Эффективный механизм менеджмента торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:50, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования дипломного проекта является разработка предложений по совершенствованию менеджмента магазина ………….
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность и значение менеджмента в системе рыночной экономики, необходимость постоянного совершенствования менеджмента организации.
2. Дать характеристику деятельности магазина …………….
3. Разработать рекомендации по совершенствованию менеджмента в магазине …………………

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………..3
1.Теоретические основы совершенствования менеджмента ……………………….6
1.1. Сущность и значение менеджмента в системе рыночной экономики…………6
1.2. Функции, принципы и методы менеджмента организации……………………15
1.3. Методы, функции и механизм торгового менеджмента, их роль в повышении уровня обслуживания населения.…………………………....21
2. Анализ деятельности магазина «Гурман» (ООО «Квант») ……………………..43
2.1. Характеристика магазина «Гурман» (ООО «Квант») ………………………....43
2.2. Экономический анализ товарооборота торговой организации………………..52
2.3. Оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие товарооборота магазина «Гурман» (ООО «Квант») ………………………………..66
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию менеджмента магазина «Гурман» (ООО «Квант») ……………………………………………………………73
3.1. Совершенствование планирования и прогнозирования ……….……………..73
3.2. Совершенствование мотивации персонала ………………………………..…...85
3.3. Совершенствование управления отдельными видами ресурсов……...………94
Заключение…………………………………………………………………………...100

Работа содержит 1 файл

дип.docx

— 149.39 Кб (Скачать)

Принцип демократизации управления. Суть этого принципа заключается в участии трудящихся в управлении, т.е. управление основано на корпоративной организации собственности, на базе единого административного управления с использованием различных форм участия рабочих в управлении и распределении прибыли.

Принцип единства отраслевого и территориального управления.

Развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость углубления специализаций, повышения концентрации производства Территориальное же управление исходит из установок развития данного региона.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации. Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования в процессе управления единоначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимается предоставление высшему руководителю предприятия или отдельного подразделения такой полноты власти, которая необходима для принятия решений, и персональной ответственности за порученное дело. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня и, прежде всего исполнителей конкретных решений — руководителей производственных подразделений. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной реализации таких решений.

Централизация в менеджменте – это степень концентрации власти на внешнем уровне управления, а децентрализация – предоставление некоторой самостоятельности нижестоящим органам управления, в процессе управления. Оптимальным вариантом сочетания централизации и децентрализации считается, когда высшие органы управления занимаются стратегией и политикой организации в целом, а оперативное управление передано низовым звеньям управления для принятия управленческих решений по оперативно-хозяйственным задачам.

Еще одним принципом менеджмента  является принцип иерархичности. Суть этого принципа состоит в том, что каждая должность в иерархии управления наделяется определёнными правилами, обязанностями и ответственностью при выполнении определённых функций.

Принцип мотивации. Это система мотивирующих факторов которые влияют на заинтересованность работников или исполнителей в повышении качества и результатов труда.

Менеджеры всех уровней управления должны четко  знать основные принципы менеджмента  и руководствоваться ими в  своей практической деятельности.

Менеджмент рассматривается также  как процесс принятия управленческих решений. Получая информацию о рыночных отношениях, менеджер принимает решение, которое является реакцией на ситуацию рынка и других элементов внешней среды. На основе принятого решения ставится задача каждому исполнителю. За исполнением устанавливается контроль.

Одновременно с принятием решения разрабатываются методы его реализации. Менеджер несет моральную и материальную ответственность за принятое решение. Это побуждает его подходить к принятию решения творчески, анализировать варианты решения с точки зрения их выполнения в сложившейся ситуации.

Методы управления.

Реализация рассмотренных выше принципов и функций управления осуществляется путем применения различных  методов.

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей (Таблица 1).8

Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.

Экономические методы — это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.

В условиях рыночной системы хозяйствования и  сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения  усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации, которая выступает на рынке равным партнером других организаций в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов организации с учетом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.

 

Таблица 1 – Методы управления предприятием.

 

Методы  управления предприятием

Административные

Экономические

Социально-психологические

 

  • Установление госзаказов
  • Формирование     структуры органов управления
  • Утверждение    административных норм и нормативов 
  • Правовое регулирование
  • Издание приказов, указаний и распоряжений
  • Инструктирование
  • Отбор, подбор и расстановка кадров
  • Утверждение методик и рекомендаций
  • Разработка положений, должностных инструкций, стандартов организации
  • Разработка  другой   регламентирующей документации.
  • Установление   административных санкций и поощрений. 

 

  • Технико-экономический   анализ
  • Технико-экономическое обоснование  
  • Технико-экономическое планирование
  • Экономическое стимулирование
  • Финансирование
  • Мотивация трудовой деятельности 
  • Оплата труда
  • Капиталовложения
  • Кредитование
  • Ценообразование
  • Участие в прибылях и капитале
  • Налогообложение
  • Установление    экономических норм и нормативов
  • Страхование
  • Установление материальных санкций и поощрений  

 

  • Социально-психологический анализ
  • Социально-психологическое планирование
  • Создание творческой атмосферы
  • Участие работников в управлении
  • Социальная и моральная мотивация и стимулирование
  • Удовлетворение культурных и духовных потребностей
  • Формирование коллективов, групп
  • Создание нормального психологического климата
  • Установление    социальных норм   поведения
  • Развитие у работников инициативы и ответственности
  • Установление моральных санкций   и   поощрений

 

Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействие эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

 

 

1.3. Методы, функции и механизм торгового менеджмента, их роль в повышении уровня обслуживания населения.

