Этика и эстетика на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выработка рекомендаций по развитию этики и эстетики в ГУ «Санаторий «Ергенинский».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и рассмотреть значение и элементы этики на производстве;
раскрыть понятие эстетики на производстве;
дать общую характеристику ГУ «Санаторий «Ергенинский»;
проанализировать этику и эстетику в ГУ «Санаторий «Ергенинский»;
разработать рекомендации по развитию этики и эстетики в ГУ «Санаторий «Ергенинский».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы этики в эстетики на производстве 6
1.1. Понятие, значение и элементы этики на производстве 6
1.2. Понятие эстетики на производстве 15
Глава 2. Анализ этики и эстетики в ГУ «Санаторий «Ергенинский» и направления их развития 22
2.1. Общая характеристика ГУ «Санаторий «Ергенинский» 22
2.2. Этика и эстетика в ГУ «Санаторий «Ергенинский» 24
2.3. Рекомендации по развитию этики и эстетики в ГУ «Санаторий «Ергенинский» 27
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Работа содержит 1 файл

1006 этика+эст.rtf

— 515.94 Кб (Скачать)

      Каждый сотрудник в своей деятельности должен, сохраняя собственное достоинство, четко представлять границы своего служебного положения. Успех любой деятельности возможен только тогда, когда человек свою работу признает обязательно хорошей, когда же он заранее ей не доволен, то положительный результат невозможен.

      Служебная профессиональная тайна - неотъемлемая часть этики на производстве. Ни при каких условиях секреты фирмы, проблемы коллектива, личные особенности сослуживцев и руководителей не должны быть предметом обсуждений и пересудов, в том числе с близкими людьми. Нарушение служебной тайны, даже на первый взгляд незначительной, может принести фирме непоправимый ущерб, а разглашение профессиональной тайны, особенно врачом, юристом недопустимо ни в коей мере.

      Работа в коллективе требует решения целого ряда сложных этических вопросов. Среди них сочетание ответственности личной и коллективной; определение границ между принципиальностью, ложным товариществом и интересами дела, доверием, уважением и круговой порукой. Успех дела возможен при условии, когда каждый ответственен за дела коллектива, а коллектив - за деятельность каждого. Здесь очень важно понимать, что нельзя до бесконечности закрывать глаза на некомпетентность, безделье, плохую работу, аморальное поведение сослуживца, что вредит всем. Принципиальным является вопрос об оплате труда; только сам работник и его руководитель должны знать и определять ее размер; заглядывать в чужой карман всегда плохо. Со стороны руководителя материальное поощрение работника должно проводиться на деловой основе: за квалификацию (включая и опыт работы), объем и сложность работы, отношение к своим обязанностям, повышение квалификации.

      Отношение к коллегам должно быть основано на неизменном уважении, готовности прийти на помощь, невмешательство в чужие дела. Неукоснительным должен быть запрет на обсуждение личных проблем коллеги. Скромность всегда украшает человека и обеспечивает добрые взаимоотношения с сослуживцами.

      Соблюдение трудовой и производственной дисциплины является безусловным и обязательным принципом для каждого работника, основанным на высокой внутренней самодисциплине.

      Среди особенностей этики на производстве можно отметить также понятие долга. Долг - это обязанность, которая вытекает из установленных правил взаимоотношений. Долг может быть гражданский - его предусматривает конституция страны (например, воинский долг), долг может быть супружеский - его предусматривает кодекс отношений между мужем и женой, долг может быть служебным. Служебный долг - это обязанность перед фирмой, организацией, трудовым коллективом, в котором работает человек. Выполнение долга не должно зависеть от личных симпатий, собственных интересов, идеологических установок.

      Среди профессий, этика которых имеет особое значение, необходимо выделить врачей, ведь к ним относится заповедь врачей "Не вредить!". Любая профессия и специальность, которая позволяет знать сведения, включая факты, события и обстоятельства частной жизни, в том числе особенности здоровья и самочувствия, налагают дополнительные этические обязательства на человека, владеющего этими профессиями или специальностями и в результате обладающего личными тайнами другого человека, разглашение которых может принести ему вред.

     Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что в настоящее время содержание понятия  «этика» как определенной формы поведения, основой которой является уважение интересов своей организации, ее партнеров, клиентов и общества в целом напрямую связывается с системой управления.

       Проблема этики на производстве - это проблема восприятия и интерпретации обществом и членами организации политик, правил и стандартов, которые формируются, развиваются в процессе формального и неформального общения и в ходе, которого вырабатываются модели поведения, принимаемые и в обществе и в каждой конкретной организации. В дальнейшем эти модели и выступают в качестве регуляторов поведения как в бизнес-среде, так и во внутренней среде самой организации и закрепляются в кодексах корпоративного поведения. Формирование, развитие и продвижение деловой этики целиком зависит от осознания деловой этики как основной ценности самого бизнеса лидерами организации.

     Значение этики на производстве основано на том, что бизнес делается не только на экономической основе, но и на этической. Нарушать в коммерции правила делового этикета также недопустимо, как  и общепринятые правила предпринимательства. Профессиональная роль любого сотрудника организации неотъемлемо связана с выполнением им этических норм, правил поведения и взаимоотношений со своим внешним окружением (коллегами, подчиненными, клиентами, партнерами). Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так  организации в целом.

     Система этики предприятия включает в себя специфические условия, факторы, связи, взаимодействия субъектов хозяйствования, основанные на реализации моральных ценностей и моделей делового этикета. Создание и культивирование морально-этических принципов может быть глубоким только при условии наличия в организации своеобразной инфраструктуры, компонентами которой выступают и культура взаимоотношений групп интересов (клиент-сотрудник, сотрудник-сотрудник, руководитель-сотрудник, сотрудник-покупатель), и этикет руководителей и сотрудников, а также моральные установки внутри среды организации.

     Основными структурообразующими элементами этики на производстве выступают мораль и этикет. Сущность структурообразующих элементов этики составляют нормы и правила.

     Мораль организации определяется в контексте общепризнанных морально-этических норм и правил поведения и рассматривается с позиций взаимоотношений индивидов - субъектов производства. По сути, мораль регулирует внутреннюю сферу мотивации поступка сотрудника организации, в основе которой лежит порядочность и прозрачность ведения дел. В настоящее время деловая мораль, начинает облекаться в понятия брэнда и престижа, отражающих  «социальное лицо» организации. Руководители понимают, что сегодня деловая мораль - это поведение, которое  очень важно строить не в плоскости чисто внешнего престижа и имиджа, построенного на демонстративном богатстве, а так, чтобы превалировала этическая составляющая репутации.

     Представители российских организаций  осознают, что репутация и честь -- это, прежде всего, профессионализм и эффективность ведения дела, современный уровень технологий, высокое качество образовательных услуг, предоставляемых вузом, просчитанность социальных последствий. Эти аспекты являются решающим фактором деятельности руководителей и сотрудников российских организаций.

     Непосредственно с деловой моралью связан деловой этикет. Правила делового этикета можно назвать внешними формами проявления морально-этических установок, характерных для конкретной организации.

     Этикет в общепризнанном понимании - это установленный принятый порядок поведения где-либо, форм обсуждения; нормы взаимоотношения людей в зависимости от их правового, социального, интеллектуального статуса; система правил поведения в общественных местах, при контактах с другими людьми. [11, С.97 ]

     Определение этикета как установленного порядка поведения где-либо дает наиболее общее представление о нем. Деловой этикет богаче по своему содержанию, поскольку относится к данной категории как особенное к общему. Реализация норм и правил делового этикета является отражением  деловой этики. Знание правил и обладание навыками делового этикета диктуется необходимостью четкого взаимодействия в процессе выработки и принятия управленческих решений, позволяет смоделировать ход конкретного события, спрогнозировать возможный результат, а также наметить способы влияния на ситуацию.

