Экономические методы управления фирмой

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

В связи с переходом отечественной экономики к рынку изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практического опыта применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран, является необходимым условием адаптации отечественных предприятий к новым условиях хозяйствования.

Содержание

Введение 3

1. Сущность и природа экономических методов управления 5 1.1. Сущность экономических методов управления 5

1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет 6 1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием 9 1.4. Обеспечение конкурентоспособности 14 1.5. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями 17 менеджмента

2. Анализ реализации экономических методов управления в условиях 19 конкретной фирмы

3. Пути совершенствования реализации экономических методов 28

управления

Заключение 32

Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая работа.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

    Это значит, что основу спроса на мониторы составляет спрос на мониторы большого формата. Для этого фирма намерена и дальше следовать стратегии проникновения на рынок, дабы окончательно упрочить своё положение лидера. Всё необходимое для этого есть: предприятие в состоянии назначать более низкие цены, сервис ПО "Квант" так же не уступает конкурентам, а качество мониторов для остальных пока что недостижимо.

      Эти задачи будут решать следующие службы: служба маркетингового исследования - в её задачу входит поиск новых рынков, прогноз развития рынков, рекомендации при определении нового вида товара; служба маркетинга  - организация сбыта продукции; служба международного маркетинга - организация сбыта продукции в различных странах, поддержание с ними деловых контактов, прослеживание развития мирового рынка; служба стимулирования сбыта - организация различных мероприятий, направленных на привлечение общественного внимания к продукции фирмы, организация рекламы и многие другие действия, направленные на увеличение числа продаж; служба организации общественного мнения - создание благоприятной для деятельности фирмы деловой обстановки.

 

3.ПУТИ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 

    Основным  направлением по внедрению экономических  методов управления на отечественных  предприятиях является применение методов  экономического обоснования выбора управленческих решений. Рассмотрим данное направление более подробно.

    Конечная  цель системы менеджмента — увеличение прибыли за счет повышения конкурентоспособности  товара, расширения рынка его сбыта  и обеспечения устойчивости работы фирмы. Улучшения финансового состояния фирмы можно достичь за счет повышения качества товара (чем выше качество, тем выше цена), реализации политики ресурсосбережения, увеличения программы выпуска конкурентоспособного товара, организационно-технического и социального развития фирмы. Любые мероприятия по улучшению этих сторон деятельности отражаются на росте прибыли фирмы — изготовителя товара. У потребителя товара главными критериями являются качество товара, его цена и затраты на использование. Эти особенности проявления эффективности развития системы менеджмента в сферах производства и потребления товара требуют применения разных методик расчета экономического эффекта при унифицированных принципах подхода к расчетам.

    К принципам экономического обоснования относятся:

  • учет фактора времени;
  • учет затрат и результатов относительно жизненного цикла товара;
  • применение системного подхода;
  • применение комплексного подхода;
  • обеспечение многовариантности технических и организационных решений;
  • обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации;
  • учет факторов неопределенности и риска.

    Рассмотрим  подробнее некоторые из этих принципов.

    Сущность  фактора времени заключается в том, что инвестор, вложив свои средства в какое-нибудь мероприятие, через несколько лет получит большую сумму. Вычтя из этой суммы первоначальные вложения, получим прибыль от вложений.

    Пример  1. Допустим, потребитель покупает орудие труда — нефтеаппаратуру для разделения нефти. На «входе» системы (объекта или нефтеаппаратуры) будет нефть, а на «выходе» - продукция переработки: бензин, мазут и пр. Для потребителя важна отдача объекта (нефтеаппаратуры), выражающаяся в доходе, полученном от реализации продукции, произведенной объектом (цена продукции минус ее себестоимость). Чем выше качество объекта, тем выше его производительность, качество выпускаемой им продукции (и соответственно цена продукции), надежность и безопасность работы, меньше затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты, потерь по разным причинам. Затраты на приобретение и монтаж объекта будут вычитаться от дохода.

