Логика, этика и эстетика ораторской речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:48, реферат

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть особенности устной публичной речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями построения устной публичной речи.

Работа содержит 1 файл

реферат по русскому языку..docx

— 63.87 Кб (Скачать)

 

«Реставраторы фирмы «Антиквар» в 1992 году оценили, что создание подлинных  интерьеров в доме Кутузова обойдется  в 13 млрд рублей» (Taм же) Необходимо: «Реставраторы фирмы «Антиквар» в 1992 году подсчитали, что…»

 

 «Участники конференции  посетовали, что около 30% военных  цехов петербургских предприятий  ВПК ликвидированы или производство  в них заморожено» (Там же). В соответствии с общим содержанием  предложения необходимо вместо  глагола «посетовали» употребить  глагол или словосочетание со  значением типа «с горечью  говорили о том, что..», «возмущались тем, что…» и т. п.

 

При сомнении в правильности выбора слова следует воспользоваться  толковым словарем русского языка. Работа со словарем должна стать постоянной и важной составляющей работы профессионала  речи.

 

Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразительные  средства. Выступление становится более  убедительным, привлекательным, что  способствует установлению более тесного  контакта с аудиторией. В значительной степени это объясняется тем, что изобразительно-выразительные  средства апеллируют к миру чувств и эмоций аудитории. В конфликтной  ситуации чаша весов часто склоняется в пользу того, кто сумел овладеть эмоциями и чувствами аудитории. Укажем наиболее распространенные изобразительно-выразительные средства, используемые в воздействующей публичной речи.

 

1. Метафора представляет  собой перенос наименования на  основе сходства. Для использования  в качестве метафоры пригодны  слова с предметным значением,  т. е. с таким значением, определить  которое можно, указав на соответствующий  предмет, звук, запах и любой  другой чувственно воспринимаемый  элемент окружающего нас мира. «Владимир Иванович (Малышев) любил  жить в одноэтажном доме науки,  потому что он не был горожанином,  он всегда оставался в городе  выходцем из деревни» (Д. С.  Лихачев).

 

2 Эпитет. В узком понимании  эпитет – это образное определение,  выраженное метафорическим прилагательным. Текст, насыщенный эпитетами,  очень изобретателен и выразителен:  «Скромный и сдержанный во  всем, он смотрел на большой  мир литературы глазами несколько  удивленными и восхищенными, грустными  и доверчивыми к раскрывающейся  перед ними художественной правде»  (Д. С. Лихачев).

 

3. Олицетворение– разновидность метафорического переноса, когда какое-либо явление, событие, качество, свойство уподобляется живому существу «Что всякая революция выпускает из людей наружу инстинкты первобытного варварства, темную стихию зависти, жадности и ненависти – было слишком видно и современникам» (А И. Солженицын).

 

4 Гипербола (преувеличение)  – количественное усиление интенсивности,  свойств, особенностей поведения  и т. п.: «А и если мы не  воспитаем сами класть твердые  границы своим желаниям и требованиям,  подчинять интересы критериям  нравственности - нас, человечество, просто разорвет. Оскалятся худшие  стороны человеческой природы» (А  И. Солженицын).

 

5. Сравнение– уподобление одного предмета, лица, события другому предмету, лицу, событию на основе выявления общего признака, который благодаря сравнению актуализируется, выпячивается на первый план: «Мы, все мы, все цивилизованное человечество, - посаженные на одну и ту же жестко связанную карусель, совершали долгий орбитальный путь. Как детишкам на карусельных конях, он казался нам нескончаемым - и все вперед, все вперед, нисколько не вбок, не вкривь» (А. И. Солженицын).

 

6. Антитеза (противопоставление) часто строится на основе антонимии.  Противопоставленные понятия лучше  выявляют свою специфику на  фоне друг друга: «Рассказы  о нем (В. И. Малышеве) надо  всячески фиксировать, но рассказывать  о нем как о мертвом может  быть еще рано: мы все его  хорошо помним живым и очень  чувствительны ко всякой фальши,» (Д. С. Лихачев).

 

7. Подхват– повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции. Этим достигается актуализация, усиление смысла повторяемого слова и всей конструкции в целом: «Я действительно очень устал. Устал от тяжелых, напряженнейших матчей, от длительных, утомительных перелетов, от смены часовых поясов, постоянного психологического напряжения и просто от всего, что вокруг» (Огонек 1997. № 46).

 

8 Градация– интонационно-синтаксический ряд, члены которого увеличивают постепенно нужные автору смыслы. Благодаря использованию градации происходит нагнетание нужных говорящему смыслов: « Сила же общественного познания в том, что оно примиряет всех людей, оно не оставляет места для национальной исключительности, для европоцентризма, для азиоцентризма, для обедняющего человеческую культуру превознесения одних эпох перед другими (например, Ренессанса над средневековьем), одного народа над другими и проч.» (Д С. Лихачев).

 

9. Каламбур. Основа каламбура  – игра значениями слов. В каламбуре  может использоваться полисемия  (многозначность), омонимия, синонимия.  В приводимом ниже примере  каламбур построен на основе  одновременного использования двух  значений слов «естественный», «общественный»  и на основе переосмысления  значения слов «противоестественный»  и «антиобщественный»: «Когда-то  в Академии паук, возражая академику  В. А. Стеклову, обмолвившемуся  словами «науки делятся на естественные и противоестественные», С. Ф. Платонов сказал: «Нет, науки делятся на общественные и антиобщественные». И это не было просто шуткой» (Д» С. Лихачев).