     Этикет как форма поведения проявляется во всех аспектах деятельности и формирует эмоционально-позитивное отношение общества и человека к  предприятию и является необходимым условием для формирования имиджа предприятия. Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона - это выражения нравственной формы: предупредительной защиты, заботы и т.д. Вторая сторона - эстетическая - свидетельствует о красоте и изяществе форм поведения.

      Важнейшая сторона профессионального поведения человека - этикет. В производственной сфере социальное поведение людей регулируется с помощью многочисленных формальных и неформальных социальных норм - правовых, экономических, административных, технико-технологических и социальных норм и установлений, касающихся как качественных и количественных параметров выпускаемой продукции или оказываемой услуги, так и характера  совместной деятельности его сотрудников и подразделений, и их взаимодействия с внешней по отношению к предприятию средой - поставщиками, потребителями, государственными структурами  и обществом в целом.

      Правила этикета на производстве являются частным видом социальных норм, включенных в систему неформального социального контроля поведения. Соблюдение этих норм подкрепляется неформальными санкциями со стороны социального окружения, которое оценивает, как личность сообразуется с совокупностью требований, норм, образцов поведения. Результатом этой оценки является общественное (групповое) мнение о данном человеке, одобряющее или порицающее его поведение. [21, С.142]

      Как составляющая системы социальных норм, нормы этикета на производстве выполняют следующие функции:

  1. Благодаря включенности в систему социального контроля, они выполняют важнейшую функцию - регуляции поведения и совместной деятельности членов социальной группы, что делает возможной саму эту деятельность, обеспечивая стабильность и порядок.
  2. По своей объективной природе они направлены на повышение эффективности делового взаимодействия, оптимизируют деятельность и выполняют деловую функцию.
  3. Являясь средством выражения уважения и доброжелательности, выполняют коммуникативную функцию, помогают устанавливать и поддерживать хорошие деловые отношения, избегать конфликтов.
  4. Отражая статусные различия, закрепляют иерархию отношений, выполняя дисциплинирующую функцию.
  5. В отношении группы выполняют интегративную функцию, обеспечивают сплоченность и однородность социальной группы за счет единства норм и социальных ожиданий ее членов. Именно выполнение определенных норм поведения (наряду с групповыми ценностями) определяет границы группы - в данном случае,  делового сообщества или его отдельного профессионального сегмента.
  6. Для индивида являются условием кооптации (включения, принятия) группой, выполняют функцию самопрезентации.
  7. Помогают человеку ориентироваться в ситуации, снижают ее неопределенность, и таким образом выполняют функцию своеобразной психологической поддержки.

      Профессионал должен  создавать свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознавать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для "умения вести  себя в обществе", но и  для  обыкновенного  житейского  бытия. Hельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями.  Нужно иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой  благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который  гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

      Вся система правил этикета делового общения построена на основе следующих принципов: уважения, приоритета старшего, приоритета женщины, эстетики  и  гигиены. Уважение включает в себя вежливость, соблюдение статусных различий, сочетание равенства (паритета) и преимущества (приоритета). Степень жесткости нормативных требований зависит от ситуации и может сильно меняться в зависимости от культурно-исторического контекста. Требования этикета могут выступать только как добровольно принимаемые каждым человеком обязанности по отношению к другим людям.

1.2. Понятие эстетики на производстве

 

     Эстетика на производстве - это комплекс практических мероприятий по эстетической организации производственной среды, в том числе архитектурно-художественное решение интерьеров, создание оптимальных светоцветовых и микроклиматических условий.

      Эстетика на производстве включает привнесение в организацию труда и производства, в производственную обстановку законов и норм эстетики с целью:

- создания для работников наиболее комфортных условий труда;

- придания производственной обстановке эстетического вида;

- повышения общей культуры производства.

      Эстетика на производстве предполагает:

- организацию труда на началах красоты и целесообразности;

- проектирование эстетически привлекательной и практически целесообразной архитектуры промышленных сооружений и орудий труда;

- художественное оформление интерьеров производственных помещений и мест отдыха;

- создание удобной и красивой рабочей одежды;

- благоустройство и озеленение территорий и др.

Информация о работе Этика и эстетика на предприятии