Эффективность информационной системы управления МУП «Уфаводоканал»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Современные предприятия и фирмы представляют собой сложные организационные системы, отдельные составляющие которых - основные и оборотные фонды, трудовые и материальные ресурсы и другие - постоянно изменяются и находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми ресурсами.
Актуальность данной темы заключается в том, что хорошее информационное обеспечение это не только залог успеха и конкурентоспособности фирмы, но и порой выступает как средство выживания в условиях жесткой конкуренции.
Информационное обеспечение управления – это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Оно может рассматриваться не только в целом, охватывая все функции управления, но и по отдельным функциональным управленческим работам, например прогнозированию и планированию, учету и анализу. Это дает возможность оттенить специфические моменты, присущие информационному обеспечению функционального управления, раскрыв в то же самое время его общие свойства, что позволяет направить исследования вглубь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ……………………………………………..

5
1.1 Сущность, значение и особенности информационного обеспечения……………………………………………………………………….

5
1.2 Цели и задачи информационных систем в управлении предприятием……………………………………………………………………..

12
2 АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУП «УФАВОДОКАНАЛ»……………………………………………………..

17
2.1 Характеристика МУП «Уфаводоканал»……………………………..
17
2.2 Анализ информационного обеспечения управления предприятием МУП «Уфаводоканал»…………………………………………………………...

20
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В МУП «УФАВОДОКАНАЛ»………………………………

28
3.1 Мероприятия по организации эффективного информационного обеспечения в МУП «Уфаводоканал»…………………………………………..

27
3.2 Расчет экономического эффекта от внедрения предлагаемых мероприятий………………………………………………………………………

30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………...
34
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………..
37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..
38
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………………..
39
ПРИЛОЖЕНИЕ Г………………………………………………………………..
40
ПРИЛОЖЕНИЕ Д………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая, ИТУ.doc

— 2.11 Мб (Скачать)

- смысловая обработка первичных сообщений для более полного их использования;

- формирование и долговременное хранение информационных ресурсов предприятия в традиционной и электронной формах;

- распространение знаний, хранящихся в информационной банке предприятия в режимах постоянного оповещения или справочного обслуживания по запросам [24].

 

 

 

 

 

 

 

 

2  АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУП «УФАВОДОКАНАЛ»

 

2.1 Характеристика МУП «Уфаводоканал»

 

Муниципальное унитарное предприятие «Уфаводоканал» обеспечивает бесперебойное централизованное водоснабжение и водоотведение для населения, предприятий и организаций города Уфы Республики Башкортостан, а также работает над улучшением качества питьевой воды и снижением негативного воздействия на окружающую природную среду, в том числе водоемы.

Основным потребителем услуг уфимского водоканала является население, потребляющее 80% услуг по водоснабжению и 82% по водоотведению.

В эксплуатации предприятия находятся:

- 7 водозаборов общей мощностью 611 тыс.м3/сут;

- станция водоподготовки из открытого источника;

- 15 водопроводных насосных станций 1-го, 2-го и 3-го подъемов;

- 2 станции биологической очистки сточных вод общей производительностью 372,5 тыс.м3/сут;

- 26 насосных станций перекачки сточных вод;

- более 2300 км водопроводных и канализационных сетей.

МУП «Уфаводоканал» объединяет в себе более 30 основных и вспомогательных цехов и служб. Обслуживание сетевого хозяйства осуществляют три управления водопроводных сетей и два управления по сетям водоотведения [29].

Уфимский водоканал сегодня является предприятием, которое динамично развивается и по целому ряду вопросов находится наравне с ведущими водоканалами России. Показатели работы предприятия отличаются финансово–экономической устойчивостью и позволяют вести целенаправленную деятельность по модернизации и развитию производства, внедрения новой техники и технологий, реализации крупных инвестиционных проектов.

На предприятии действует Система менеджмента качества, которая сертифицирована на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Сертификат соответствия выдан 25.12.2008.

В своей работе Уфаводоканал тесно сотрудничает с ведущими российскими научными и проектными институтами (ГУП «Институт МосводоканалНИИпроект» и ГНЦ РФ НИИ ВОДГЕО), имеет широкие контакты с зарубежными партнерами.

Достижения МУП «Уфаводоканал» в вопросах контроля качества воды, внедрения современных технологий вызывают большой интерес у специалистов водопроводно-канализационного хозяйства России. Это подтверждает и тот факт, что с 2000 года МУП «Уфаводоканал» - постоянный участник Международного конгресса и технической выставки «Вода: Экология и Технология» (ЭКВАТЭК). Кроме того, МУП «Уфаводоканал» принимает активное участие в работе Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.

Тесное сотрудничество с Уфимским государственным нефтяным техническим университетом, а также с университетом г.Кассель (Германия) в области подготовки специалистов, обмена опытом, проведения совместных семинаров дают предприятию дополнительные преимущества и позволяют на протяжении многих лет оставаться в десятке лучших водоканалов России.