    Пример 2. Изготовитель нефтеаппаратуры совершенствует организацию производства (процессов). В качестве объекта будет процесс, на «входе» — ресурсы для изготовления нефтеаппаратуры, на «выходе» — нефтеаппаратура как результат преобразования «входа» в результат процесса. В этом случае экономический эффект мероприятия по совершенствованию процесса как элемента системы менеджмента проявится в снижении себестоимости изготовления нефтеаппаратуры (за вычетом затрат на мероприятие).

    Пример 3. Для фирмы-изготовителя совершенствуется «вход» системы, например, качество материалов, комплектующих изделий или других составляющих. Это улучшение повлияет на повышение качества «выхода» — качества нефтеаппаратуры и соответственно ее цены, а также качества процесса (как объекта) за счет сокращения брака у изготовителя, сокращения простоев и других факторов. Дополнительно повышение качества «выхода», как и в примере 1, увеличит доход потребителя нефтеаппаратуры.

    Как видим, методика расчета экономического эффекта зависит и от нюансов системного подхода, игнорировать которые недопустимо.

    Применение  комплексного подхода к расчету экономического эффекта выражается в том, что наряду с расчетом прямого экономического эффекта от реализации технических новинок необходимо учитывать побочные, сложные по методу расчета социальный и экологический эффекты от повышения (улучшения) показателей экологичности и эргономичности нового объекта. К этим показателям относятся сокращение вредного воздействия на воздушный бассейн, почву, воду, природную среду, повышение уровня автоматизации управления, снижение показателей радиоактивности, уровня шума, вибрации и др. Эти показатели должны обеспечивать сохранение жизни (здоровья) человека и охрану окружающей природной среды.

    Обеспечение многовариантности технических и организационных решений является одним из важнейших принципов менеджмента. Без анализа международного опыта, непосредственных конкурентов нечего браться за дело, тратить впустую капитал. Инвесторы (частные или государственные) в условиях рыночных отношений, жесткой конкуренции должны не семь, а сто раз отмерить (при помощи компьютера), прежде чем отрезать. Трудно, но рынок не терпит шапкозакидательского менеджмента. Можно еще раз вспомнить соотношения 1:10:100:1000, где один доллар — экономия на принятии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10,100,1000 — потери на последующих стадиях жизненного цикла решения. К реализации принимается вариант с наибольшим экономическим эффектом.

    Сопоставимость  вариантов расчета по исходной информации обеспечивается путем приведения их к одному объему (как правило, по новому варианту), к одним срокам, уровню качества, условиям применения. На практике не всегда одновременно проявляются все перечисленные факторы. Некоторые из них приводятся в сопоставимый вид путем применения для всех вариантов одной и той же математической модели расчета. Подробнее эти приемы рассмотрены при изложении конкретных методов расчета.

    Примеры экономического обоснования управленческих решений по повышению качества компонентов системы менеджмента приведены в работе. Таким образом, для обеспечения требуемых качества и эффективности процесса разработки, принятия и реализации управленческого решения рекомендуется учитывать некоторые особенности.

  1. Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, снижения актуальности или решения проблемы, т.е. приближение в будущем реальных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
  2. Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: что делать (объект)? как делать (технология)? для кого (потребители)? по какой цене? с какими параметрами?  с какими затратами? в каком количестве? в какие сроки? где? кому (исполнители)?
  3. Основные требования к качеству информации для принятия управленческого решения: своевременность, достоверность, надежность, комплексность, адресность, правовая корректность, многократность использования, высокая скорость сбора и обработки, возможность кодирования, актуальность.
  4. К основным параметрам качества управленческих решений следует относить: показатель энтропии, степень риска вложения инвестиций, вероятность реализации решения, степень адекватности теоретической модели фактическим данным.
  5. К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческих решений относятся: применение к разработке решения научных подходов, изучение влияния экономических законов на эффективность решения, обеспечение качественной информацией, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования, построение дерева целей, обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов, многовариантность решения, правовая обоснованность, автоматизация, мотивация качественного решения, наличие механизма реализации решения.
  6. Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по факторам времени, качества объектов, масштабу производства, уровню освоенности, методу получения информации, условиям применения объекта, факторам инфляции, риска и неопределенности.
  7. К специфическим принципам анализа относятся: принцип единства анализа и синтеза, принцип ранжирования факторов, принцип обеспечения сопоставимости вариантов, принцип оперативности, принцип количественной определенности решения.
  8. К принципам прогнозирования относятся: системность, комплексность, непрерывность, вариантность, адекватность, оптимальность.
  9. К принципам экономического обоснования управленческих решений относятся: учет фактора времени, учет затрат и результатов за жизненный цикл объекта, применение к расчету системного и комплексного подходов, многовариантность, сопоставимость вариантов, учет фактора неопределенности и риска.
  10. Экономическое обоснование управленческих решений должно осуществляться по одному из трех методов: повышение качества «входа» системы, повышение качества процесса в системе, одновременное повышение качества «входа» и процесса в системе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Исходя  из проведенных мною исследований данной темы, я пришла к следующим теоретическим выводам:

