Функции управления в системе менеджмента, их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:31, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент в российском обществе стал необходимой реальностью и к нему проявляется активный интерес. Рынок предъявляет требования самостоятельно решать деловые проблемы, а это невозможно без знаний, умений, нового экономического мышления. Менеджмент сочетает науку и специализированный вид деятельности, опыт, методы и формы управления, инновации и организационно-упраленческое искусство. Важнейшая функция менеджеров предприятий – разработка и претворение в жизнь эффективной управленческой стратегии, ориентированной на получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Изучение функций управления является необходимым процессом, так как любое их изменение приводит к изменению структуры управления. Цель данной контрольной работы рассмотреть функции менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Вариант 6 Менеджмент.docx

— 43.08 Кб (Скачать)

Введение.

 

 

     Менеджмент в российском обществе стал необходимой реальностью и к нему проявляется активный интерес. Рынок предъявляет требования самостоятельно решать деловые проблемы, а это невозможно без знаний, умений, нового экономического мышления. Менеджмент сочетает науку и специализированный вид деятельности, опыт, методы и формы управления, инновации и организационно-упраленческое искусство. Важнейшая функция менеджеров предприятий – разработка и претворение в жизнь эффективной управленческой стратегии, ориентированной на получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Изучение функций управления является необходимым процессом, так как любое их изменение приводит к изменению структуры управления. Цель данной контрольной работы рассмотреть функции менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос№1

 

Функции управления в системе менеджмента, их классификация.

 

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Выделение функций управления обусловлено многообразием управленческой деятельности и местом функций в цепочке: цель —- функция — решение.1

Состав функций определяется реализуемыми целями, а состав решений — всей совокупностью функций управления. Таким образом, функция становится связанной с объектом управления и системой управления, являясь в то же время определенной стадией управления.

Все функции менеджмента можно  разделить по двум признакам:

- по содержанию процесса управления (основные функции);

- по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные  функции являются основополагающими  всего процесса менеджмента, а специфические  функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др. Так организаторы производства при классификации функций управления используют принцип разделения управленческой деятельности, учитывая специфику объекта управления, выделяя такие стадии управления промышленным предприятием, как техническая подготовка производства, материально-техническое снабжение, оперативное управление, управление трудом и заработной платой, реализацией продукции и т.д.2

Анри  Файоль, разработчик теории административного управления, в начале 20 века выделил 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.3

В связи  с развитием общества и системы  производства, к новым функциям стали относить: планирование, стимулирование, организацию, учет, контроль и регулирование производственных и других экономических процессов.

1.1.Предвидение

Предвидение – прогнозирование, стратегическое планирование. Предвидение результатов деятельности предприятия, постановка и формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей и реализуемости, вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Все эти методы используются для улучшения результатов в развитии фирмы и каждого подразделения или др. структурного подразделения, на установленный период. Планирование служит для подготовки принятия решений. Это системная подготовка принятия решения о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях. Противоположностью планирования является импровизация.

Планирование  всегда ориентируется на данные прошлого, но стремиться определить и контролировать развитие предприятий в перспективе.4 Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о действующем предприятии. Она обеспечивается бухгалтерским учетом и обширными статистической базой. Любое планирование базируется на неполных статистических данных.

В зависимости  от содержания целей и задач можно  выделить следующие формы планирования и виды планов:

Формы планирования:

- перспективное  (стратегическое);

-среднесрочное;

- текущее  (тактическое, бюджетное, оперативное).

Виды планов:

1. В зависимости  от содержания хозяйственной  деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического  снабжения, финансовый план, план  рекламной работы, план по НОТ  и др.

2. В зависимости  от структуры фирмы: план работы  предприятия, секции, филиала, отдела.

Процесс планирования включает в себя четыре этапа:

    • Выработку общих целей предприятия;
    • Детализацию и конкретизацию целей;
    • Определение путей экономических и иных средств достижения этих целей;
    • Контроль за достижением этих целей.

Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Стратегическое планирование осуществляется в виде:

- долгосрочных  планов: где показатели прошлого  периода по принципу «будущее будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических показателей от запланированных.