МУП «Уфаводоканал» является крупнейшим предприятием, обеспечивающим снабжение потребителей города Уфы питьевой водой, осуществляющим отвод и очистку хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод.

В условиях конкурентного развития предприятие стремится занять устойчивое положение в группе лидеров родственных предприятий путем предоставления качественных услуг по водоснабжению и водоотведению, отвечающих установленным требованиям.

Руководство МУП «Уфаводоканал» считает, что основными целями деятельности предприятия в области качества являются:

- обеспечение бесперебойного водоснабжения потребителей питьевой водой нормативного качества, давления и в требуемом количестве;

- обеспечение водоотведения согласно установленным требованиям;

- развитие мощностей водоснабжения и водоотведения с целью обеспечения застройки города.

Первостепенная роль на предприятии уделяется усилению системы контроля качества воды водоисточников и питьевой воды.

Наличие современного оборудования и внедрение новой техники такой как: атомно-абсорционный спектрометр «Spectr AA 240Z» для определения элементов в питьевой, природной и сточной воде, жидкостной хроматограф Simadzu для определения хлорфенолов, спектрофотометр HACH 5000 для фотометрического анализа, позволяет сегодня расширить спектр контролируемых показателей, иметь информацию о приоритетных загрязнителях региона и следить за качественным составом воды водоисточника.

Питьевая вода, подаваемая населению г. Уфы, соответствует по химическим и микробиологическим показателям требованиям ГОСТ Р51232-98 и СанПиН 2.1.4.1074-01.

На предприятии действует сертифицированная система менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001.

Таким образом, проводимая МУП «Уфаводоканал» техническая и экономическая политика направлена на решение вопросов жизнеобеспечения людей и экологической безопасности водопользования [29].

 

2.2 Анализ информационного обеспечения управления предприятием МУП «Уфаводоканал»

 

Основная сфера деятельности МУП «Уфаводоканал» - снабжение питьевой водой населения и промышленных предприятий в Уфе и близлежащих районах. В функции предприятия входят очистка воды и ее передача по водопроводным, канализационным сетям и теплотрассам, строительство и техническое обслуживание водопроводно-канализационных объектов.

В МУП «Уфаводоканал» действует система Галактика ERP. Автоматизированная система управления Галактика ERP (Enterprise Resource Planning) – полная поддержка законодательства, гибкая адаптация к специфике бизнеса предприятия, управление финансами, персоналом, производством, логистикой и цепочками поставок, взаимоотношениями с клиентами и поставщиками. Возможности системы ERP позволяют в едином информационном пространстве оперативно решать главные управленческие задачи, обеспечить менеджеров различного уровня управления необходимой и достоверной информацией для принятия управленческих решений:

- Построение системы учета и формирование различных видов отчетности;

- Управление материальными и финансовыми потоками (логистика);

- Финансовое планирование и оперативный финансовый менеджмент, управленческий учет;

- Производственное планирование и управление производством, контроллинг;

- Управление персоналом и кадровой политикой.

В состав системы автоматизации управления предприятием Галактика ERP входят средства и для поддержки специальных управленческих задач:

- Управление техническим обслуживанием и ремонтами оборудования

- Управление качеством продукции

- Управление взаимоотношениями с клиентами

- Управление недвижимостью.

Система ERP обладает теми свойствами, которые востребованы предприятиями сегодня и будут необходимы завтра:

- Соответствие концепции ERP и стандарту MRP-II;

- Поддержка национальных и международных стандартов финансовой отчетности;

- Защита конфиденциальной информации;

- Масштабируемость;

- Оптимальное для каждого заказчика соотношение «цена/качество решения»;

- Возможность быстрого внедрения.

Корпорация «Галактика» обладает лицензией на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Это позволяет использовать систему Галактика ERP в организациях и предприятиях оборонно-промышленного комплекса, а также в структурах, чья деятельность имеет стратегически важное значение для государства.

Внедрение на предприятии системы Галактика ERP началось с автоматизации задач управления снабжением и сбытом, договорами, персоналом, взаиморасчетов с контрагентами. Затем к использованию системы для учета основных средств, нематериальных активов, расчетов с контрагентами, налогового учета, подготовки консолидированной бухгалтерской отчетности приступили специалисты бухгалтерии. Кроме того, на базе Галактики ERP были автоматизированы бизнес-процессы управления капитальным ремонтом и строительством [27]. Цикл управления в системе Галактика ERP представлен на рисунке 1 (Приложение А).

