Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – описание характера труда менеджера и требований к его профессиональной компетенции.

В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и общие принципы труда менеджера.

2. Изучить общие требования к компетентности менеджера.

3. Описать труда менеджера и требования к его профессиональной компетенции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и общие принципы труда менеджера. Требования к личностным качествам менеджера……………………………………………………………..5

2. Общие требования к компетентности менеджера…………………………..14

3. Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджера………………………………………………………………………...20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

     В современных условиях всё большее  значение приобретают отрасли, связанные  с интеллектуальной деятельностью.

     Исследования  позволили выделить одиннадцать отличительных факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность.

  1. Стрессы, давление, неопределённость во всё большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организации. Поэтому от умелых менеджеров требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.
  2. Эрозия традиционных ценностей привела к серьёзному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных менеджеров требуется способность прояснить свои личные ценности.
  3. Имеется широкая возможность выбора. Отсюда от менеджеров требуется чётко определить цели, выполняемой ими работы, а также свои личные цели.
  4. Организованные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю, следовательно, каждый менеджер должен самостоятельно поддерживать свой собственный рост и развитие.
  5. Проблем становится всё больше и они всё сложнее, в то время как средства их решения зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится всё более важной частью управленческих навыков.
  6. Постоянная борьба за рынок сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимым выдвижение новых идей и приспосабливание. Значит, руководители должны быть изобретательными и способными гибко реагировать на изменения ситуации.
  7. Традиционное иерархическое отношение затрудняется. Эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих не прибегая к прямым приказам.
  8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие менеджеры должны освоить новые приёмы и подходы в отношении к своим подчинённым.
  9. Большие затраты и трудности связаны теперь с использованием наёмных рабочих. Отсюда от руководителей требуется умелое использование людских ресурсов.
  10. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «управления». От менеджеров требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов в освоении практических навыков.
  11. Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей. Совместно осуществляющих решение. Поэтому менеджер должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными, результативными в работе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Общие требования  к компетентности  менеджера

     За  последние годы широкое внедрение  получают новые методы хозяйствования, предъявляющие повышенные требования к менеджерам.

     Менеджер  — это член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели деятельности и принимающий управленческие решения.

     Термин  «менеджер» имеет довольно широкое  распространение и употребляется  применительно:

     ·  к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений предприятия;

     ·      к руководителю предприятия в  целом и его подразделений;

     ·      к руководителю по отношению к  подчиненным.

     К менеджеру предприятия предъявляются  следующие требования:

     1)     наличие общих знаний в области  управления предприятием;

     2)     компетентность в вопросах экономики  и технологии производства;

     3)  умение владеть ситуацией, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы предприятия в наиболее эффективных сферах деятельности;

     4)     разработка, принятие и реализация  обоснованных и эффективных управленческих  решений на основе согласования  с нижестоящими менеджерами и  подчиненными;

     5)  наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на предприятиях;

     6)  умение анализировать деятельность и действия предприятий-конкурентов.

     И все же важнейшим требованием  к менеджеру любого уровня является умение руководить людьми.

     Это умение включает:

     ·      знания в совершенстве своих непосредственных подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

     ·      знание условий, связывающих предприятие  и работников, защита интересов тех  и других на справедливой основе;

     ·      устранение неспособных работников с целью удержания единства и  четкости функционирования предприятия.

     Под личностно-деловыми качествами менеджера  понимают устойчивые характеристики, оказывающие важнейшее влияние  на управленческую деятельность. Эти качества определяются способностями и знаниями менеджера, психологической структурой личности, ее направленностью, особенностями характера, темпераментом, накопленным опытом работы [11, с. 105].

     Проведенные исследования и изучение деятельности эффективно работающих менеджеров предприятий позволяют утверждать, что важнейшими из названных качеств являются:

     ·      компетентность;

     ·      коммуникабельность;

     ·      стрессоустойчивость;

     ·      нравственность;

     ·      способность творчески решать проблемы;

     ·      смелость в принятии решений.

     Компетентность  подразумевает наличие у менеджера  специального образования, широкой  эрудиции в различных областях, постоянное повышение им своей профессиональной квалификации. К обязательным условиям компетентности следует отнести системность мышления менеджера и наличие у него соответствующих организаторских способностей.

