Человеческие факторы в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Сегодня можно говорить о том, что российский рынок постепенно становится рынком, со всеми присущими нормальному рынку чертами и явлениями. И хотя пройдет немало времени, прежде чем мы сможем сказать, что в России действительно сложился цивилизованный рынок, по всему видно, что движение в этом направлении есть.

Содержание

Введение 3
1. Человеческий фактор антикризисного управления 4
1.1. Конфликты в развитии организации 4
1.2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении 6
1.3. Антикризисное управление конфликтами 9
2. Анализ и оценка кадрового состава ОАО "Шахтинский завод Гидропривод"…………………………………………………………………….15
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ОАО "Шахтинский завод Гидропривод"…………………………………………………………...…15
2.2. Анализ кадровой политики ОАО"Шахтинский завод Гидропривод"…...19
2.3. Анализ численности, состава и движение работников ОАО"Шахтинский завод Гидропривод"……………………………………………………………..20
3. Антикризизисное управление персоналом организации 25
3.1. Антикризисные характеристики управления персоналом 25
3.2. Система антикризисного управления персоналом 27
3.3. Антикризисная политика в управлении персоналом 23
3.4. Принципы антикризисного управления персоналом 32
Заключение 40
Литература 41

Работа содержит 1 файл

ЧФвАУ-на 4 сдала.docx

— 294.54 Кб (Скачать)

 

Из таблицы  2.3.2 видно, что доля работников в период с 2007 по 2009 год имеющих высшее образование увеличилась на 0,9%, среднее профессиональное на 0,4%. Доля работников имеющих среднее (полное) общее образование уменьшилась на 0,3%, основное общее также уменьшилась на 2,8%; группа работников получивших начальное профессиональное образование увеличилась на 1,2%, начальное (общее) увеличилась на 0,6%. Наименьший удельный вес в структуре занимают работники с основным общим и начальным (общим) образованием, они составляют менее 5% каждая группа. Группы работников получивших высшее, среднее профессиональное и начальное (профессиональное) примерно равны, и в целом их удельный вес увеличился, что говорит о повышении общего образовательного уровня работников предприятия.

Таблица 2.3.2 Качественный состав работников предприятия по уровню

образования

Группы работников по образованию:

Численность работников на конец года

Удельный вес, %

2007

2008

2009

2007

2008

2009

Высшее

163

137

110

20,8

20,8

21,7

Среднее профессиональное

178

127

113

22,7

19,4

23,1

Среднее (полное) общее

165

141

105

21,1

21,5

20,8

Основное общее

55

39

23

7,3

6,4

4,5

Начальное (профессиональное)

206

193

139

26,3

29,6

27,5

Начальное (общее)

16

18

16

1,8

2,3

2,4

итого

783

655

506

100

100

100


 

Распределение работников по количеству лет стажа  работы на предприятии показано в  таблице 2.3.3. Таким образом, основное количество сотрудников – более 60%, работают на предприятии от 0 до 5 лет; 12,5% имеют стаж от 5 до 10 лет; и примерно равное количество сотрудников (около 9% каждая) расположено в трех остальных группах.

Таблица 2.3.3. Качественный состав работников предприятия по трудовому стажу

Группы работников по трудовому стажу (лет):

Численность работников на конец года

Удельный вес, %

2007

2008

2009

2007

2008

2009

До 1 года

176

153

145

22,5

23,4

28,7

От 1 до 5

284

239

160

36,3

36,5

31,6

От 5 до 10

107

72

63

14,2

11

12,5

От 10 до 20

84

70

43

10,7

10,7

8,5

От 20 до 30

69

65

48

8,8

9,9

9,4

Более 30

63

56

47

7,5

8,5

9,3

итого

783

655

506

100

100

100


 

Высокий уровень коэффициентов оборота  по приему и выбытию кадров может  свидетельствовать о больших  затратах на подбор и отбор персонала, которые были произведены нерационально.

В том  случае, если этот коэффициент больше 1, то происходит не только возмещение убыли рабочей силы в связи  с увольнением, но и появляются новые  рабочие места. Если данный показатель меньше 1, то это свидетельствует  о том, что сокращаются рабочие  места, и если при этом речь идет не об отдельном предприятии или  отрасли, а об экономике в целом, то эта ситуация приводит к увеличению безработицы.

Текучесть кадров - движение рабочей силы, обусловленное  неудовлетворенностью работника рабочим  местом или неудовлетворенностью организации  конкретным работником. Мотивы текучести  кадров – непосредственные причины  увольнений отдельных работников или  профессиональных групп. В управлении персоналом различают следующие  мотивы увольнений:

  • неудовлетворенность производственно-экономическими условиями внутри организации;
  • неудовлетворенность качеством жизни;
  • профессионально-квалификационные мотивы;
  • мотивы личного характера и пр.

Текучесть кадров на предприятии ОАО «Шахтинский  завод Гидропривод» рассмотрена  в разрезе причин увольнения, и  показана на рисунке 2.3.1. Основной причиной увольнения в 2008 году была - увольнение по собственному желанию (54,6%), когда с началом мирового финансового кризиса предприятие стало задерживать заработную плату и снижать премиальные надбавки.

