Этика и эстетика на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выработка рекомендаций по развитию этики и эстетики в ГУ «Санаторий «Ергенинский».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и рассмотреть значение и элементы этики на производстве;
раскрыть понятие эстетики на производстве;
дать общую характеристику ГУ «Санаторий «Ергенинский»;
проанализировать этику и эстетику в ГУ «Санаторий «Ергенинский»;
разработать рекомендации по развитию этики и эстетики в ГУ «Санаторий «Ергенинский».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы этики в эстетики на производстве 6
1.1. Понятие, значение и элементы этики на производстве 6
1.2. Понятие эстетики на производстве 15
Глава 2. Анализ этики и эстетики в ГУ «Санаторий «Ергенинский» и направления их развития 22
2.1. Общая характеристика ГУ «Санаторий «Ергенинский» 22
2.2. Этика и эстетика в ГУ «Санаторий «Ергенинский» 24
2.3. Рекомендации по развитию этики и эстетики в ГУ «Санаторий «Ергенинский» 27
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Работа содержит 1 файл

1006 этика+эст.rtf

— 515.94 Кб (Скачать)

     Основное назначение эстетики на производстве - способствовать повышению производительности труда путем улучшения условий труда.

     Эстетика на производстве тесно связана с культурой производства, она является составной частью научной организации труда. Научная организация труда заключается не только в оптимальной организации трудовых процессов, но и в создании благоприятных для человека условий труда. Одно из условий решения этой задачи - повышение эстетического уровня производства.

     Проблема культуры труда на производстве связана с рядом естественнонаучных дисциплин: светотехникой, цветоведением, акустикой, гигиеной, физиологией, инженерной психологией и др. Она зависит от таких факторов, как планировка цехов, уровень технологического оборудования, механизация и автоматизация процессов труда, оснащение рабочих мест, чистота и порядок в цехах и т. д. Все эти факторы влияют на эстетическое воспитание человека.

       Соотношение условий труда и культуры производства влияют не только на результативность человеческой деятельности, но и на отношение человека к свой работе. Изменяя условия труда, человек, сам того не замечая, изменяет и совершенствует самого себя, сове отношение к людям вообще,  и к коллегам по работе в частности. Такие качества дизайна, как общая дружелюбность, мягкость в колорите, психологическая привлекательность стиля, обычно способствуют тому, что сотрудники начинают чувствовать себя  не просто комфортно, но, при условии хорошего морального климата в рабочем коллективе, начинают еще как бы «жить на работе» - то есть где-то в глубине души начинает считать свою работу «вторым домом». Ведь если и моральный климат и интерьер на работе ужасные, то человек вряд ли будет спешить по утрам на свою работу - он, конечно, будет обязан это делать, но желания у него не будет. А то, что мы делаем с желанием, мы обычно делаем во сто крат лучше.

     Производственная эстетика включает планировочную, строительно-оформительскую и технологическую эстетику, включающую подбор и размещение оборудования, проходов, коммуникационных линий и т. п.. Для восприятия производственной среды важны также факторы, не воспринимаемые зрительно: характер трудовых процессов, формы организации труда, приспособленность машин и оборудования к психофизиологическим особенностям человека (рабочая поза, рабочие движения, формы органов управления машиной) и т. п.

     В понятие производственной эстетики входят рациональная конструкция и цветовая окраска орудий труда, размещение инструмента на рабочем месте, требования общей культуры: приведение в порядок производственных рабочих зон, озеленение участков территории для отдыха рабочих, а также цветовое оформление санитарно-бытовых помещений и внутреннее их оборудование, обеспечение рабочих удобной и красивой спецодеждой и т. д.

      Правильное решение комплекса вопросов эстетики  на производстве благоприятно воздействует на организм человека, исключает причины травматизма и профессиональных заболеваний, повышает производительность труда и культуру производства. Производственная эстетика разрабатывает способы эмоционального, эстетического воздействия на человека в производственной обстановке.

     В процессе труда у человека возникают совершенно определенный, обусловленный производственной обстановкой, материальными и социальными условиями труда комплекс эмоций (чувства, переживания, ощущения). Эстетика призвана внести художественное начало в трудовые процессы. Все, что окружает человека в процессе труда, должно доставлять ему радость своим совершенством и красотой; таким образом производственная обстановка становится эмоциональным стимулом для повышения работоспособности и производительности труда.