     Коммуникабельность  зависит от темперамента (наилучшей  коммуникабельностью обладают сангвиники), направленности активности, адаптивных качеств, поведения в экстремальных ситуациях. Важным проявлением коммуникабельности менеджера является умение выслушать собеседника и установить с ним деловые, а иногда и дружеские контакты.

     Менеджер  осуществляет три вида общения:

     ·      субординационное;

     ·      служебно-товарищеское;

     ·      дружеское.

     Выбор предпочтительного вида общения  в конкретной ситуации во многом характеризует  коммуникабельность менеджера.

     Под стрессоустойчивостью понимают способность  противостоять сильным отрицательным  эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психологическую напряженность. К сожалению, стрессы — неизбежное зло в деятельности всех менеджеров. Стрессоустойчивость зависит от индивидуальных особенностей человека, в частности от его темперамента. Например, сангвиники значительно спокойнее реагируют на любые стрессовые ситуации, чем флегматики и тем более меланхолики.

     В то же время надо помнить: стрессоустойчивость  можно развивать при помощи аутогенной тренировки, используя методы психологической  саморегуляции, а также психотерапевтическое воздействие.

     К нравственным (морально-этическим) качествам  менеджера следует отнести честность, порядочность, принципиальность.

     Наряду  с этими качествами менеджер должен быть справедливым, обязательным, доброжелательным, приветливым, сдержанным, уравновешенным. Если менеджер не обладает высокими морально-этическими качествами, у него чаще всего отсутствуют многие деловые качества, такие как объективность, организованность, дисциплинированность.

     Морально-этические  качества наряду с деловыми в значительной степени определяют стиль руководства менеджера. Наилучшим следует считать стиль, характерными признаками которого являются: четкость, ясность, своевременность в постановке целей и задач; рациональное определение прав и обязанностей работников; совершенство применяемых методов управления; знание способностей и квалификации своих подчиненных; постоянный поиск резервов производства; оперативность и четкость в работе; умение маневрировать ресурсами; отработанная система эффективного контроля.

     Способность менеджера творчески решать проблемы позволяет ему эффективно работать в ситуациях неопределенности, которые  довольно часто возникают в современных  условиях на предприятиях.

     Смелость  в принятии решений еще одно важное профессиональное качество менеджера. В процессе принятия решений менеджеру необходимо четко уяснить возникшую проблему, ясно сформулировать соответствующую цель, всесторонне рассмотреть альтернативные возможности, выбрать наиболее эффективный вариант решения.

     Наряду  с личностно-деловыми качествами успешность работы менеджера в значительной мере зависит от его опыта, под которым понимают управленческие знания, умения и навыки. Профессиональное мастерство менеджера растет, как правило, вместе со стажем его работы. Однако это утверждение справедливо, когда в процессе практической деятельности менеджеру приходится решать новые задачи, т.е. работать творчески.

     Поскольку менеджер стремится управлять действиями и поведением других людей, он должен знать образ мышления сотрудников  его организации и предвидеть их реакцию на свою деятельность.

     Менеджер  предприятия должен учитывать влияние  на производственную деятельность так  называемых факторов личного характера, к числу которых относятся:

     ·      стремление к улучшению служебного положения;

     ·      желание увеличить свои доходы;

     ·      риск того, что в результате участия  в процессе перемен человек может  понести убытки или в самом  крайнем случае даже лишиться работы;

     ·      отрицательное отношение к изменениям, если, по мнению того или иного лица, в результате возникают структуры с привилегированным статусом;

     ·      боязнь принять неправильное решение;

     ·      нежелание брать на себя ответственность  и проявлять инициативу.

     Главный смысл и содержание деятельности менеджера предприятия заключается  в постановке целей, разработке способов и приемов их достижения, а также организации и стимулировании совместной работы подчиненных.

     Менеджер  очень много работает с информацией, преобразуя которую он принимает  решения. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров в настоящее время выступают прежде всего средства работы с информацией.

     Результат деятельности менеджера чаще всего  оценивается по достижении поставленных целей.

     Требования  к профессиональной компетенции  менеджеров можно условно разделить  на две группы [9, с. 127].

     В первую группу входят знания и умение выполнять свою работу:

     ·      высокая информированность по профессиональным вопросам;

     ·   умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

     ·   знакомство с передовым отечественным и зарубежным опытом менеджмента;

     ·  способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления;

     ·   умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.

     Вторая  группа требований к профессиональной компетенции менеджеров предприятий  включает способность работать с  людьми и управлять своими эмоциями.

Информация о работе Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджера