Эффективность управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Традиционная экономическая теория предполагает, что в организации работы любого предприятия приходится сопоставлять затраты и результаты работы, применять те или иные показатели.
При этом критерием эффективности менеджмента в целом является максимизация производительности и минимизация затрат. Тем более этому нужно уделять самое пристальное внимание, когда речь заходит об успешной хозяйственной деятельности, о продвижении на рынке, о достижении превосходства над своими конкурентами.
Анализ категории эффективности, факторов ее определяющих позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3
Глава 1. Теоретические основы эффективности управления
1. 1. Понятие эффективности управления……………………………….5
1. 2. Подходы к эффективности управления …………………………….10
1. 3. Оценка эффективности управления…………………………….……14
Глава 2. Эффективность управления в ЧР
2. 1. Факторы эффективности управления ЧР……………….……………18
2. 2. Критический анализ действующей системы эффективности
управления в ЧР………………………………………………………..21
2. 3. Повышение эффективности управления в ЧР………..………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….….30

Работа содержит 1 файл

ЭФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ .doc

— 139.00 Кб (Скачать)

     Эффективная управленческая деятельность должна быть своевременной, что требует выбора наиболее удачного момента для ее начала, оптимальной последовательности отдельных этапов, исключения неоправданных перерывов и потерь времени. Важность учета этих обстоятельств в условиях постоянного усложнения хозяйственных процессов трудно переоценить.1

     Важнейшими  условиями эффективности управления сегодня являются использование  новейших информационных и управленческих технологий, максимальная автоматизация  и компьютеризация деловых процессов. Они позволяют освободить человека не только от тяжелой работы, но и от выполнения рутинных операций, сковывающих его творческие возможности.

     Значительный  рост эффективности управленческой деятельности достигается в том  случае, когда члены организации  отождествляют ее цели с собственными, активно участвуют в управлении, а это возможно лишь на высокой ступени зрелости как каждого в отдельности, так и коллектива в целом.

     Эффективное управление требует также формирования надежных коммуникаций, позволяющих  своевременно обеспечивать всех участников управленческого процесса необходимой информацией, поддерживать надлежащий уровень обмена ею, благоприятный морально-психологический климат. 
 

_____________

1Кульман. А.  Экономические механизмы. Москва: Прогресс,2006.

     1. 2. Подходы к эффективности  управления  

      Экономическая эффективность - важнейшая социально-экономическая категория, для которой характерны свойства динамичности и историчности. Эффективность производственной деятельности присуща различному уровню развития производительных сил каждой общественной формации. На всех этапах исторического развития общество всегда интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат. Следовательно, исходная модель количественной оценки эффективности представляет собой соотношение между экономическими результатами и затратами, ресурсами. Максимизация конечных результатов с единицы затрат и ресурсов или минимизация затрат и ресурсов на единицу конечного результата - такова первичная цель общества, трудового коллектива, отдельной личности (работника). Эта цель, метод ее достижения, пути и резервы повышения экономической эффективности (их классификация и количественная оценка) являются содержанием экономической науки и экономических дисциплин (отраслевых и функциональных).

      Различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) эффективность. Общая эффективность необходима для оценки и анализа общеэкономических результатов и эффективности на различных уровнях экономики (макро - и микроуровнях) за определенный период времени и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям и регионам.

      Сравнительная эффективность рассчитывается и  анализируется при обосновании  принимаемых производственно-хозяйственных, технических и организационных  решений, для отбора из альтернативных вариантов наилучшего (оптимального). Такой отбор осуществляется на основе сопоставления (сравнения) по вариантам системы технико-экономических показателей, расчета срока окупаемости или коэффициента эффективности дополнительных капитальных вложений, величины экономического эффекта.

      Сущность  экономической эффективности наряду с ее критериями конкретизируется на основе классификации экономического эффекта (результата), а также затрат и ресурсов.

      Реальность  информации об уровне эффективности  всего связана с классификацией и формами выражения экономического эффекта. Оценка экономического эффекта, как правило, включает три группы показателей: объемные, конечные и социальные результаты.

      Оценка  деятельности предприятия производится на основе комплексного анализа конечных итогов его эффективности. Экономическая суть эффективности предприятия состоит в том, чтобы на каждую единицу затрат добиться существенного увеличения прибыли. Количественно она измеряется сопоставлением двух величин: полученного в процессе производства результата и затрат живого и овеществленного труда на его достижение.

      Понятие «эффективность» предполагает сопоставление  затрат и результатов. Повысить эффективность  означает с меньшими затратами получить большие и лучшие результаты.

      Эффективность менеджмента выступает как некая условность, символ, результат функционирования системы менеджмента, к которому необходимо стремиться.

      Отправным моментом исследования и проблемы эффективности  менеджмента является эффективность  общественного производства. Социально-экономическая природа управленческой деятельности обусловливает правомерность трактовки эффективности менеджмента как формы проявления эффективности общественного производства. Отсюда вытекает единая сущность эффективности производства (коммерции) и менеджмента, рассматриваемая как экономия совокупного труда в процессе создания и реализации продукта, выраженная в общественной форме, свойственной определенным социально-экономическим условиям.

      При выявлении содержания эффективности  менеджмента исследуется важнейшая линия формирования эффективности: цель – результат – эффективность, т.е. оценка осуществляется с позиций результата. Другая составляющая оценки эффективности – с позиций самого процесса. Сюда следует относить использование ресурсов производства (коммерции) и менеджмента, а также уровень изменения затрат, связанных с ними. Иными словами, речь идет об оценке средств достижения результатов, т.е. рассматривается цепочка: ресурсы (затраты) – результат – эффективность.