    Обобщение опыта отечественных и зарубежных предприятий позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этим формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для ее построения используются методы, разработанные наукой и апробированные практикой.

    Различают три метода управления персоналом: административный метод (организационно-распорядительный); экономический метод; социально-психологический  метод.

    Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника».

    Руководители  предприятия при работе с персоналом «смешивают» все три метода, для  того чтобы добиться оптимальной отдачи от своих подчиненных и, тем самым, добиться успехов в своей деятельности.

    Экономический механизм менеджмента включает основные функции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ориентированные на повышение производительности и эффективности производства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников. В отечественной практике экономический механизм управления предприятием принято называть хозяйственным механизмом.

    Основными экономическими методами (моделями) в  менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются коммерческий расчет;    внутрифирменный расчет; ценовая политика и механизмы ценообразования; механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

    Анализ  внедрения экономических методов  был рассмотрен  применительно к предприятию ПО "Квант".  Тут также необходимо отметить, что исследуемое предприятие занимается сборкой и реализацией мониторов «Panasonic», находится в Новгороде.

    Самым конкурентоспособным является монитор  фирмы LG. Он и есть главный конкурент фирмы Panasonic.

    Стратегия ценообразования – это выбор  предприятием возможной динамики изменения цены на товар, наилучшим образом соответствующей целям предприятия.

    Наиболее  приемлемой ценовой стратегией будет  стратегия преимущественной цены. Суть ее в том, что преимущество достигается  по отношению к конкурентам по издержкам (цена устанавливается ниже цен конкурентов), или по качеству (цена выше цен конкурентов, чтобы товар оценивался как престижный).

    Основным  направлением по внедрению экономических  методов управления на отечественных  предприятиях является применение методов экономического обоснования выбора управленческих решений.

 

                             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Ансофф  И. Стратегическое управление - М. 1989. -45 с.
  2. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством - М. Ось-89 1995. – 89 с.
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М. ЮНИТИ 1995. – 569  с.
  4. Гончаров В.И. «Менеджмент предприятия»: Часть 2.: «Издательство МИУ» Минск 2005. – 624 с.
  5. Ефимова О.А. Финансовый анализ - М. Финансы 2000. – 69 с.
  6. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия - М. ЮНИТИ 1995. – 178 с.
  7. Стоянова Е.А. Финансовый менеджмент в условиях инфляции - М. Перспектива 1994. – 279 с.
  8. Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. Кошкина В.И - М. ЮНИТИ 1996. – 84 с.
  9. Финансы в управлении предприятием. Под ред. Ковалевой А.М. - М. Финансы и статистика 1995. – 259 с.
  10. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Науч.редактор А.А. Радугин. –М.: Центр, 2000. – 84 с.
  11. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов. –М.: Русская деловая литература, 2000. – 321 с.
  12. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоура Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ. –М.: Дело, 2000. – 122 с.
  13. Кабушкин Н.И., Основы менеджмента: Учебное пособие, Минск 2005. – 243c.
  14. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент — М.: Фирма Гардика, 2002. – 44 с.
  15. Рифард Л.Дафт, Менеджмент, Питер 2004 . – 23 с.

Информация о работе Экономические методы управления фирмой