Важной особенностью проекта является тот факт, что на предприятии система Галактика ERP используется совместно с другими специализированными информационными системами. Из ГИС «Вода» реализован доступ к информации о сетях водоснабжения и водоотведения, которая учитывается в модуле «Основные средства» системы Галактика ERP. Задачи автоматизации деятельности абонентской службы решаются в системе «Абонент», тесно связанной с Галактикой ERP. Информационное взаимодействие с банками выполняется с помощью программного обеспечения «Клиент-банк», также интегрированного с Галактикой ERP, что исключает многократный ввод информации о платежах [23].

По мнению руководства МУП «Уфаводоканал», использование системы Галактика ERP позволило повысить эффективность управления, качество работы его специалистов, что улучшило общее экономическое положение предприятия.

Помимо КИС "Галактика ERP" в "Уфаводоканале" используются ГИС-технологии, в том числе ГИС "Вода", содержащая информацию о сетях водоснабжения и водоотведения, которая интегрирована с модулем "Основные средства" системы "Галактика ERP".

В современных условиях управление территориально распределенной системой инженерных сетей крупного города невозможно без представления об их пространственной структуре. Технология поддержки бумажных карт и планшетов уже не отвечает требованиям оперативности обработки и обмена информацией. Геоинформационные технологии являются средством, создающим основу для автоматизированного и оперативного управления системами водоснабжения и канализации, а также обеспечения процессов накопления, отображения, обработки, анализа и подготовки тематических карт эксплуатации сетей.

Система ГИС "Вода" позволила создать информационную технологию сбора и актуализации пространственных данных по структуре водопроводных сетей, сформировать основу для безбумажного документооборота и повысить оперативность диспетчерского управления. Была собрана и систематизирована информация по объектам системы водоснабжения, которая легла в основу базы данных ГИС.

Однако, в ходе эксплуатации ГИС "Вода" выявились следующие проблемы:

- невозможность выделения труб разного диаметра в пределах одного участка;

- не было предусмотрено ведение деталировки колодцев;

- существующая модель данных ГИС не подходила для решения задач гидравлического моделирования;

- прекратилось дальнейшее развитие ГИС "Вода" (Фирма-разработчик прекратила свое существование) [22].

В дальнейшем силами программистов предприятия производилось расширение функциональности ГИС. Были разработаны модули ведения карточек колодцев и ведения информации по трубам в модели данных Систем персонального радиовызова (СПРВ) [26].

В основе модели данных СПРВ лежат представления инженерной сети, в которой узлами являются колодцы, места соединения труб разного диаметра и материала, тупики и потребители. Ребрами сети являются трубы, т.е. участки водопроводной сети находящиеся между двумя водопроводными колодцами. Связность сетевых объектов контролируется механизмом топологических связей ГИС ИнГео [30].

Внедрение модели данных СПРВ предоставило возможность повышения детальности представления водопроводной сети в ГИС. Это положительно сказалось на перечне задач, решаемых средствами ГИС, а также создало основу для интеграции с другими информационными системами предприятия. Информационные системы стали пользоваться единой кодировкой объектов водопроводной сети, которая автоматически генерируется в среде ГИС. Были унифицированы справочники и классификаторы. Это исключило неоднозначность сетевых объектов в информационных системах предприятия [27]. Был создан поток информации:

1. Управления водопроводных сетей предоставляют информацию по изменениям в состоянии объектов водопроводных сетей;

2. В Бюро технической инвентаризации выполняется контроль поступающей информации и ввод в базу ГИС;

3. Обновленная информация передается в информационные системы и подразделения предприятия.

Сформированная информационная технология позволила решать следующий круг задач:

- Мониторинг состояния СПРВ и учет проводимых работ;

- Мониторинг режимов работы СПРВ;

- Учет потерь в СПРВ;

- Гидравлическое моделирование;

- Подготовка аналитических карт;

- Обмен пространственной и паспортной информацией с внешними организациями (МЧС, проектные организации и т.д.)

В 2005 году начинается работа по вводу информации по объектам канализационной сети. В основе создания модели данных ГИС канализационной сети лежит опыт, который был получен в ходе работы с моделью СПРВ. Модель данных основывается на методологии информационной структуры инженерной сети [5]. Был сформирован единый классификатор объектов канализации, который послужил основой для создания слоев в ГИС. В ГИС были созданы следующие слои: дюкеры, задвижка, проектная канализация, футляры, брошенные колодцы, брошенные трубы, узлы, трубы, колодцы.

Благодаря вводу в эксплуатацию базы данных ГИС по канализации в МУП "Уфаводоканал" была создана единая централизованная ГИС, которая представлена на рисунке 2 (Приложение Б).

Эксплуатация единой базы данных ГИС значительно повысила достоверность информационного обеспечения управления системами водоснабжения и канализации, исключило неоднозначности в определении расположения объектов, а также создало основу для построения аналитических карт [21].

Информация о работе Эффективность информационной системы управления МУП «Уфаводоканал»