Эффективный механизм менеджмента торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:50, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования дипломного проекта является разработка предложений по совершенствованию менеджмента магазина ………….
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и значение менеджмента в системе рыночной экономики, необходимость постоянного совершенствования менеджмента организации.
2. Дать характеристику деятельности магазина …………….
3. Разработать рекомендации по совершенствованию менеджмента в магазине …………………

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы совершенствования менеджмента ……………………….6
1.1. Сущность и значение менеджмента в системе рыночной экономики…………6
1.2. Функции, принципы и методы менеджмента организации……………………15
1.3. Методы, функции и механизм торгового менеджмента, их роль в повышении уровня обслуживания населения.…………………………....21
2. Анализ деятельности магазина «Гурман» (ООО «Квант») ……………………..43
2.1. Характеристика магазина «Гурман» (ООО «Квант») ………………………....43
2.2. Экономический анализ товарооборота торговой организации………………..52
2.3. Оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие товарооборота магазина «Гурман» (ООО «Квант») ………………………………..66
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию менеджмента магазина «Гурман» (ООО «Квант») ……………………………………………………………73
3.1. Совершенствование планирования и прогнозирования ……….……………..73
3.2. Совершенствование мотивации персонала ………………………………..…...85
3.3. Совершенствование управления отдельными видами ресурсов……...………94
Заключение…………………………………………………………………………...100

Работа содержит 1 файл

дип.docx

— 149.39 Кб (Скачать)

Важнейшей задачей менеджмента является организация  производства товаров и услуг  с учетом запросов потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи  с этим в задачи менеджмента входит:

  • обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
  • стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
  • постоянный контроль эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
  • определение конкретных целей развития фирмы;
  • выявление приоритетных целей, их определенности и последовательности решения;
  • разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;                                                                    
  • выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
  • постоянный поиск и освоение новых рынков;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • установление контроля  выполнения поставленных задач.

Выполнение  задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю производственного процесса и достижение намечаемых целей получают оценку на рынке.

Разновидности менеджмента.

Организационный менеджмент управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выработки норм, регламентов, правил, инструкций и проч. 4

Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление основной деятельности предприятия (в соответствии с технологией) путем ее направления в нужное русло, координации субъектов и ресурсов. Причем термин «производственный» здесь можно понимать в широком смысле, как относящийся к предприятию любой сферы (заводу, банку, агрофирме).

Объектами производственного менеджмента  являются постановка целей, выбор стратегии, планирование, оптимизация объема и  структуры выпуска продукции, организация  трудового и технологического процесса, их регулирование, устранение сбоев  и неполадок, контроль, руководство  людьми, стимулирование, расстановка  кадров и т. п.

Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовки, отправки покупателям.

Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями, координацию и контроль научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов товаров и услуг, внедрение их в производство; формирование и оценку планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества.

Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации — поведением фирмы на рынке. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка текущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т п.

Персонал-менеджмент решает задачи подбора, расстановки, обучения, развития, повышения квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов.

Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финансового плана организации; формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового состояния. Элементами финансового менеджмента являются налоговый, который ищет законные способы оптимизации величины уплачиваемых организацией налогов, а также риск-менеджмент.

Эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов и обеспечения полного использования имеющегося потенциала.

В последние  годы начинают активно говорить о менеджменте знаний, управляющем процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, синтеза, облечения в новые формы и проч., позволяющих более эффективно их использовать на практике. Кроме того, менеджмент знаний связан с созданием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обмениваются информацией, и есть все возможности для ее эффективного осмысления и усвоения.

Цели в менеджменте

Важным  разделом менеджмента является выработка  четких формулировок целей в управлении организацией. Цели являются изначальным  элементом системы управления организацией, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции.  Само появление организации связывается  с наличием у людей общих целей, что превращает управление организацией в целенаправленную деятельность. Следовательно, если нет целей в организации, то и нет управления ею.

По принятой в менеджменте терминологии под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления, в данном случае организации5. Именно на его достижение направлена, прежде всего, управленческая деятельность. Причем крупные организации имеют множество целей различного уровня, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга.

Цели  становятся инструментом управления, когда они:

  • определены или сформулированы;
  • известны работникам;
  • приняты к исполнению.

К целям  предъявляются довольно жесткие  требования.