     Производственные условия и среда в целом воздействуют на все чувства человека, на все его психические процессы. Эстетические явления в процессе труда, как и в других процессах жизнедеятельности, воспринимаются комплексно. Эстетическая реакция в трудовом процессе стимулирует деятельность нервной системы. Положительные эстетические стимулы мобилизуют энергию нервной системы (повышают способность ориентироваться, улучшают субъективное состояние рабочего, ускоряют процесс отдыха при утомлении). Эстетизация повышает внимание рабочего к способу выполнения и содержанию работы производственного процесса в целом.

     Основными направлениями производственной эстетики являются использование цвета и освещенности помещений как факторы, формирующие эстетическое отношение к труду. Цвет -- свойство тела вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого им излучения. Цвет данного излучения -- воздействие этого излучения на сетчатку глаза, зависящее от спектрального состава излучения и свойств сетчатки глаза. Медиками доказано, что процесс воздействия цветов на организм человека протекает комплексно, охватывая его зрительные и чувственные механизмы.

     Цветовую гамму производственного интерьера определяют с учетом особенностей климата, технологического назначения помещений, условий зрительной работы, характера освещения помещения, требований охраны труда. Учитывают также возможность загрязнения помещений отходами производства. В качестве нормативных показателей цветового решения производственного интерьера приняты: цветовая гамма, цветовой контраст, количество цвета, коэффициенты отражения поверхностей и распределение яркостей в поле зрения работающих.

     При окраске потолков и стен помещений нужно избегать темных цветов, так как они вызывают нежелательные контрасты с ярко освещенным рабочим местом и светло окрашенными машинами, поглощают много света, производят гнетущее впечатление и быстро вызывают общее и зрительное утомление.

     В производственных зданиях в южных и центральных районах (при светопроемах на южную сторону), в производственных помещениях с большими тепловыделениями потолки, стены, оборудование рекомендуется окрашивать в цвета холодных тонов; в производственных зданиях в остальных районах, а также в помещениях без естественного освещения и неотапливаемых -- в цвета теплых тонов.

    Цветовое оформление стен, потолка, пола, и мебели может вызвать у человека ощущение либо оптимизма, либо, наоборот, состояние угнетенности, подавленности. Цвет способен создать у человека впечатление прохлады и тепла, а может и больше - реально повысить или понизить кровяное давление. На востоке существуют даже методики лечения цветом от различных заболеваний, а европейским дизайнерам хорошо известно, что определенные цвета способны повышать у работников производительность труда. Там, где люди заняты однообразной, рутинной работой, для окраски стен следует применять яркие, бодрящие цвета. [7, C.63]

    В теплые тона следует окрашивать те помещения, где уровень шума выше нормы, так как теплые тона обладают способностью компенсировать воздействия шума на человека. Зеленый цвет уникален - он «биологически оптимален», то есть наименее утомляет, способствует сохранению работоспособности. Но тут, однако, следует добавить, что этот столь уникальный зеленый колер должен подбирать хороший художник, а иначе получится «тот самый зеленый», которым при советской власти были выкрашены все школы и подъезды жилых домов... такой «зеленый» может вызвать и обратный эффект.

    Красный цвет возбуждает, учащает дыхание, повышает пульс. Красный цвет также повышает скорость сенсомоторных (двигательных) реакций - он ускоряет все движения человека. А замедлить их может фиолетовый, ведь недаром же в некоторых странах его называют «цветом печали».

    При цветовой отделке оборудования выделяют движущееся оборудование (кабины кранов, тележки, электрокары и т. п.) -- красным с черным или желтым с черным насыщенными цветами; перемещающиеся части станков (агрегатов) - цветом, отличающимся от основного тона окраски станка (агрегата); кнопки и рукоятки управления и опасные части машин и агрегатов -- цветами техники безопасности.

