Экономические методы управления фирмой

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

В связи с переходом отечественной экономики к рынку изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования.

Содержание

Введение 3

1. Сущность и природа экономических методов управления 5 1.1. Сущность экономических методов управления 5

1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет 6 1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием 9 1.4. Обеспечение конкурентоспособности 14 1.5. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями 17 менеджмента

2. Анализ реализации экономических методов управления в условиях 19 конкретной фирмы

3. Пути совершенствования реализации экономических методов 28

управления

Заключение 32

Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая работа.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Сущность и  природа экономических методов  управления                             5         1.1. Сущность экономических методов управления                                            5  

1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет                                                  6     1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием                    9     1.4. Обеспечение конкурентоспособности                                               14     1.5. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями    17    менеджмента

2. Анализ реализации  экономических методов управления  в условиях          19 конкретной фирмы

3. Пути совершенствования  реализации экономических методов 28

 управления             

Заключение 32

Список использованных источников 34 
 
 
 
 
 
 

ведение

 

    В связи с переходом отечественной  экономики к рынку изучение и  внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования.

    Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и инструменты разработки и эффективной реализации и состоит из:

    1. Целей предприятия и его структурных образований (производственных отделений, филиалов, дочерних компаний)

    2.     Конкретных задач подразделений, направленных на достижение их целей и целей предприятия в целом.

    3.     Политики предприятия по важнейшим  направлениям деятельности, включая:

  • обеспечение эффективности (рентабельности) производства;
  • развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и размещение производства;
  • финансирование хозяйственной деятельности и использование финансовых (в том числе кредитных) ресурсов;
  • развитие и внедрение передовых технологий и инноваций в производство;
  • кадровую политику (политику использования и развития персонала, а также форм и методов его мотивации к производительному труду);
  • политику ценообразования.

    4. Оптимального (рационального) сочетания централизованных и децентрализованных методов управления промышленным предприятием, его производственными отделениями и другими структурными образованиями.

    В данной курсовой работе будет рассмотрены экономические методы управление предприятием.

    Цель  данной работы – на основании литературных источников и данных предприятия  изучить экономические методы управления предприятием.

    Данная  тема актуальна для изучения, так  как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться  только социально – психологическими и административными методами управления предприятием.

    Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды.

    Задачи  курсовой работы:

    • изучить сущность экономических методов управления
    • изучить коммерческий расчет как важнейший экономический метод механизма хозяйствования
    • изучить внутрифирменный расчет
    • изучить ценовую политику и эффективное управление предприятием
    • изучить обеспечение конкурентоспособности предприятия
    • проанализировать внедрение экономических методов управления предприятием
    • дать предложения по внедрению экономических методов управления на отечественных предприятиях
    •  
  1. СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
 
    1. Сущность  экономических методов управления
 

    Ключевым  элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности.

    Основными экономическими методами в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются

    1)   коммерческий расчет;

    2)   внутрифирменный расчет;

    3)  ценовая политика и механизмы  ценообразования;

    4)  механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

    Экономические методы управления в менеджменте - это  совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.

    Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников. В отечественной практике экономический механизм управления предприятием принято называть хозяйственным механизмом.

    Экономические методы управления и экономический  механизм менеджмента в целом  определяются социально-экономической  природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении таких изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке.

    В системе методов управления выделяют:

    • Административный метод;
    • Экономический метод;
    • Социально-психологический метод.

    Под экономическими методами хозяйствования понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития фирмы. Экономические рычаги хозяйственного механизма соответствуют социально-экономической природе фирмы и являются одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе. 
 

1.2. Коммерческий  и внутрифирменный расчет 

    Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы, в частности, в области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др. Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности фирмы.

    Коммерческий  расчет объединяет в себе функции  управления и экономические рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом.

    Конечной  целью коммерческого расчета  является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими элементами экономическими механизмами, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются:

    1) глобальная политика и инструменты  ее реализации в области ценообразования и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издержек на всех его этапах), обеспечивающие конкурентную позицию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли,

    2) организация условий устойчивого  финансирования (с учетом кредитования) производственной деятельности и развития предприятия.                            

    Существуют  различные способы и формы  использования моделей (экономических рычагов и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.

    Конкретные  механизмы (модели) коммерческого расчета  для обеспечения эффективного управления функционированием и развитием промышленного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает необходимость их рассмотрения при централизованном управлении.

    Необходимость разработки специфических методов и инструментов взаимодействия и расчета между подразделениями предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма оптимизации издержек и повышения производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, реализуемых его подразделениями, в условиях предоставления им оперативной самостоятельности. Характер отношений между подразделениями предприятия в рамках внутрифирменного расчета во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового положения.

    Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделениями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и ценам. Такие подразделения наделены основными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показателям рентабельности, прибыли и доле рынка. Все расчеты ведутся через центральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные счета (субсчета). Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании, то есть (их прибыли учитываются и облагаются налогом как составная часть прибыли предприятия).

    В результате в рамках коммерческого  расчета возникла и развилась  такая форма взаимоотношений  внутри фирмы, которую можно назвать  внутрифирменным расчетом.

    Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предприятиях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли).

    Правовые  отношения внутри предприятия определяют ответственность за количество и качество поставляемой продукции, и сроки поставок. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных трансфертных цен, которые отражают перемещение (переход) продукта в границах собственности одного предприятия  (корпорации). В этом случае продукт выступает товаром по форме, не будучи товарам по существу.

Информация о работе Экономические методы управления фирмой