функционирования службы  снабжения на каждом из выделенных уровней:

  1. Как элемент макрологистический системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики – получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической системы.
 

            Логистическая  интеграция с поставщиками достигается  за счет комплекса мер экономического, технологического, технического и методологического характера. В основе интеграции должна лежать ориентация на хорошие партнерские отношения, ориентация на готовность сделать встречный шаг даже тогда, когда это не приносит никакой прибыли. В логистике отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах:

  • Обращаться с поставщиками также, как и с клиентами фирмы
  • Не забывать на деле демонстрировать общность интересов
  • Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций
  • Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика
  • Соблюдать принятые на себя обязательства
  • Учитывать в деловой практике интересы поставщика
  1. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение-производство-сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (например, система МРП или КОНКОРД) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.           

 Цепь снабжение-производство-сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть в начале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем исходя из нее, стратегия развития производства, и уже затем – стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не выработал методов, позволяющих решать задачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предполагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовывать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

  1. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей, как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики, в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.
 

  

2. Задачи закупочной  логистики           

 Основные  вопросы, на которые следует  ответить в процессе обеспечения  предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:

-  что закупить;

-  сколько закупить;

-  у кого закупить;

- на каких  условиях закупить.           

 К традиционному  перечню логистика добавляет  свои вопросы:

-  как системно увязать закупки с производством и сбытом;

v- как системно  увязать деятельность предприятия  с поставщиками.           

 Обозначенный  круг вопросов закупочной логистики  определяет состав решаемых в  данной функциональной области  задач и характер выполняемых  работ.           

 Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике:

  1. Определение потребности в материальных ресурсах. В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняется расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливаются требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатываются планы – графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные группы. Для потребляемых материальных ресурсов может решаться задача «сделать или купить».
  2. Исследование рынка закупок. Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретных рынок.
  3. Выбор поставщиков. Включает поиск информации о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками.
  4. Осуществление закупок. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, то есть заключением контракта. Договорные отношение формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.
  5. Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, то есть учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.
  6. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:
 
  • затраты на выполнение заказа по основным видам  материальных ресурсов;
  • затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;
  • затраты на грузопереработку;
  • затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки;
  • затраты на приемку и проверку материальных ресурсов;
  • затрат на поиск информации о потенциальных поставщиках.
 

      В рамках  проведения экономических расчетов  к задачам закупочной логистики  следует отнести расчет издержек  из-за дефицита материальных ресурсов.

7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. Эта специфическая задача закупочной логистики, решаемая, как было отмечено выше, посредством организации системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии. 
 

3. Роль выбора поставщика

Когда потребности в материальных ресурсах определены, наступает следующий важный этап - выбор поставщиков. Прежде поставщик рассматривался как продавец, предоставляющий необходимый материал, которого не интересовали проблемы эффективного производства и качества производимой из его материалов продукции.

В современных  условиях хозяйственные субъекты все больше осознают свою взаимозависимость и ответственность друг перед другом. Поставщики и фирмы – покупатели становятся партнерами по бизнесу . Работая совместно, они могут добиться снижение затрат и улучшение качества товаров и услуг. Именно эти соображения, а не борьба за большую часть доходов, выходят сейчас на первый план.

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики. Некоторые  менеджеры недооценивают значение правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании, а оно обеспечивается, во многом, четким выполнением поставщиками своих функций. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из–за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.

Кроме того, решение  по выбору того или иного поставщика необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могут действовать только интуитивно. Обычно такое решение зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания.

Возможны  два направления  выбора поставщика:

1. Выбор поставщика  из числа компаний, которые уже  были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).

2. Выбор нового  поставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифицировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большая эффективность.

Процедура (алгоритм) выбора поставщика.

В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, применяемая  различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации:

  • Каталоги и прайс–листы.
  • Торговые журналы.
  • Интернет – сайты.
  • Рекламные материалы: фирменных каталогов, объявлений в СМИ.
  • Конкурсы.
  • Банки и финансовые институты официальных органов.
  • Выставки и ярмарки.
  • Торги и аукционы.
  • Торговые директории («Желтые страницы», «Оптовик», «Товары и цены» и т.д.).
  • Торговые представительства.
  • Собственность исследования.
  • Переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
  • Конкуренты потенциального поставщика.
  • Торговые ассоциации, например, Торгово–промышленная палата.
  • Специализированные информационные агентства и исследовательские организации.
  • Государственные ведомства, регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

Большинство источников не требует дополнительного комментария, но, например, такой источник, как  «Собственное исследование», является достаточно емким и может включать:

Информация о работе Закупочная логистика