Формы и системы оплаты труда работников. Организация системы обучения персонала предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Формы и системы оплаты труда – это организационно-экономические механизмы соизмерения затрат и результатов труда работника с размером причитающейся ему заработной платы. Формы оплаты устанавливают принцип соизмерения - по времени или по количеству сделанного. В соответствии с выбранным принципом различают две основные формы оплаты - повременную и сдельную. Многочисленные разновидности этих форм называют системами оплаты.

Содержание

1. Тема 1. Формы и системы оплаты труда работников

1.1. Понятие, назначение и классификация форм и систем заработной платы.

1.2. Повременная форма оплаты труда, ее разновидности и условия применения.

1.3. Сдельная оплата и условия ее эффективного применения.

1.4. Краткая характеристика основных систем сдельной оплаты труда.

2. Тема 2. Организация системы обучения персонала предприятия

2.1. Определение потребности в обучении персонала предприятия.

2.2. Составление планов и программ обучения.

2.3. Методы обучения и оценки результатов обучения.

Задача.

Работа содержит 1 файл

ЭТ.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

         Большинство исследований навыков посвящено ручному или  машинному выполнению операций, хотя их принципы могут быть применимы к работе служащих, сотрудников, использующих компьютерную технику, и, конечно, к руководящим должностям. При анализе навыков по существу во всех случаях рассматривается то, каким путем идет мысль, как добывается и сводится воедино информация: происходит ли это в процессе общения и обсуждения решений или в процессе работы на станке. Изучаться могут и социальные навыки, которые все чаще оцениваются как важная составляющая часть многих работ. Если речь идет о работе менеджера или мастера, то специалисты по обучению помогут Вам выполнить ролевой анализ, который обеспечит Вас информацией, необходимой для целей обучения.

         Уровни определения  потребностей в обучении, рассмотренные  выше, составляют основу систематической модели обучения. Однако, кроме того, важно учитывать, что люди хотят сами, что им самим необходимо для личного развития. Существует множество причин, по которым необходимо учитывать мнения самих сотрудников, если это возможно. Одна из них состоит в том, что иногда определение потребностей подчиненных в обучении на основе первого впечатления об их способностях может оказаться серьезной проблемой; в этом случае учет собственных взглядов подчиненных может быть очень полезным. 

2.2. Составление планов и программ обучения.

         Программы обучения, учитывающие потребности отдельных  работников или группы сотрудников, обычно составляются квалифицированными специалистами по обучению. Общие же принципы проведения обучения возлагаются на линейного менеджера.

         При подготовке учебного плана необходимо знать о требованиях, которые предъявляет данная работа к выполняющему ее лицу. Не следует забывать о наличии специальных требований к персоналу, предназначенных для отбора и приема на работу. В этом документе уже сделана попытка обобщить навыки, знания и установки, необходимые сотруднику для выполнения этой работы. Кроме того, на данном этапе очень важными могут быть записи, сделанные во время отборочного собеседования, отчеты или другая информация о выполнении работы, а также данные квалификационных интервью, где наиболее полно анализируются потребности сотрудника в обучении. В процессе планирования обучения может быть полезна схема, приведенная на рис. 6.6.

                                      

         

         Рис. 6.6. Этапы планирования обучения

         На основе предварительного анализа задач необходимо определить конкретные функции или элементы рабочего процесса, требующие улучшения или развития. То, что Вы надеетесь достичь с помощью обучения, должно быть зафиксировано в четко сформулированных целях обучения. Причем эти цели должны быть четко и ясно сформулированы, так как только в этом случае можно оценить, будет ли обучение эффективным. (Сравните: «В конце обучения работник должен быть способен работать на вырубном прессе» и «В конце обучения работник должен производить детали, со- ответствующие стандартам качества, установленным для данного пресса (или, еще лучше — для данного процесса), сократив уровень возврата до 1%».)

         Цели обучения образуют основу для создания детальной учебной программы, само содержание которой зависит от количества и вида учебных целей.

         Выяснение целей  обучения дает возможность ответить на следующие вопросы: когда и в течение какого периода проводится обучение? Каков наиболее подходящий метод обучения? Кто может предложить наиболее оптимальное содержание курсов и, таким образом, обеспечить обучение? Где его лучше проводить? При этом не следует забывать о личностных характеристиках сотрудника, которого предполагается обучать. 

2.3. Методы обучения и оценки результатов обучения.

         Таким образом, хорошее  обучение требует индивидуального  подхода к потребностям каждого сотрудника. Любой метод имеет свои преимущества и недостатки. Приемы и методы обучения, используемые для выпускников школ и институтов, могут быть совершенно непригодны для людей пожилого возраста. Например, многие руководящие работники, сами поощряющие инициативу выбора наиболее подходящего метода обучения, обнаруживают, «что им самим очень трудно избавиться от сложившихся стереотипов. Они действительно искренне верят, что обучение может происходить только на основе прослушивания лекций специалистов. И это будет происходить до тех пор, пока кто-то не откроет им глаза на то, что существуют намного более разнообразные и эффективные подходы к обучению».

         Если основываться на принятой в мировой практике классификации методов обучения, то все их следует разделить на: (а) методы обучения, применяемые входе выполнения работы, (б) методы обучения вне рабочего места (должностных обязанностей) и (в) методы, которые в равной степени подходят для любого из этих двух вариантов.

         Обучение  на рабочем месте  характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычной рабочей ситуации. Такое обучение может осуществляться в различных формах. Определяющим признаком здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для данной организации и только для ее сотрудников. Обучение в стенах организации может предусматривать приглашение внешнего преподавателя для удовлетворения конкретных потребностей в обучении сотрудников Вашей организации и в стенах Вашей организации.

         Обучение  вне работы включает все виды обучения за пределами самой работы. Такое обучение проводится внешними учебными структурами и, как правило, вне стен организации.

         Названные методы обучения не исключают друг друга, так как  обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.

         Каждый метод имеет  свои преимущества и недостатки. И  главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.

         В табл. 6.6 представлены различные методы обучения, используемые организациями в ходе реализации систематической модели обучения.

         Таблица 6.6 Методы обучения

         

         Большинство перечисленных  выше методов могут быть скомбинированы между собой. К сочетанию этих двух методов можно отнести брифинги, программируемое обучение, лекции, обучение с помощью компьютера, практические занятия, дистанционное обучение и т.п.

         В табл. 6.7 перечислены  основные преимущества и недостатки способов предоставления обучения. Большая часть из них подтверждается опытом многих организаций.

         Таблица 6.7 Преимущества и недостатки методов обучения

           

             Хотя развитие техники  в перспективе будет оказывать  все большее влияние на процессы обучения, оно вряд ли сможет полностью исключить личные контакты человека с человеком. Это еще раз подчеркивает важность роли руководства в процессе подготовки персонала. 

Оценка  результатов обучения

         Мы уже отмечали, что на результаты обучения влияет непосредственное участие менеджера во всем цикле рассмотренной выше систематической модели обучения, начиная с определения целей, составления учебных планов и контроля хода обучения. Однако, кроме этого, важен еще один аспект: должны быть созданы возможности для практического применения полученных в процессе обучения навыков и знаний. При проверке результатов обучения необходимо убедиться, что каждому, прошедшему курс обучения, созданы условия для применения полученных знаний при выполнении повседневных обязанностей.

         То, чему работник обучился, только тогда принесет пользу, когда будет перенесено из учебной аудитории на рабочее место. Может случиться, что, возвратившись на свое рабочее место, полный энтузиазма, он не встретит поддержки и не сможет воспользоваться обратной связью. Через какое-то время социальная среда заставит его вернуться к тому, как он действовал раньше. Таким образом, теряется все ценное, что дало обучение, а в худшем случае отвергаются все мотивирующие факторы в потребности обучения.

   Оценка  обучения возвращает нас назад, к началу цикла обучения. С помощью такой информации мы имеем возможность совершенствовать учебные планы, сделав их более соответствующими поставленным целям, сконцентрировать внимание на дальнейших потребностях в обучении конкретных сотрудников.

   Полная  оценка обучения должна помочь ответить на вопросы, связанные с расчетом эффективности затраченных средств на обучение. Это наиболее сложный уровень оценки инвестиций и их окупаемости. Она должна проводиться не только на уровне одного работника, но также на уровне отдела и организации — специалистами кадровых и бухгалтерских служб. 

  Задача.

Используя данные таблицы 1 определите следующие  показатели:

  1. технологическую трудоемкость производственной программы;
  2. численность основных рабочих;
  3. уровень производительности труда одного работника промышленно-производственного персонала;
  4. дневную заработную плату рабочего.

Таблица 1.

Исходные  данные

Показатели Ед. измерения ВАРИАНТЫ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  1. Производство изделий:
шт.                    
                                     А шт. 10000 18000 12000 140000 - 120000 18000 5400 21000 97000
                                     Б шт. 17500 24500 19000 18000 27000 14000 - 19300 47500 7600
                                     В шт. 8900 - 7500 7100 15400 17800 24000 6200 1900 12000
  1. Технологическая трудоемкость производства единицы продукции
нормо-час                    
                                     А                                   нормо-час 14,5 12,6 16,8 2,1 - 3,5 9,5 17,9 8,8 3,8
                                     Б                                нормо-час 11,7 9,5 14,1 12,4 27,6 13,5 - 10,1 6,2 18,9
                                     В нормо-час 17,2 - 12,3 18,6 22,5 9,0 17,3 8,3 16,5 27,4
3. Годовой фонд времени одного рабочего час. 1810 1770 1750 1740 1760 1730 1780 1750 1760 1790

Информация о работе Формы и системы оплаты труда работников. Организация системы обучения персонала предприятия