Логика, этика и эстетика ораторской речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:48, реферат

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть особенности устной публичной речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями построения устной публичной речи.

Работа содержит 1 файл

реферат по русскому языку..docx

— 63.87 Кб (Скачать)

                                      Ульяновский государственный университет

                                              Факультет культуры и искусства

                            Кафедра русского языка и методика  его преподавания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        РЕФЕРАТ

   по дисциплине  «русский язык и культура речи.»

 

   ЛОГИКА,ЭТИКА И ЭСТЕТИКА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Выполнила:

                                                                               студентка  группы  фтс-14

                                                                                     Носова Ангелина

 

                                                                               Проверил: К.П.Н. доцент

                                                                             Полякова Ольга Геннадьевна

 

 

 

 

 

                                        

 

                                              УЛЬЯНОВСК,2010

 

 

 

 

      Содержание.

 

1.Введение…………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение .

Устная публичная речь - это воздействующая речь, которая  обращенная к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может  касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом  случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в  сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала  речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело  к возникновению учения, которое  разрабатывало корню этой разновидности  речевой деятельности. Такое учение называется риторикой.

Цель данной работы - рассмотреть  особенности устной публичной речи, а для этого нужно познакомиться  с основными правилами, которыми следует руководствоваться при  разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при  разработке материала, какими способами  улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими  особенностями построения устной публичной  речи.

Задачи:

- рассмотреть структуру  устной публичной речи 

- исследовать особенности  устной публичной речи 

- рассмотреть правила  построения устной публичной  речи 

-рассмотреть логику и  эстетику устной публичной речи 

 

 

 

  

Логические аспекты выступления  изучены и   разработаны достаточно глубоко, и с ними можно познакомиться  в специальной литературе. Приведем несколько практических советов, которые  следует помнить и которыми необходимо руководствоваться во время выступления:

 

• Будьте последовательны  в своей речи. Не переходите к  следующему пункту выступления, пока не закончите предыдущий. Многократное возвращение к недосказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

 

• Начинайте выступление  с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

 

• Не тратьте время на то, что не является необходимым, без  чего можно обойтись в выступлении.

 

• Не повторяйтесь. Если считаете необходимым повторить сказанное, оговорите это специально. Дайте  понять, что это намеренное повторение.

 

• Не уходите в сторону  от обсуждаемого вопроса; не отвлекайтесь на посторонние, малозначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры  и т. п.

 

• В конце выступления  обобщите сказанное и сделайте выводы.

  Логические законы.

 Готовя выступление,  следует учитывать основные логические  законы.

 

1. Закон тождества. Всякая  мысль в процессе рассуждения  должна быть тождественна самой  себе. Этот закон требует, чтобы  в выступлении данная мысль  о каком-либо предмете, событии  должна иметь определенное устойчивое  содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

 

2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.

 

3. Закон исключенного  третьего. Утверждение и его отрицание  не могут быть одновременно  ни истинными, ни ложными, одно  из них необходимо истинно,  другое – необходимо ложно.  Если в выступлении сформулировано  какое-то положение в виде высказывания, а затем – его отрицание,  то одно из этих высказываний  будет истинным, а другое –  ложным.

 

4. Закон достаточного о с н о в а н и я. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.

 

На основе логических законов, которые носят формальный характер, фиксируют формальную правильность различных интеллектуальных операций в чистом виде, складываются конкретные правила, рекомендации, инструкции, предусматривающие  достижение вполне определенного необходимого результата в практической деятельности. Так, на основе закона непротиворечия может быть сфор­мулировано правило: не использовать противоречивые высказывания. Поэтому говорят не просто о законах логики, а о законах и правилах логики (см. об этом: Свинцов В.И. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. М., 1998).

 

Следует иметь в виду, что логика выступления является лишь составной частью более общей  системы приемов, называемой системой аргументации, которая используется в воздействующей, убеждающей речи. Система аргументации включает в  себя «способы обоснования и опровержения убеждений, зависимость этих способов от аудитории и обсуждаемой проблемы, своеобразие обоснования в разных областях мышления и деятельности, начиная с естественных и гуманитарных наук и кончая идеологией, пропагандой  и искусством и др.»*. Типовые ситуации в ораторском выступлении порождают  типовые схемы аргументации. Не все  из них в логическом отношении  являются верными.

Этика ораторского выступления.

 

 

  

Отношение оратора к аудитории  должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.

 

Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в  ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).

 

Профессиональное отношение  к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и  с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена  агрессивно, и с той, которая высказывает  безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному. Выступление оратора — его профессиональная деятельность, и он должен руководствоваться интересами дела, подчиняя ему свои чувства, эмоции, отношения.

 

Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).

 

1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными  тех лиц, мнение которых вы  оспариваете. Нельзя следовать  утверждению: «Непоследовательный  человек не может быть прав».  Надо разбирать мнение, точку  зрения, взгляды оппонента, а не  его жизнь.

