Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг кдругу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, « управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Содержание

Введение……………………………………………..…………………3
1. Характер труда менеджеров……………………………….……….5
2. Требования к профессиональной компетенции менеджеров……11
Заключение……………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………….18

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

     - знания в области теории и умение в сфере практики управления;

     - способность к коммуникации и умение работать с людьми;

     - компетентность в области специализации предприятия.

     1) Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микроэкономики, общей теории принятия управленческих решений, умение применять экономико-математические методы для оптимизации решений, наличие навыков работы на ПК.

     Получение необходимых теоретических знаний в области менеджмента, как правило, достигается в системе специального профессионального образования. Однако, учитывая динамический характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойствам менеджера должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

     2) Требование способности к коммуникации и умению работать с людьми вытекает из положения менеджера как связующего звена в системе коммуникаций на предприятии. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствие с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели.

     способность к коммуникации в значительной степени зависит от индивидуальных свойств человека и поэтому часто используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на предприятиях.

     3) Третья категория требований, связанных с компетентностью в области специализации предприятия, предусматривает наличие специальных знаний в вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов производств и их особенностей. Выполнение этих категорий профессиональных требований осуществляется, как правило, в системах переподготовки и повышения квалификации руководящих работников.

     Характер деятельности конкретного менеджера на предприятии определяются составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этот устанавливается в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации управленческих кадров. Принципиально в структуре любого предприятия можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное.

     Горизонтальное разделение труда в менеджменте связанно со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, то есть закреплению за ним одной или нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обуславливает создания на предприятии специальной службы стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управлений и т.п.

     Вертикальное разделение труда менеджеров зависит от характера осуществляемых процессов, масштабов деятельности, ее отраслевой принадлежности. Оно выражается в  организационной структуре предприятия, составе уровней менеджмента. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низший. Объем и значимость последствий от принимаемых на каждом уровне управленческих решений возрастает по мере перехода от низшего к высшему менеджменту. Высший менеджмент включает одну или несколько персон в зависимости от организационно-правовой формы предприятия. К высшему менеджменту относиться руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям деятельности. Средний менеджмент состоит из руководителей подразделений, служб и административных органов предприятия и включает до 60% всей численности  менеджеров на предприятии. К низшему уровню относятся руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т.п.

     Характер основных решений менеджера зависит от сферы его деятельности, а также от предметного круга функций, закрепленных за ним в конкретной организации. Следует отметить, что состав предметных функций менеджера существенно изменяется в зависимости от его иерархического уровня в организации.

     Чем выше иерархический уровень менеджера, тем в большей степени в его деятельности присутствуют функции определения целей, стратегического планирования и системной организации инноваций. 

     Менеджеры должны обладать определенными знаниями, навыками, личными качествами, соблюдать определенные этические нормы. Поэтому есть необходимость в разработке модели менеджера.

     Менеджер должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление, уметь разбираться во внутренней взаимосвязи факторов, действующих на фирме, и взаимодействии последних с внешней средой. Он должен обладать высокими человеческими качествами и быть хорошим психологом, уметь пойти на разумный  взвешенный риск, осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовать бизнес-план, вести маркетинговые исследования, прогнозировать развитие системы с учетом потребностей рынка и занятия в нем новых ниш.

     Личные качества менеджера.  Менеджеру необходимо иметь:

     - тягу к знаниям, профессионализм и творческий подход к работе;

     - упорство, уверенность в себе и преданность делу;

     - способность генерировать идеи;

     - способность влиять на людей;

     - коммуникабельность и чувство успеха;

     - эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость;

     - открытость, гибкость, приспособляемость к происходящим изменениям;

     - ситуационное лидерство в корпорационных структурах;

     - внутреннюю потребность к саморазвитию и самоорганизации;

     - энергичность и жизнестойкость;

     - склонность к успешной защите и столь же эффективному нападению;

     - ответственность за работу и принятые решения;

     - потребность работать в коллективе и с коллективом.