- стратегических  планов: показатели развития фирмы  на будущий период разрабатываются  с учетом научного обоснования  проблем, с которыми может столкнуться  фирма. Здесь перспективы и  цели связаны между собой для  выработки стратегии.

Среднесрочное планирование чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно этот срок более всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на установленный период.

Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. План обычно содержит количественные показатели, в том числе и в  отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о  капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных подразделениях.

Текущее (оперативное) планирование заключается определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно это планирование осуществляется на год. Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.

Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы составляются на основе сведений о наличии заказов, степени загруженности мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа, товарных запасов, товароснабжения, состояния конъюнктуры рынка. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию и замену оборудования, сооружения новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, предоставлению технических услуг и обслуживанию.

Оперативные планы реализуются через систему  бюджетов или финансовых планов, которые  составляются по каждому отдельному подразделению, а затем собираются в единый бюджет или финансовый план фирмы. Бюджет представляет собой выражение  оперативного плана в денежных единицах. При его составлении, прежде всего, учитываются показатели, разработанные в перспективных и среднесрочных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективными, текущими и др. видами планирования. Бюджет фирмы охватывает все стороны её деятельности и основывается на оперативных планах отделов и предприятий фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев фирмы.

       1.2. Организация

Важной  функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация — управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполнения задач, поставленных на этапе планирования (разрабатывается система мер, регламентирующая деятельность аппарата управления с целью обеспечения достижения поставленных целей функционирования);

Эта функция реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

- Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления. Это управление заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Письменные  инструкции, указывающие обязанности  сотрудников и правила действий в тех или иных случаях, также  имеют целью согласованность  действий и обеспечивают единство фирмы  как хозяйствующего субъекта.

        1.3. Распорядительство (руководство)

Распорядительство — условное название распорядительных, командных методов управления, основанных на приказах, распоряжениях руководителей, распорядителей.

Приказы и распоряжения могут быть письменные и устные, а также доведенные до адресата с помощью компьютера и  электронной почты. Они должны однозначно восприниматься исполнителями, быть ясными, четкими и по возможности короткими. Иногда нужна вводная часть, разъясняющая необходимость данного приказа.

Важные  приказы, особенно касающиеся сложных  проблем, необходимо оформлять письменно. Связано это, прежде всего с тем, что каждый из собеседников запоминает разговор по-своему. Обычно в памяти остается то, что выгодно данному лицу.

Приказы оформляются по правилам, принятым в делопроизводстве. Необходимо помнить, что некоторые виды приказов, в  частности, по кадровому составу, могут  быть обжалованы в суде.

 

1.4. Согласование и координация (регулирование)

Согласование — достижение предварительной договоренности, общего согласия между группой заинтересованных и ответственных лиц по поводу выпуска документа определенного содержания, протокола, договора, принятия общего решения, осуществления общей сделки, проведения совместных действий.

Координация— составная часть процессов управления, состоящая в согласовании, упорядочении действий разных частей управляемой системы. Функция координации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы, участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия и цехов. Эта функция реализуется в форме воздействия на коллектив людей отдельных работников, занятых в процессе производства со стороны линейных руководителей и функциональных служб.

Координация направлена на ликвидацию отклонений от заданного режима функционирования и приведение объекта управления в заданное состояние. Для этого необходимы регулярные совещания менеджеров, которые должны быть грамотно подготовлены и при проведении совещание, добиться принятия полезных для работы фирмы решений. Необходимо заранее обеспечить участников необходимой информацией, организовать деловую дискуссию, подавлять основанную на эмоциях перепалку и одновременно не превращать заседание в монолог начальника, и т.д.

1.5. Контроль

Контроль - это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом.

 Объектами контроля являются характеристики организации как системы: т.е. ресурсы, процесс, продукт.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых  результатов и проведения корректировок  в том случае, если достигнутые  результаты существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью  контроля менеджер выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает  активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.

Существует  три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Информация о работе Функции управления в системе менеджмента, их классификация