Функции управления. стратегическое планирование деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования и управления, разработка основных направлений совершенствования системы стратегического планирования на предприятии.

Содержание

Введение
Глава 1. Функции управления
1.1 Сущность и содержание основных функций управления
1.2 Понятие стратегического планирования
Глава 2. Содержание стратегического планирования
2.1 Этапы стратегического планирования
2.2 Реализация и оценка стратегического планирования ………………………………………………………….
Глава 3. Практика стратегического планирования на предприятии ООО «Терминал»
3.1 Разработка миссии и целей организации
3.2 Анализ внутренней и внешней среды
3.3 SWOT-анализ как основа эффективного стратегического планирования
3.4 Выбор, реализация и оценка стратегии
3.5 Рекомендации по совершенствованию текущего планирования
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение  ……………………………………………………..…………

Глава 1. Функции управления …………………………………..…..     

    1. Сущность и содержание основных функций управления ………………………………………………….    
    2. Понятие стратегического планирования ……...    

Глава 2. Содержание стратегического планирования …………...    

          2.1 Этапы стратегического планирования ……….……..    

          2.2 Реализация и оценка стратегического планирования ………………………………………………………….    

Глава 3. Практика стратегического  планирования на предприятии  ООО «Терминал» …………………………………...

                3.1 Разработка миссии  и целей организации……………

                3.2 Анализ внутренней  и внешней среды……….……….

                3.3 SWOT-анализ как основа эффективного стратегического планирования……………………………..………..

                3.4 Выбор, реализация  и оценка стратегии……………….

            3.5 Рекомендации по совершенствованию текущего планирования………………………………………………………

Заключение  …………………………………………………………….

Список  используемой литературы ………………………………….

Приложение  ……………………………………………………………

3

5 

5

10

13

13 

18 

21

21

23 

26

26 

28

30

32

34

 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

      “Менеджмент” - слово английского происхождения  и означает “управлять”.

      В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

    Стратегическое  планирование - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля, ориентировано на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления организацией.

     Зарубежный  и отечественный опыт стратегического  планирования позволяет заключить, что необходимость  развития предприятий  в условиях обостряющейся конкурентной борьбы, является одним из основных факторов, побуждающих органы управления заниматься разработкой стратегических задач. Ускоряющиеся и усложняющиеся процессы развития потребовали  координации усилий множества участников этих процессов  и задания определенного направления приложения усилий. Для того чтобы развитие предприятия проходило целенаправленно, необходимо постоянно согласовывать текущую деятельность со стратегическими целями.

     В постоянно изменяющихся нестабильных условиях рыночной экономики адаптация  к внешней среде является основным условием успешной деятельности любой  системы. Поэтому в стратегии развития должен быть заложен механизм ее реализации, позволяющий гибко реагировать на прогнозируемые и текущие  изменения среды для того, чтобы в одном случае  извлечь максимальную пользу, а в другом случае -   исключить или снизить негативные воздействия этих изменений.

     Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического  планирования и управления, разработка основных направлений  совершенствования  системы стратегического планирования на предприятии.

     Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:

  • изучение теоретических основ стратегического планирования,
  • анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
  • определение стратегических позиций предприятия на конкурентном рынке,
  • выбор и обоснование стратегии развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Функции управления 

1.1 Сущность и содержание  основных функций  управления 

      Функции управления - это конкретный вид  управленческой деятельности, который  осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

      Как видно, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для  выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.

      Каждая  функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного  процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных  единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

      Основные  функции менеджмента характеризуются  полнотой содержания, устойчивостью  структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция  менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

      Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.

      Целеполагание как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и пространстве. Ее назначение - постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой фирмой продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом.

      Цели - конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением  структурной деятельности.

      Стратегия управления разрабатывается на длительны период, но может разрабатываться и на текущий период при коренных поворотах в хозяйственной политике. Стратегия управления свойственна как крупным, так и малым предприятиям, любым формам хозяйствования.

      Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

      Регулирование  - вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-экономической системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам, таким, как налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта.

      Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции оперируют  категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации  в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления - формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

      Содержание  функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или границ действий и принятия решений;  полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. меры и формы ответственности  и санкций за последствия принятых решений. На базе этих данных устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними.

      Координация   как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. В организациях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления.

      Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей - интересы людей - мотивы деятельности - действия людей.

      В качестве мотивов могут выступать причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе, многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.

      Стимулирование - основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и фирм.

        Наиболее действенно в настоящее время экономическое стимулирование работников. Самый чувствительный стимул, применяемый к работнику - размер заработной платы и своевременность ее выплаты.

Информация о работе Функции управления. стратегическое планирование деятельности организации