Ценовая политика в маркетинге: факторы, стратегия, тактика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государств с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики. оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………. ………………………………………………………………….4
Раздел 1
Теоретическая часть
Ценообразование на различных рынках…………………………………………………………………………………………………5
Постановка задач и целей ценообразования…………………………………………………………….7
Факторы ценообразования……………………………………………………………………………...9
Методы ценообразования…………………………………………………….....................10

Раздел 2
Практическая часть
2. Описание предприятия ОАО «ЭФКО»………………………………………………………13
2.1 История компании………………………………………………………………………….13
2.2 Структура группы компаний «ЭФКО»……………………………………………………14
2.3 Основные виды продукции………………………………………………………………...17
2.3.1 Сырьевая база……………………………………………………………………………..18
2.3.2 Аграрно-инвестиционный комплекс…………………………………………………….19
2.3.3 Производственный комплекс……………………………………………………………20
2.3.4 Комплекс заготовки и хранения…………………………………………………………21
3. Оценка продуктовой и ценовой политик предприятия……………………………22
4. Анализ состояния рынка…………………………………………………………….26
5. Конкуренция рынка подсолнечного масла…………………………………………28
5.1 Конкурентные преимущества группы компаний «ЭФКО»……………………………...29
6. Анализ ключевых показателей……………………………………………………...31
6.1 Себестоимость………………………………………………………………………………33
7. Стратегические партнеры и основные конкуренты группы компаний «ЭФКО»..34

Заключение (выводы и предложения)………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………………………….....37

Работа содержит 1 файл

Ценовая политика в маркетинге факторы стратегия тактика курс.docx

— 178.15 Кб (Скачать)

В настоящее время структура  Группы компаний (рис.2) представляет собой ряд функциональных комплексов:

  • аграрно-инвестиционный комплекс включает в себя сельскохозяйственное производство и структуры для его обеспечения;
  • комплекс заготовки и хранения снабжает производство качественным сырьем на протяжении всего года;
  • производственный комплекс является основой группы компаний «ЭФКО», производит растительные, сливочные и комбинированные масла, а также соусы под торговыми марками "Слобода", "Altero" и «Нежка». Новым направлением стал выпуск специализированных жиров промышленного назначения;
  • комплекс маркетинга и сбыта выполняет функции продвижения и реализации продукции Группы компаний во всех регионах России;
  • комплекс транспорта и логистики обеспечивает бесперебойную доставку продукции по всей территории России;
  • комплекс строительства позволяет в кратчайшие сроки осуществлять подготовку к пуску современных технологических производственных линий.

Рис.2 «Структурная схема ОАО «ЭФКО»»

Подразделения группы компаний "ЭФКО" обеспечивают технологический процесс  производства от обработки почвы  и посева семян до реализации готовой  продукции, что позволяет называть группу компаний "ЭФКО" компанией  полного цикла. Такая структура  ориентирована на стабильный рост производства и обеспечивает конкурентные преимущества.

Управление входящими в Группу компаний предприятиями происходит путем прямого или косвенного владения контрольными пакетами их акций  через компании ОАО "ЭФКО", ЗАО  «АПИК ЭФКО», ООО «ЭФКО-Ресурс».

В настоящее время в группе компаний «ЭФКО» происходит процесс консолидации контрольных пакетов акций на управляющей компании – ЗАО «АПИК  ЭФКО» с целью юридического закрепления  за ней статуса «Управляющая компания»  и дальнейшего перехода к подготовке и ведению консолидированной  отчетности. ОАО "ЭФКО" остается в  группе основным производственным активом, однако управленческие функции переданы специализированной управляющей компании - ЗАО «АПИК ЭФКО».

Таким образом, уже с середины 2002г. схема управления группой компаний "ЭФКО" принципиально изменилась. Центральным управленческим звеном группы стала компания ЗАО «АПИК  ЭФКО», координирующая работу всех комплексов группы и определяющая стратегию  их развития.

ЗАО «АПИК ЭФКО» через стопроцентные, контрольные и блокирующие пакеты акций или доли участия осуществляет централизованное управление всеми  предприятия, входящими в состав Группы компаний.

В течение последних лет Группа компаний демонстрирует динамичное развитие и высокую степень стратегической и финансовой адаптации к рыночным условиям. Благодаря стратегии нынешнего  руководства и ее грамотному внедрению  продукция «ЭФКО» занимает значительную долю рынка подсолнечного масла  и майонеза в России, а ОАО «ЭФКО» и ООО «ЭФКО-Слобода» сегодня  являются ведущими масложировыми предприятиями  отрасли.