     Наряду с этим менеджеры должны обладать такими специфическими качествами, как:

     - способность эффективно управлять собой и своим временем;

     - способность устанавливать свои личные ценности;

     - способность четко определять цели выполняемой работы, и собственные

       цели;

     - способность к саморазвитию;

     - способность решать проблемы быстро и эффективно;

     - изобретательность и гибкое реагирование на изменение ситуации;

     - влияние без прямого давление на окружающих;

     - умелое использование людских ресурсов;

     - способность освоения новых подходов в отношении своих подчиненных;

     - умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении  

       практических навыков;

     - умение создавать и совершенствовать группы, способные быстро

        становиться изобретательными и результативными в работе.

     Итак, главными качествами современного и эффективного менеджера являются: высокий профессионализм, умение поддерживать новшество и поощрять совершенствование; поощрять персонал к откровенности и проведению эффективных групповых дискуссий; поощрять персонал за хорошую работу и критиковать тогда, когда это действительно необходимо; оказать помощь подчиненным, когда они в этом нуждаются; умение придерживаться своей принципиальной линии даже в кризисных ситуациях, не бросаясь в крайности; способность не переносить дела, а решать их в порядке важности, устанавливая для себя жесткие нормы времени; неукоснительное соблюдение правил, принятых в системе; оперативность в принятии обоснованное решение, в том числе в ситуациях, связанных с риском.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Основу менеджмента составляет профессиональный характер управленческой деятельности. Английский термин «manager» и подразумевает наемных профессиональных управляющих, специалистов по менеджменту.

     Человек, выступая во взаимодействие с организацией, надеется занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получать определенное вознаграждение. Организация предполагает взять работника, обладающего соответствующими квалификационными и личностными характеристиками, чтобы он играл определенную роль в организации, выполнял определенную работу и давал требуемый результат, за который полагается определенное вознаграждение.

     Человек составляет основу организации, ее сущность и основное богатство. Однако с позиций управления говорить о человеке вообще нельзя, поскольку все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям, люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность, окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Таким образом, управление человеком в организации исключительно сложное, исключительно ответственность и важное для судьбы организации дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того, чтобы успешно управлять ими.

     Проблема управления человеком в организации не сводиться только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружение коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп, что либо позволяет более полно раскрыться его потенциалу, либо подавляет его способности и желание работать производительно, с полной отдачей. Поэтому менеджмент должен учитывать этот факт в построении работы организации, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как индивида, обладающего набором определенных характеристик; как специалиста, призвано выполнять определенную работу; как член группы, выполняющего роль в групповом поведении; как человека, который учиться, и меняет свое поведение в соответствии с принципами научения поведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Балашов Е.С Менеджмент: Учеб. пособие. – Саратов:  Сарат.  гос.  техн.  ун-т, 2003

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник-3-е изд.- М.: Гардарики, 1999

3. Исследователи об организациях: Хрестоматия/ Под ред. Д.С.Пью и   Д.Ж.Хиксона-5-е изд., стер – Жуковский: МИН ЛИНК, 2001

4. Менеджмент: Учебник/ Под ред. Русинова Ф.М. и Разу М.Л. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2000

5. Мексон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.  Основы менеджмента: пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1995

6. Переверзев М.П., Шайденко М.А., Босовский Л.Е.  Менеджмент: Учебник/ Под общ. ред. проф. Переверзева М.П. – М.: ИНФРА, 2002

7. Развитие эффективного менеджмента: Межвуз. науч. сборник. – Саратов: СГТУ, 2003

8.  Справочник менеджера/ Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», изд-во ЭКМОС, 1998

9. Сульповар Л.Б., Маннапов Г.Г. Менеджмент: наука и искусство управления бизнесом. – Тольятти «Современник», 1992.

10. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: уч. пособие для вузов/ Под ред. проф. Цыпкина Ю.А. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002

 

2

 



Информация о работе Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров