Экономические методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

В конце 2006 г. в Российской Федерации вступил в силу Закон "О развитии сельского хозяйства". В рамках нового закона определены основные направления государственной аграрной политики:
поддержание стабильности в обеспечении населения российскими продовольственными товарами;
формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;
государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей;

Работа содержит 1 файл

к.р. менеджмент.docx

— 32.20 Кб (Скачать)

     экономические методы управеления 

     В конце 2006 г. в Российской Федерации  вступил в силу Закон "О развитии сельского хозяйства". В рамках нового закона определены основные направления государственной аграрной политики:

  • поддержание стабильности в обеспечении населения российскими продовольственными товарами;
  • формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;
  • государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей;
  • защита интересов российских сельхозтоваропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
  • развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;
  • устойчивое развитие сельских территорий;
  • совершенствование системы обучения подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.

     Определение меры по реализации государственной  аграрной политики в сфере развития сельского хозяйства и вступление России в ВТО.

     Ежегодная потребность сельского хозяйства  во внутренней поддержке оценивается  в 16-20 млрд. долларов. Позиция Российской Федерации в этом вопросе:

  • равноправные конкурентные отношения со всеми основными торговыми партнерами;
  • обязательства Российской Федерации не должны наносить ущерб внутренней продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны.

     Создана модель частичного равновесия на аграрно-продовольственном  рынке Российской Федерации. Она  включает 11 групп сельскохозяйственных товаров и 6 видов ресурсов (труд, кормовое зерно, кормовой картофель, удобрения и др. ресурсы) и основывается на неоклассических предпосылках максимизации прибыли и полезности с учетом бюджетных ограничений. Результаты моделирования рассматривали как минимальный уровень возможных выгод и потерь экономических агентов от присоединения РФ к ВТО. Сделаны выводы: 1) в условиях ограниченных возможностей бюджета для обеспечения внутренней поддержки сельского хозяйства, сохранения тарифных барьеров представляются наиболее реалистичной мерой для стабилизации внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде; 2) меры внутренней поддержки и таможенная тарифная политика оказывают умеренное воздействие на функционирование аграрного сектора; 3) сокращение внутренней поддержки наносит ущерб и производителям, и потребителям; 4) восстановление экономики страны сформирует основу для рассмотрения внутренней поддержки.

     Направления обеспечения продовольственной безопасности России при ее вступлении ВТО.

     Основой повышения продовольственной безопасности является стабилизация аграрного производства и дальнейшее его развитие, изменение его структуры в соответствии с рыночным спросом, повышение качества продукции АПК. Для этого необходимо:

  • сбалансированное ресурсное обеспечение функционирования АПК в режиме расширенного воспроизводства, в сочетании с взаимовыгодной кооперацией производства с целью повышения уровня потребления основных продуктов питания;
  • рационализация объема и структуры внешней торговли продовольствием и сельскохозяйственным сырьем;
  • развитие межрегиональных продовольственных и сырьевых связей, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих региональный сепаратизм и способствующих функционированию единого российского рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья;
  • формирование новой институциональной структуры АПК, развитие цивилизованных земельных отношений, земельного рынка в интересах непосредственных сельсхозтоваропроизводителей;
  • НТП и инвестирование экономики. Установить приоритет государственной научно-технической политики в АПК; увеличить долю сопоставимых затрат на НИОКР в ВВП сельского хозяйства от 0,4 до 4%; повысить долю государственной внебюджетной поддержки в структуре расходов российских сельхозпредприятий на инновационные цели с 5 до 30%; качественно изменить роль научно-технического совета при МСХ РФ; активизировать политику государства по созданию технопарковых структур и университетских комплексов в сфере сельхозпроизводства; реализовать программу внедрения новейших технологий создания экологически чистой продукции; повысить роль правительства РФ и МСХ РФ в формировании информационно- консультационных служб АПК для обеспечения научно-технической информацией сельхозтоваропроизводителей; способствовать массовому созданию венчурных фирм в сельском хозяйстве, обеспечивающих разработку и передачу новых технологий путем предоставления им стартового капитала, использования налоговых льгот и оказания правовой и информационной поддержки; разработать государственную программу подготовки менеджеров для внедрения достижений науки и реализации инновационных проектов в сельхозпроизводство;
  • создание необходимых правовых и организационно - экономических условий, исключающих криминализацию системы АПК;
  • обеспечение государственного регулирования экономических процессов в АПК. Приоритетным направлением развития АПК является широкое использование прогрессивных технических средств и новых технологий в растениеводстве, животноводстве, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности. Вместе с тем целесообразно использование внутренних резервов повышения эффективности вложения и затрат в отрасли АПК, рациональное сочетание крупного, среднего и мелкого производства, повышение мотивации труда путем поощрения развития наиболее целесообразных форм хозяйствования и интеграции защиты интересов производителей и потребителей продовольствия.

     Современная торговая политика Российской Федерации  включает в себя:

  • развитие экспортных возможностей страны и улучшение структуры экспорта;
  • обеспечение лучших условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки;
  • обеспечение достаточной степени защищенности отечественных товаропроизводителей.

     В этой связи целесообразно остановиться на некоторых аспектах выхода АПК из системного кризиса.

     Рассматривая  положение в АПК и перспективы  его развития, необходимо отметить, что большинство сельхозпредприятий некредитоспособны. Для выхода из кризиса признается целесообразным:

  • приостановить в отношении СХП действие Федеральных Законов "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об исполнительном производстве" и статьи 47 Налогового кодекса РФ;
    • принять срочные меры к устранению диспаритета цен на сельскохозяйственную и используемую в сельскохозяйственном производстве промышленную продукцию и услуги, прежде всею на энергоносители;
    • ввести мораторий на дальнейшее повышение цен на электроэнергию, технику и др. ресурсы, потребляемые в сельхозпроизводстве;
    • формировать за счет вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты фонд для компенсации дополнительных расходов сельхозтоваропроизводителей от повышения цен на энергоносители;
    • ограничить ввоз из-за рубежа сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
    • своевременно осуществлять государственные интервенции на рынке зерна;
    • возместить затраты на оплату процессов по субсидированным и инвестиционным кредитам ремонтным, снабженческим предприятиям и организациям, поставляющим материально-технические ресурсы в АПК;
    • ввести авансирование затрат сельхозтоваропроизводителей на производство продукции при заключении договоров на поставку продукции военным;
    • законодательно установить нормативное соотношение между стоимостью сельхозсырья и вырабатываемой из него готовой продукции;
    • улучшить условия приобретения техники по лизингу, повсеместно ввести систему страхования урожая;
    • установить систему закупок и продажи зерна, молока, мяса и яиц администрации регионов и МСХ РФ.

       Недоучет  перечисленных аспектов может разрушить  аграрный сектор страны, что неизбежно  скажется на остальных отраслях экономики. Работа по дальнейшему развитию АПК направлена на более полную реализацию первоочередной социальной задачи - значительно улучшить обеспечение российских людей продовольствием.

     Сама  перестройка аграрного сектора  сложный процесс, охватывающий как производительные силы, так и производственные отношения. Она предлагает переход к использованию интенсивных факторов экономического роста, освоению энергоресурсосберегающих технологий, новым формам организации производства с учетом специфики каждой отрасли и зоны, выбор наиболее экономичных вариантов при решении любого вопроса развития земледелия и животноводства. Конкретные резервы увеличения продукции на интенсивной основе разнообразны. Одни лежат на поверхности, выявление других требует углубленного анализа. Но эти резервы не реализуются сами собой. Их использование зависит от хозяйственного механизма.

     Хозяйственный механизм охватывает широкий круг отношений, форм и методов планомерного регулирования сельского хозяйства и других отраслей АПК. Сюда входят управление и планирование, система хозрасчета и экономического стимулирования, правовые аспекты решения различных вопросов развития сельского хозяйства, всего АПК, использование социально-психологических факторов и т.д. Хозяйственный механизм по существу представляет собой механизм использования экономических законов и практической деятельности по руководству экономикой. Через него обеспечивается непосредственная связь экономической теории, науки с практикой хозяйствования.

     Внутрихозяйственное планирование, управление, хозрасчет, стимулирование, социальное регулирование - все эти и другие элементы хозяйственного механизма есть конкретные формы производственных отношений в практике хозяйствования. А это означает, что улучшение хозяйственного механизма по существу представляет собой совершенствование производственных отношений, приведение их в соответствие с производительными силами. И в этом - теоретическая основа широкого комплекса мер по улучшению управления, планирования и хозрасчета в сельском хозяйстве и во всем АПК.

     Совершенствование хозяйственного механизма АПК один из важнейших факторов реализации продовольственной безопасности страны.

     Вопросы улучшения хозяйственного механизма  в АПК решаются на разных уровнях, начиная от СХП и заканчивая центральными ведомствами.

     Однако  работа во всех звеньях направлена в конечном счете на то, чтобы обеспечить необходимые условия для воспроизводства непосредственно в сельхозпредприятиях, предприятиях и в организациях смежных отраслей АПК. Хотя многие важнейшие вопросы хозяйственного механизма не зависят от предприятий, решаются центральными и другими вышестоящими ведомствами, но именно на уровне предприятий и организаций, в механизме их функционирования наиболее реально проявляются обоснованность хозяйственного механизма, его отрегулированность или, напротив, отставание от запросов практики.

     В структуре хозяйственного механизма  важнейшее место занимает экономический механизм, играющий определяющую роль в переходе к экономическим методам управления. Хозяйственный и экономический механизмы тесно взаимосвязаны, но они не тождественны.

     Хозяйственный механизм шире экономического механизма. Он включает все перечисленные выше звенья - управление, планирование, хозрасчет, социальное и правовое регулирование и др.

     Экономический механизм является частью, структурным звеном хозяйственного механизма, охватывает экономические рычаги, с помощью которых государство воздействует на сельхозпредприятия, трудовые коллективы и работников.

     Сельхозпредприятия  призваны давать нужную стране продукцию  хорошего качества и  с меньшими затратами.

     В этом состоит интерес общества. Это и глубинный интерес каждого СХП, отражающий их место в системе общественного  разделения труда, во всей нашей экономике.

     Важным  является то, что строить систему хозяйствования надо так, чтобы СХП выполняли свои функции не по обязанности, а чтобы они были заинтересованы давать нужную обществу продукцию.

     Интерес общества должен не навязываться хозяйству, а сочетаться с интересом хозяйства.

     Такое единство интересов  CXII с интересами всею общества обеспечивается на практике через систему взаимовыгодных экономических рычагов. Эти рычаги помогают на практике осуществлять известный принцип: "Выгодное обществу - должно быть выгодно предприятию и каждому работнику".

     Экономический механизм развития СХП охватывает широкий комплекс экономических рычагов:

  • система хозрасчета;
  • цены на сельскохозяйственную продукцию;
  • цены на средства производства для села;
  • тарифы на услуги, оказываемые с.-х. обслуживающими организациями;
  • система кредитования;
  • система финансирования;
  • система оплаты труда и материального стимулирования;
  • система распределения прибыли;
  • система лизинга;
  • система страхования урожая;
  • систему закупок и продаж;
  • система укрепления материально-технической базы СХП и другие экономические рычаги.

Информация о работе Экономические методы управления