Рисунок 2.3.1. Текучесть кадров на предприятии ОАО «Шахтинский завод

Гидропривод»

Но уже  в 2009 году основной причиной увольнений стала – сокращение персонала. Количество работников увольняющихся по собственному желанию резко сократилось (до 27,9%), люди пытались удержать за «места»  с целью сохранить источник дохода, но предприятие было вынуждено провести политику сокращения персонала и  уменьшить объем выпускаемой  продукции. Основная волна сокращений пришлась на первый квартал 2009 года, в  целом за год было сокращено 194 человека, или 51,2% от списочной численности  работников.

Резкое  снижение коэффициента замещения (с 0,1 в 2007 г. до – 0,28 в 2008 г.) свидетельствует о том, что сокращаются рабочие места, и если при этом речь идет не об отдельном предприятии или отрасли, а об экономике в целом, то эта ситуация приводит к увеличению безработицы. В 2009 г. коэффициент имел критическое значение, - 0,38.

Коэффициент постоянства кадров показывают долю работников проработавших весь год  к среднесписочной численности. В какой-то мере этот коэффициент  показывает степень сплоченности коллектива, заинтересованности работников не потерять свое рабочее место, неформальные связи в коллективе и др. Наибольшее значение показателя наблюдается в 2007 г. – 85 %, а наименьшее в 2008 г. – 75 %, в 2009 г. показатель начинает медленно расти. Угрожающей тенденции в динамике данного показателя нет, однако, снижение значения коэффициента в 2008 г. является тревожным сигналом.  Поскольку изменения качественного состава персонала происходят в результате его движения, то этому вопросу при анализе уделяется большое внимание, данные о движении персонала предприятия приведены в таблице 2.3.4.

Таблица 2.3.4. Данные о движении персонала ОАО «Шахтинский завод

Гидропривод»

Показатель

2007 год

2008 год

2009 год

Численность персонала  на конец года

783

655

506

Приняты на работу

446

352

201

Выбыли

377

594

379

В том числе:

по собственному желанию

167

324

106

За нарушение  трудовой дисциплины

28

41

7

Сокращение

4

31

194

Временные работники

160

110

54

прочие

18

88

18

Среднесписочная численность

692

852

463

Коэффициент оборота  по приему работников

0,64

0,41

0,43

Коэффициент оборота  по выбытию работников

0,54

0,7

0,82

Коэффициент текучести  кадров

0,28

0,43

0,24

Коэффициент постоянства  кадров

0,85

0,75

0,79

Коэффициент замещения  кадров

0,1

- 0,28

- 0,38


 

 

 

3. Антикризисное управление персоналом в организации.

3.1. Антикризисные характеристики управления персоналом

В литературе по менеджменту нередко  можно встретить такие термины, как «управление трудовыми ресурсами», «рабочей силой», «людскими ресурсами» и др. И это не случайно. Эти  понятия родились в период господства технократической концепции управления. «Понятие «персонал управления»  в большей мере соответствует  идее человеческого фактора в  современном управлении, чем какое-либо понятие. Но еще более этой идее соответствует  понятие «человеческий капитал».

Это не игра в термины, а отражение  совершенно другого отношения к  человеку в процессе управления. Человек  может рассматриваться как рабочая  сила и может рассматриваться  как капитал. Если человек выступает  как формальный, механический исполнитель  своих обязанностей, приказов и указаний начальства, и достаточно большое  число таких людей составляют определенную силу, но если человек  обладает развитым интеллектом, выраженной творческой индивидуальностью, предприимчивостью, новаторским складом характера  – это не просто рабочая сила, это – ценный капитал. И относиться к нему надо как к высшей ценности, как к ведущему фактору достижения всех управленческих целей.

Для повышения эффективности управления необходимо выяснить, какие категории  работников относятся к управленческому  персоналу. По этому вопросу у  исследователей, работников кадровых служб единства взглядов пока нет. Одни считают, что к управленческому  персоналу относятся все работники  аппарата управления организацией. Другие считают, что в основу решения  вопроса об отнесении того или  иного работника к персоналу  управления должен быть положен функциональный принцип: именно содержание выполняемых  работником основных функций управленческого  труда.

Руководствуясь этим критерием, к  персоналу управления следует отнести  работников, которые полностью или  частично заняты управленческим трудом (руководители, их заместители, специалисты  и технический персонал).

Однако в аппарате управления организацией есть группы работников, которые непосредственно  управленческим трудом не занимаются (персонал охраны, оздоровительных  учреждений, водители служебных машин, работники учетно-расчетных служб  и т. д.). Данная категория работников составляет обслуживающий персонал организации.

Не принижая роль других групп управленческого  аппарата, следует подчеркнуть определяющее влияние на всю систему управления организацией руководителя органа управления.

В содержание понятия «руководитель» (менеджер), по нашему мнению, можно  включить следующие категории работников управления:

  • управленцев, которые в полной мере осуществляют руководство организацией, всеми ее подсистемами в предкризисный, кризисный и после кризисный периоды;
  • категорию руководителей отделов, служб, участков, цехов, в которых также осуществляется полный управленческий цикл, но в меньших масштабах;
  • категорию заместителей руководителей, которые в известной степени являются дублерами руководителей. Заместитель руководителя в большинстве случаев обладает полномочиями руководителя и не только юридически, но и фактически им является.

Информация о работе Человеческие факторы в антикризисном управлении