     При оформлении производственных помещений важно учитывать цветовые контрасты и оптические иллюзии в интерьере. Оптическая иллюзия - явление, при котором видимые качества предметов не соответствуют действительности. Гладкокрашеная комната кажется больше и просторней. В ней ярко различают все пропорции. Вертикальные полосы делают комнату выше. Горизонтальные полосы создают впечатление низкого помещения. Пестрота вызывает ощущение беспорядка, беспокойства и уменьшает комнату. Клетчатый потолок делает помещение ниже и давит, клетчатый пол придает помещению статичность.

     Если помещение все в клетку или в полоску это вызывает агрессию, оказывает постоянное раздражающее действие, воздействует на сенсорное восприятие и ведет к расстройству психики, если потолок темнее чем пол, то помещение становится ниже. Если темные стены и светлый потолок, то помещение кажется выше.

     Контрастные сочетания относятся к элементам, создающим ощущение пространства, так как они кажутся материальными. Контрасты могут создавать: различные цвета; различные яркости; различные насыщенности. [6, C.82]

     Как бы ни были важны контрасты, не безразлично, какие площади занимает цвет в помещении.  Выбор доминирующего цвета  можно сделать в соответствии с желаемым воздействием пространства. Цвет стен в первую очередь определяет, какой будет казаться комната: желтой или холодной, возбуждающей или успокаивающей. Стены теплых, глубоких цветов кажутся приближенными, а холодных, светлых - зрительно удаленными.

     Цветовую гамму пола следует подбирать в соответствии с размером комнаты и окружающих цветовых решений пространства. Слишком светлые полы создают ощущение неуверенности, они вполне подходят для санитарного узла. Очень темные полы в больших помещениях могут серьезно повлиять на освещенность. В больших помещениях при отсутствии ярко выраженных акцентов для зрительного уменьшения поверхности можно использовать окантовку, окрашенную другим цветом или более светлым тоном и наоборот, в маленьких помещениях для их зрительного увеличения нужно немного поднять пол, создав на стене полоску. Но при этом нужно соблюдать осторожность, так как пестрые декоративные элементы больших размеров действуют как преграды, на которые наталкиваются.

     Каждый цвет должен встречаться в помещении несколько раз. Благодаря этому увеличивается яркость дополнительных цветов. Суммарно один цвет должен встречаться значительно меньше других цветов. Цветовая гармония достигается, если в помещении отказываются, по крайней мере, от одной цветовой гаммы. Лучше использовать не более трех цветов.

     Снижение насыщенности цвета должно соответствовать природному восприятию. Восприятие - это не только улучшение видимости, но и ощущение окружающего пространства. Например, согласно нашему естественному восприятию пространства пол должен быть темным, а потолок светлым.

     Итак, в заключение первой главы можно сделать некоторые выводы.

     Под этикой на производстве понимается нравственная культура отношений между деловыми людьми: в рамках корпорации, с клиентами, с партнерами, инвесторами, конкурентами, социальной средой конкуренции

     Значение этики на производстве основано на том, что бизнес делается не только на экономической основе, но и на этической. Профессиональная роль любого сотрудника организации неотъемлемо связана с выполнением им этических норм, правил поведения и взаимоотношений с внешним окружением. Соблюдение этики является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так  предприятия в целом. Основными структурообразующими элементами этики выступают мораль и этикет.

     Эстетика на производстве - это комплекс практических мероприятий по эстетической организации производственной среды, в том числе архитектурно-художественное решение интерьеров, создание оптимальных светоцветовых и микроклиматических условий.

      Эстетика на производстве включает привнесение в организацию труда и производства, в производственную обстановку законов и норм эстетики с целью:

- создания для работников наиболее комфортных условий труда;

- придания производственной обстановке эстетического вида;

- повышения общей культуры производства.  
 

 

Глава 2. Анализ этики и эстетики в ГУ «Санаторий «Ергенинский» и направления их развития

2.1. Общая характеристика ГУ «Санаторий «Ергенинский»

 

     Государственное учреждение «Санаторий «Ергенинский» (далее Учреждение») создано постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 29.05.98 г. № 289.

     Учреждение в соотвествие с Уставом является некоммерческой организацией и в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства РФ и другими нормативными актами. (Приложение 1).

Информация о работе Этика и эстетика на предприятии