 

 

Переход России к цивилизованной рыночной экономике  вызывает необходимость кардинальных изменений в деятельности всех отраслей народного хозяйства страны. Особую значимость приобретает формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и  услуг, поскольку именно торговля, являясь  конечным звеном экономической активности субъектов рынка, обеспечивает эффективное  удовлетворение нужд и запросов потребителей.

Решение этой ответственной задачи требует  от торговли не только усилий, связанных  с реализацией произведенной  стоимости, но и выполнения сложнейшего  комплекса мероприятий, обеспечивающих продвижение товаров от производителей к потребителям.

Предметом торгового дела являются:

• совокупность отношений, возникающих в процессе продвижения товаров от производителей к потребителям, между субъектами рыночной экономики;

• механизм и формы проявления экономических  законов развития общества в сфере  обращения в условиях ограниченности ресурсов и конкуренции за их использование;

• сущность, закономерности и принципы функционирования хозяйственного механизма субъектов  товаропроизводящей сети, осуществляющих деятельность, исходя из потребностей и уровня развития общества.

Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке. Товаром могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра — все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой потребительной стоимости.

В узком  смысле под товаром понимается продукт  труда, произведенный для обмена.

Торговое предприятие — основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.9

Торговое предприятие — основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической  самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.

Среди основных проблем развития малого и среднего предпринимательства в сфере  торговли следует выделить:

  • наличие административных барьеров в организации и деятельности малых предприятий;
  • дефицит финансовых ресурсов;
  • сложности в реализации права выкупа арендуемых помещений;
  • проблемы подключения к инженерным коммуникациям;
  • другое.

В наиболее общем виде функции  любой  управляющей  системы  сводятся  к следующему алгоритму: анализ  -  планирование  -  организация  исполнения  - контроль исполнения. Вместе с тем, каждая управляющая система, в  том  числе и  торговый  менеджмент,  имеет  свои  конкретные   объекты   управления   и конкретные задачи. С  учетом  рассмотренного  ранее  круга  задач  торгового менеджмента состав основных  его  функций  может  быть  определен  следующим образом.10

  1. Выбор наиболее  эффективных организационных форм  функционирования торгового предприятия и его структурных единиц. В процессе  реализации  этой изначальной  функции  торгового  менеджмента  на  стадии   создания   нового торгового предприятия или в процессе его расширения обосновывается:

  • наиболее приемлемая с точки зрения  его  учредителей   организационно-правовая  форма деятельности;
  • с учетом выявленной рыночной ниши определяется  ассортиментный профиль (форма специализации) магазина  (или  отдельных  магазинов,  если торговое предприятие состоит из ряда структурных  единиц); 
  • формируется  тип магазина по основным определяющим  его  характеристикам. 

Хотя  эта  функция торгового менеджмента носит, как  правило,  разовый  характер,  принятые  по этим  вопросам   управленческие   решения   относятся   к   числу   наиболее ответственных, так как они существенным  образом влияют  на  последующую организацию всего торгового процесса, экономические показатели и  финансовые результаты деятельности торгового предприятия.  Последующие  изменения  этих управленческих решений влекут за собой  существенные  финансовые  затраты  и требуют значительного объема времени на их реализацию.

2. Управление  технологическими  процессами.  Реализация  этой  функции связана,  прежде  всего,  с:

  • выбором   определяющей   технологической   схемы товародвижения и соответствующей  ей  технологической  планировки  магазина;
  • формированием необходимого парка технологического оборудования;  разработкой организационных  основ  товароснабжения,  приемки,  хранения  и   подготовки товаров к продаже;
  • определением  систем  размещения  и  выкладки  товаров  в торговом зале.

Формирование  торгово-технологических  процессов  и  операций существенным  образом  сказывается  как  на  уровне  торгового  обслуживания покупателей,  так  и  на  финансово-экономических  результатах  деятельности торгового предприятия. Реализация этой  функции  непосредственно  связана  с инновационным процессом на предприятии.

3.  Управление  процессом  обслуживания  покупателей.  Реализация  этой функции  прямо  связана  с  миссией   торгового   предприятия   и   является определяющим условием  формирования  его  высокой  конкурентной  позиции  на потребительском  рынке.  Управление   процессом   обслуживания   покупателей предполагает  прежде  всего обеспечение   возможностей   наиболее   полного удовлетворения  их  спроса  в  рамках   избранного   предприятием   сегмента потребительского  рынка,  что   определяет   необходимость   обоснования   и проведения соответствующей ассортиментной  политики  торгового  предприятия.

Кроме того, управление  этим  процессом  предполагает  создание  покупателям удобных  условий  для  совершения  покупок,  что  связано  с   установлением оптимального  для  них  режима   работы   торгового   предприятия, выбором эффективных методов  продажи  товаров,  предоставлением  широкого  комплекса дополнительных услуг, организацией рекламы и внутримагазинной информации,  а также другими организационно-технологическими мероприятиями.

Информация о работе Эффективный механизм менеджмента торгового предприятия