Важной  характеристикой цели является ее достижимость и реалистичность. Цели должны быть реальными для данных условий и соответствовать возможностям организации. Недостижимые, нереалистичные цели не мотивируют исполнителей, могут отбить желание что-либо делать для их достижения, подорвать доверие к руководству. Легко достижимые цели обладают слабой мотивацией

Цели  должны быть понятны для исполнителя и недвусмысленно сформулированы. Поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности работников, они должны быть ими признаваемы в качестве своих личных целей. Условием этого является их известность, понятность и близость большинству членов организации.

Цели  являются  главным  мотиватором,  направляют поведение людей, удовлетворяя их потребности. Цели уменьшают неопределенность, разъясняя работающим, что предприятие преследует в своей деятельности.

Различают три типа организационных целей: официальные, оперативные и операционные.

Официальные цели определяют общее назначение организации.

Как правило, они абстрактны, идеалистичны и описываются  в качественных терминах. Цели оправдывают  существование организации перед  обществом. Цели имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создают организации благоприятный  имидж. Однако по этим целям трудно определить, чем на самом деле занимается организация.

Оперативные цели исходят из действительной политики и указывают, что организация на самом деле пытается делать независимо от того, что было заявлено в официальных целях. Эти цели имеют внутреннюю направленность, они важны для членов организации и обычно мало известны внешнему миру. Формой их выражения является план работы организации.

Операционные цели еще более измеряемы, чем оперативные.

Необходимо  различать цели общие, или глобальные, разрабатываемые для предприятия  в целом, и цели специфические, разрабатываемые  по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных  подразделений на основе общих целей  или ориентиров.

Общие цели отражают концепцию развития предприятия  и разрабатываются на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития предприятия, что, в свою очередь, требует точного формулирования целей и их конкретной увязки с ресурсами.

Специфические цели разрабатываются в рамках общих  целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении  предприятия и могут выражаться в количественных и качественных показателях.

Подводя итог, можно дать следующее  определение менеджмента.

Менеджмент — это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью предприятия в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов.

1.2. Функции, принципы  и методы менеджмента организации

Функционирование организации  предполагает, что люди в организации  осуществляют определенные действия. То есть управление необходимо рассматривать  как циклический процесс, состоящий  из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ и контроль деятельности.6 

Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие  основные функции: планирование, организация, мотивирование, контроль и координация.

Функция планирования предполагает постановку целей и выбор путей их достижения с учетом имеющихся ресурсов. Планирование осуществляется исходя из сложившейся  рыночной конъюнктуры, спроса и предложения, уровня конкуренции и т.д. Функция  планирования базируется на результатах  анализа.

Функция организации предполагает структурирование объекта управления, определения прав и обязанностей соответствующих подразделений  для реализации планов. Как правило, структурные единицы выявляются по иерархическому или функциональному признаку. При этом необходимо обеспечивать постоянную адаптацию организационных структур к меняющимся условиям внешней среды.

Функция мотивации – процесс  побуждения людей к деятельности для достижения целей фирмы.

Функция контроля – функция по обеспечению выполнения работ. Реализация этой функции связана с созданием  системы внутреннего контроля на предприятии, определением состава  контролируемых показателей, периодов и т.п.

Функция координации – центральная  функция по установлению связей, организации  взаимодействия и согласованности  работы организационной системы.

Основные  принципы менеджмента

Принципами менеджмента называют общие закономерности, в рамках которых  реализуются связи между различными структурами управленческой системы  при постановке практических задач  управления. Принципы управления отражают объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны.7

Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

Можно сформулировать следующие  основные принципы менеджмента:

Принцип разделения труда. Процесс управления – совокупность работ, характеризующихся технологической однородностью действий в системе управления. Это является условием расчленения процесса управления на этапы и стадии, выполняемые работниками различных профессий и квалификаций. Сущность разделения управленческого труда и его кооперация  заключается в специализации исполнителей и установлении между ними связей в процессе управления.

Принцип научности. Этот принцип требует построения системы управления и деятельности организации на основе использования системы знаний и достижений науки и техники.

Принцип системности и комплексности. Этот принцип требует одновременно и системного, и комплексного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств.

Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности  в выработке решений. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам

Информация о работе Эффективный механизм менеджмента торгового предприятия