 

2. Обращение к чувствам  аудитории не должно перерастать  в манипулирование аудиторией. Предположим,  выступление направлено против  кого-либо из администрации города  и носит критический характер. Не следует говорить о разгуле  преступности в городе. и т.п., что вызывает негативные чувства у слушающих, и связывать их с именем оппонента, если он по своим должностным обязанностям не может влиять на соответствующие стороны городской жизни. Не следует говорить о социальных и этнических предрассудках, связывая их с социальным положением или национальностью оппонента, играя на низменных чувствах части аудитории.

 

3. Не следует отождествлять  взгляды человека со взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит. Если он коммунист, член ЛДПР и т.д., совсем не обязательно, что его взгляды полностью совпадают со взглядами лидера партии или партии в целом.

 

4. Нельзя искажать мнения  оппонентов, с которыми вы полемизируете  или на мнения которых вы  опираетесь. Особенно осторожно  следует обращаться с цитатами.

 

5. Не бравируйте личными  качествами, не преувеличивайте  свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.

 

6 Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции, защищайте их, обосновывайте, доказывайте. Нельзя представлять то, что требуется доказать, как нечто само собой разумеющееся. Всегда вызывают возражения фразы типа: ясно, как божий день, что; конечно, мне незачем вам говорить, что; ни один человек в здравом уме не будет отрицать, что; я вас могу заверить в том, что.

 

7. В ходе выступления  нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных)  тезисов, сделав вид, что вы  «так и не думали». Вы потеряете  доверие.

 

8. Не преувеличивайте  сверх здравого смысла отрицательных результатов реальных или возможных действий ваших оппонентов, событий и т. п. Усугубление нежелательных последствий должно быть обоснованным.

 

9. Не следует требовать,  чтобы вашу концепцию признали  правильной только на том основании,  что вам ваше обоснование представляется  убедительным.

 

 

Эстетические  качества речи.

 

 

  

             Хорошее выступление – выступление  цельное в ритмико-интонационном  отношении. Но в то же время  внутри этого единого ритмико-интонационного  целого должно быть разнообразие. Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации  отрицательно сказывается на  восприятии. Поэтому хорошая воздействующая  речь выдержана в определенной  стилевой манере от начала  до конца, что делает этот  текст цельным и целым. В  то же время единая стилевая  манера предполагает элементы  разнообразия: увеличение или замедление  темпа, разнообразные интонационные  контуры. Поэтому написанные при  подготовке отрезки текста следует  обязательно прочитывать вслух,  по крайней мере – проговаривать  «про себя». Именно интонация,  ритм речи подскажут, где ограничить  объем конструкции или, наоборот, увеличить его, где переставить  слова и т. п. Подчеркнем: говоря  о лексике и синтаксисе, мы  подразумеваем в данном случае  благозвучность текста, гармонию  ритма, а не контактоустанавливающие  особенности, о которых говорилось  выше.

 

Если в одном тексте приходится совмещать содержание, представленное в текстах-источниках, написанных в  разных стилевых манерах, то эти первоначальные тексты-источники (разумеется, если это  не цитата) следует перерабатывать в соответствии с вашей стилевой манерой. Приведем в качестве примера  следующий текст:

 

«Ассоциация сформулировала предложения по совершенствованию  экономической политики на федеральном  и местном уровне. Большая часть отражает интересы российских производителей в целом, проведение масштабного взаимозачета неплатежей, ликвидация государственной задолженности промышленности, изменение границ «валютного коридора», снижение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации до уровня объявленной государством инфляции, протекционистски меры по защите отечественных производителей, включая установление квот на импортные товары (10% от объема внутреннего рынка), а также упрощение налогообложения (установить единственный налог – с оборота)» (Деловой Петербург. 1996. 19 марта).

 

Очевидно, что второе предложение  – типичное предложение официально-делового стиля – представляет собой почти  дословно воспроизведение текста документа (постановление), который составлялся  без учета их факторов, обеспечивающее легкость восприятия. Чтобы облечь содержание этого предложения в  другую речевую форму, рассчитанную на непосредственное и быстрое восприятие содержания, а также придать всему  тексту в целом стилеву целостность, следует: разбить содержание второго предложения на отдельные части; заменить словосочетания с отглагольными существительными на предложения; по возможности избавиться от пассивных конструкций. Возможный вариант текста:

 

«Большая часть предложений  отражает интересы российских производителей в целом. Будет произведен массовый взаимозачет неплатежей, государственная  задолженность промышленности ликвидируется. Будут изменены границы валютного  коридора, снижены ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Предусматривается также ряд  мер для защиты отечественных  производителей вводятся квоты на импopтные товары и упрощается налогообложение».

 

Очень много проблем связано  с точностью словоупотребления. В русском языке большое количество слов имеет сходные или близкие  значения, и не всегда прост? выбрать  нужное слово из группы близких по значению слов: следует учитывать  оттенки значения, стилистическую окраску, общий смысловой ореол слова  и т. п. Приведет несколько примеров:

 

«Фирма решила простимулировать дизайнеров к использованию в оформлении офисов продукции германской фирмы» (Деловой Петербург 1996 19 марта). Неудачно употреблено слово «простимулировать». Возможный вариант: «Фирма решила убедить дизайнеров использовать в оформлении офисов продукцию германской фирмы».

Информация о работе Логика, этика и эстетика ораторской речи