      Таким образом, эффективность производства (коммерции) служит критерием эффективности менеджмента, а повышение эффективности менеджмента – один из решающих факторов и резервов роста эффективности производства (коммерции). Следовательно, более эффективный менеджмент, при прочих равных условиях, обеспечивает и более высокий уровень эффективности производства (коммерции).

      Эффективность менеджмента выступает категорией теории менеджмента, взаимосвязанной  со всеми другими его категориями.

      Эффективность менеджмента – сложная, многогранная категория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных и иных явлений. Многогранность эффективности менеджмента обусловливает наличие совокупности понятий для ее выражения. Учитывая взаимопроникновение, тесную взаимосвязь этих понятий, их методологическое единство, можно утверждать, что только их совокупность дает полное представление о понятии «эффективность менеджмента».

      Основными критериями эффективного управления является определенная множественность показателей, характеризующих результативность работающих организационных систем и подсистем. Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом. Эффект управления складывается из трех составляющих:

      экономический эффект – вид эффекта, имеющий  непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или  натуральных измерителях;

      социально-экономический  эффект – имеет комплексную природу  сочетания экономической выгоды и социальной стабильности и спокойствия, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект);

      социальный  эффект – вид эффекта, который принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.

      Общий эффект можно условно принять  за сумму трех эффектов. Условно, так  как показатели эффекта измеряются по-разному, и напрямую сложить их не представляется возможным.

      Помимо  понятия эффекта используют понятие  эффективности. Эффективность –  результат, выраженный стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся  приростом дохода, увеличением прибыли. Эффективность представляет собой соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение.

      Эффективность = Эффект/Затраты

      При управлении стремятся к максимальному  сокращению затрат и к максимальному  повышению всех видов эффектов. Затраты  в организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести их в денежную форму). 
 
 
 

     1. 3. Оценка эффективности управления 

     На  уровне отдельных предприятий в  различных отраслях экономики используются разнообразные группы показателей экономической эффективности. Однако на каждом предприятии оценивается экономическая эффективность использования материальных ресурсов, основных производственных фондов и оборотных средств, капитальных вложений, деятельности персонала, а так же рассчитывается обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность предприятия в целом.

     Снижение  материалоемкости продукции – одно из главных направлений повышения  эффективности в промышленности и строительстве, так как затраты  на материалы составляют более половины затрат на производство продукции этих отраслей. Как правило, это достигается внедрением новых ресурсосберегающих технологий, заменой дорогостоящих материалов более дешевыми.

     К основным производственным фондам относятся: средства труда (производственные здания и сооружения, машины, станки, оборудование, транспортные средства и тому подобные) которые участвуют в производстве. Важнейшими направлениями повышения эффективности использования основных фондов являются: повышение коэффициента сменности работы предприятия, сокращение потерь рабочего времени оборудования и др.

     Показателем эффективности капитальных  вложений (Эп) является срок окупаемости капитальных вложений.

     Как известно, оптимальный срок окупаемости  капитальных вложений не должен превышать двух лет.

     Показателем, характеризующим  эффективность деятельности персонала (Эт), является производительность труда. На уровне предприятия она может быть определена как отношение.

     Повышение производительности труда зависит  от ряда факторов: технического уровня производства, квалификации работников, качества и наличия в необходимом количестве материалов и т.д.

     Материалоемкость, фондоотдача, окупаемость капиталовложений – это показатели характеризующие  экономическую эффективность использования  отдельных ресурсов. Между тем, на каждом предприятии необходимо определить обобщающий показатель, позволяющий оценить эффективность работы предприятия в целом. В условиях рынка таким показателем служит рентабельность, как отношение полученной прибыли к издержкам:

     Рентабельность  качественно характеризует работу предприятия и отражает сопоставление  прибыли со всеми затратами. В  различных отраслях на уровне отдельных  предприятий могут иметь место  специфические особенности.

     Приведенные показатели экономической эффективности менеджмента являются статическими.

     Достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности  менеджмента учитывается ее динамический аспект.

     В связи с этим показатели эффективности  менеджмента целесообразно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два или более периода.

     Приведенные динамические показатели целесообразно  рассчитывать также при осуществлении  коренных изменений системы управления организацией, при сравнении различных  вариантов совершенствования системы управления. Оценка реальной взаимосвязи конкретных показателей эффективности менеджмента и перечисленных характеристик системы управления позволяет диагностировать систему управления, вскрывать ее потенциальные возможности, определять пути совершенствования.

     Важное  значение для эффективной деятельности предприятия имеет организационная  культура. Под культурой организации  обычно понимают атмосферу или социальный климат в организации.

     В понятие «культура» организации  входят идеи, убеждения, традиции и  ценности, которые выражаются в доминирующем стиле управления, в методах мотивации  сотрудников, имидже организации и  т.д. Известно, что организации различаются  атмосферой, методами выполнения работ, степенью активности, индивидуальными целями — и все эти факторы зависят от истории организации, её традиций, её настоящего положения, технологии производства и т.д. В этом смысле культура завода отличается от культуры банка и культуры торговой фирмы. О пользе определения культуры организации говорит тот факт, что люди могут лучше уживаться в организации или даже предсказывать поведение её членов, если они понимают ее культуру. Не всегда просто осознать культуру собственной организации. Один из подходов к пониманию культуры организации состоит в рассмотрении: её происхождения, что может объяснить её теперешнее состояние; типа собственности; технологий, которые определяют производственную и управленческую структуру предприятия и различные характеристики специалистов («синие воротнички» / «белые воротнички», квалифицированные, неквалифицированные рабочие); ярких событий из жизни организации, которые становятся её фольклором.

Информация о работе Эффективность управления