Руководство представляет собой единую команду, демонстрирующую способность  достигать намеченных целей, и полностью  контролирует все компании, входящие в группу компаний «ЭФКО», определяя  стратегию развития. Существующая система  управления Группой компаний обладает достаточной стабильностью через  личное участие руководства в  капитале большинства компаний.

2.3 Основные виды продукции группы компаний «ЭФКО»

Основным производственным предприятием Группы компаний является ОАО "ЭФКО", расположенное в городе Алексеевка Белгородской области. Бывший эфиромасличный комбинат, производивший эфирные  масла (анис, кориандр), в настоящее  время является одним из лучших по уровню оснащенности и качеству выпускаемой  продукции в России. Производственные процессы на предприятии полностью  автоматизированы при помощи современного импортного оборудования и новейших технологий, что позволяет выпускать продукцию высочайшего качества.

ОАО «ЭФКО» производит:

- нерафинированное и рафинированное  дезодорированное масло под торговыми  марками «Слобода» фасованное (39,7% от общего объема выпуска в  денежном выражении) и «Altero»  - в незначительных объемах (0,6%);

- майонез пяти видов (около  47,4%);

- рафинированное дезодорированное  масло нефасованное (4,3%);

- подсолнечный шрот (сопутствующая  продукция – 5,8%);

- кетчуп трех видов (выпуск  начат в декабре 2001 г. – 0,7%).

ОАО «ЭФКО» в незначительном объеме осуществляет услуги по переработке  и расфасовке масла сторонним  организациям на основе давальческого  сырья подсолнечника или сырого масла.

2.3.1 Сырьевая база.

При производстве подсолнечного масла  основным элементом затрат является сырье – подсолнечник.

Управление данным элементом затрат на различных стадиях возделывания семян во многом обуславливает конкурентные преимущества перерабатывающих предприятий.

ОАО «ЭФКО» обеспечивает загрузку своих  производственных мощностей сырьем за счет: закупок подсолнечника в рамках программы авансирования собственных сельхозпроизводителей, сезонных закупок у производителей в Белгородской, Ростовской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Липецкой и Волгоградской областях, закупок сырого масла у первичных переработчиков подсолнечника.

Объемы переработанного сырья ОАО «ЭФКО» за 2002 - 2007гг.представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1

Объемы переработанного  сырья ОАО «ЭФКО» за 2002-2007 гг.

Показатель тонн

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Объем переработки подсолнечника

54829

76772

114773

118927

122782

148104

В т.ч. давальческого

5832

26066

18240

-

-

-

Источник: ОАО «ЭФКО»


На реализацию сырьевой программы  по обеспечению производства семенами подсолнечника в 2007 году группа компаний "ЭФКО" планирует направить 1 193 млн. руб.

2.3.2 Аграрно-инвестиционный комплекс.

Становление аграрно-инвестиционного  комплекса произошло около трех лет назад. До этого времени ОАО  «ЭФКО», в рамках программы обеспечения  производства сырьем, строило свою работу с сельхозтоваропроизводителями на основании договоров о совместной деятельности.

В 2007 году численность реформируемых в рамках инвестиционной сельскохозяйственной программы хозяйств достигло 26. Общая площадь пашни - 90 тыс. га, поголовье стада – 11 000 голов, парк техники – около 750 тракторов, 300 разнопрофильных комбайнов, 50 единиц спецтехники. Во всех ЭФКО-хозяйствах трудится более 4 100 человек.

Программа развития сельскохозяйственного комплекса  группы требует значительного объема финансовых средств, в том числе  и привлечения банковских кредитов. Бюджет ООО «ЭФКО-Ресурс» в 2005 г.составил 1 013 млн. рублей, в 2006 г. - 600 млн. руб., в 2007г. его размер планируется на уровне 1 384 млн. руб.

По состоянию  на 01.01.07 г. основные финансовые показатели ООО «ЭФКО-Ресурс» составили:

- собственные средства  – 336 302 тыс. руб.;

- валюта баланса –  1 157 084 тыс. руб.;

- объем реализации –  1054331 тыс.руб.;

В дальнейшем Группа компаний «ЭФКО» планирует создать и разработать  алгоритм неадминистративного управления сельским хозяйством и перейти на новую социально-экономическую модель хозяйствования – хозрасчет, дающий большую самостоятельность в  принятии решений ЭФКО - хозяйствам.

Грамотная закупочная политика в сочетании с успешной программой развития сельхозпроизводства  позволяет «ЭФКО» избежать резкого  сезонного спада объемов производства в 3 квартале, свойственного масложировой отрасли в целом, что обеспечивает равномерную загрузку своих мощностей в течение года и, таким образом, постоянное присутствие продукции Группы на российском рынке.

2.3.3. Производственный комплекс.

Производственный цикл выработки  подсолнечного масла занимает один день и полностью организован  на территории ОАО «ЭФКО», начиная  от хранения текущих запасов сырья  до упаковки готовой продукции. С 1994 года на ОАО «ЭФКО» поэтапно проходит модернизация и замена оборудования, к окончанию модернизации все  производственные участки будут  соответствовать друг другу по технологиям  и мощности.

Подсолнечник поступает из элеваторов в прессовый цех, где выжимается на прессах, в результате чего получается прессовое (сырое) масло и жмых (выход  масла составляет 34% от массы подсолнечника). Затем жмых обрабатывается в экстракторе, что позволяет выделить из него еще  около 13% экстракционного масла. Сопутствующая  продукция – шрот – реализуется  на сторону.

Средний показатель выхода масла из подсолнечника на ОАО «ЭФКО» составляет 47%, что выше среднего по отрасли  на 5-7%. Часть прессового масла подвергается гидратации и вымораживанию (для  удаления из масла восковой и водной составляющей, с целью придания большей  прозрачности и защиты от помутнения под действием времени), после  чего получившееся нерафинированное масло  поступает в цех фасовки.

Другая часть прессового и экстракционного  масла смешиваются и поступают  на рафинацию и дезодорацию в  цех рафинации, затем полученное рафинированное дезодорированное масло  также проходит процессы гидратации и вымораживания, поступает на фасовку  и частично в майонезный цех.

До ноября 1999 года рафинация масла  осуществлялась на ОАО «ЭФКО» только общепринятым в мировой практике химическим способом, когда очистка  масла производится с помощью  химических реактивов (щелочи).

В настоящее время на ОАО «ЭФКО» действует современный комплекс оборудования (производства бельгийской  фирмы De Smet) по рафинации и дезодорации  масла физическим способом. При очистке  масла физическим способом разделение масла на фракции происходит на молекулярном уровне в сепараторе с последующей  фильтрацией. Это позволяет получить продукт более высокого качества, сохраняющий все полезные свойства подсолнечника. Рецептура всех продуктов "ЭФКО" тщательно разрабатывается  специалистами-технологами.

Фасовка масла производится на автоматизированных фасовочных линиях в пластиковую  тару, которая выпускается на ОАО  «ЭФКО» из полиэтиленовых гранул.

2.3.4. Комплекс заготовки и хранения

Комплекс заготовки и хранения Группы компаний "ЭФКО" включает в себя элеваторы, где осуществляется прием, хранение, очистка, подработка, сортировка и сушка подсолнечника, зерновых и других сельскохозяйственных культур. Группе компаний «ЭФКО» принадлежат  четыре элеватора, расположенных в  Белгородской, Воронежской и Ростовской областях. Кроме собственных, используются мощности до 50 элеваторов.

Мощности  элеваторов "ЭФКО" представлены в  таблице 2.2:

Таблица 2.2

Мощности  элеваторов «ЭФКО»

Элеватор

Емкость элеватора

по подсолнечнику, тонн

Емкость элеватора

по зерну, тонн

ОАО «Элеватор», Белгородская обл., г. Алексеевка

39000

65000

Элеваторы ОАО «ЭФКО», Белгородская обл., г.Алексеевка

60000

100000

Колодезянский элеватор, Воронежская  обл., с.Колодезное

45000

75000

Обливский элеватор, Ростовская обл., ст. Обливная

78600

131000

ИТОГО

222600

371000


 

Совокупный объем активов элеваторов по состоянию на 01.01.07 составил 354 млн. руб., объем собственных средств - около 90 млн. руб.

3.Оценка продуктовой и ценовой политик предприятия.

Для того, чтобы дать полную характеристику продуктовой и ценовой политик  предприятия, я хотела бы обратить внимание на ассортимент и объем выпускаемой  продукции в текущей рыночной коньюктуре в рамках имеющихся производственно-технических  возможностей.

ОАО «ЭФКО» производит:

- нерафинированное и рафинированное  дезодорированное масло под торговыми  марками «Слобода» фасованное (39,7% от общего объема выпуска в  денежном выражении) и «Altero»  - в незначительных объемах (0,6%);

- майонез пяти видов (около  47,4%);

- рафинированное дезодорированное  масло нефасованное (4,3%);

- подсолнечный шрот (сопутствующая  продукция – 5,8%);

Информация о работе Ценовая политика в маркетинге: факторы, стратегия, тактика