 

10. Риторический вопрос–  предложение, по форме построенное как вопросительное, но по цели высказывания являющееся повествовательным: риторический вопрос несет позитивную информацию. Несоответствие содержания и формы порождает экспрессию: «Но, если вы свободны порождению, зачем вы подставляете шею рабству? Зачем вы помогаете нашим рабовладельцам?» (А. И. Солженицын).

 

11. Вопросно-ответное единство–  способ диалогизации текста. Информация, оформленная в виде вопросно-ответного единства, актуализируется: «В чем заключалась красота его научного мировоззрения? Его «научного мироощущения» (может быть и такое)? В его научном методе, научном подходе к проблемам всегда ощущалось нравственное начало» (Д. С. Лихачев).

 

12. П о в т о р. Несмотря на внешнюю простоту, повтор является очень мощным и агрессивным воздействующим средством. Обычно он используется в соединении с другими приемами. Если повторяется начальное слово, то это онафора (единоначалие): «Владимир Иванович Малышев - крестьянский поэт. Вот почему он предпочитал деревенские дома в науке. Он любил землю и имел на это поэтическое и научное право. Вот почему и его рукописное собрание, собрание, которое мы привыкли называть «Малышевским», - «Древлехранилище» ИРЛИ АН СССР -это большая крестьянская библиотека» (Д. С. Лихачев).

 

13. Многосоюзие. Многократно  повторяющийся союз подчеркивает  значение каждого компонента  конструкции: «Так и Анна Михайловна: она никогда не была во главе  Сектора фольклора -ни в Институте этнографии АН СССР, ни в Институте русской литературы АН СССР, но она и аспирантов воспитывала, и мешки для песка во время блокады шила, и об архиве заботилась, и гостеприимство оказывала, и свои капитальные труды писала.,,» (Д. С. Лихачев).

 

14. Синтаксический параллелизм.  При этом приеме два или  более рядом стоящих отрезка  текста имеют тождественное синтаксическое  строение, благодаря чему они  выделяются на общем фоне текста: «Он был красив своим отношением  к людям, своей манерой поведения,  но он был красив и своими  научными взглядами, своим научным  мировоззрением» (Д. С. Лихачев).

 

Итак, ораторское выступление  должно быть логично построено, автор  не имеет права нарушать этические  нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование  выразительных средств украшает речь, усиливает ее воздействие на слушателей, помогает более точно  и ярко выразить авторское отношение к поставленной цели.

 

Публичная ораторская речь

 

Введение

 

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая  обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет  своей целью изменить поведение  аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало корню этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой («В русской традиции в качестве синонимов употребляются также слова «оратория» и «красноречие».)

 

Цель данной работы - рассмотреть  структуру ораторской речи, а для  этого нужно познакомиться с  основными правилами, которыми следует  руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно  обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями  построения ораторской речи.

 

 

Ораторская речь как разновидность  выступления

 

1.1. Содержание и композиция

 

Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации — разновидность ораторской прозы. Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации. Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к ее принятию, убеждать в своей правоте и т.д. Выступления различаются по тематике, объему, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают. Однако существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов можно изложить в виде набора следующих рекомендаций:

 

К выступлению обязательно  нужно подготовиться. Не следует  рассчитывать на удачную импровизацию, если существует хотя бы малейшая возможность  для подготовки.

 

Прежде всего следует четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать? Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно.

 

Определите цель выступления. Чего бы вы хотели добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Переубедить аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существ венные дополнения в обсуждаемую проблему?

 

В начале выступления сразу  же сформулируйте основную мысль  выступления, основной тезис. Не следует  затягивать введение тезиса. До тех  пор пока слушатели не поймут, о  чем вы собираетесь говорить, их внимание будет рассеянным, несосредоточенным. Помните, что если вы затягиваете изложение сути дела, то раздражение аудитории растет в геометрической прогрессии.

 

Определите главную мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. Это членение должно быть проведено  последовательно на основе одного принципа. Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны  между собой в одно целое. Каждая составляющая вашей главной мысли  будет представлять отдельную часть  вашего выступления, которая может  быть названа по ключевому слову  этой части выступления.

 

Начинайте изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты.

 

В случае необходимости подберите  к каждому тезису соответствующую  информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических  опросов и т.п.

 

Свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно  привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы и т.п.

 

Высказываемая мысль будет  более убедительной, если вы подкрепите ее примерами.

 

10.Приводя аргументы в  обоснование своего мнения, расположите  их таким образом, чтобы их  доказательная сила возрастала. Поставьте самые сильные в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем .

 

11. Оцените непротиворечивость  всего текста в целом. Проверьте,  насколько соответствует последовательность  изложения материала поставленной  цели, характеру аудитории, конкретной  речевой ситуации, сложившейся к  моменту начала вашего выступления. 

 

Наиболее типичные погрешности  выступления: значительные отступления  от основного содержания, непоследовательность, несоразмерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.

 

Каждому выступлению свойственна  своя специфика подготовки, но это  не означает, что общие принципы работы над текстом выступления  отсутствуют.

 

 

1.2. Информационное обеспечение  выступления 

 

Следует заранее продумать, какие цифры вы приведете. В речи не должно быть много цифрового материала, так как большое ко честно цифр утомляет слушателей, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными, опираться на реальные фоновые знания аудитории. Например, широкой аудитории малопонятны или непонятны совсем цифровые данные об урожайности, надоях, количестве выработанных или затраченных энергоресурсов, спортивных рекордах и т.д. Поскольку редко кто может знать, какова урожайность, скажем, ржи или ячменя в средней полосе России и т.п., такие показателя следует приводить в сравнении. В аудитории, составленной из специалистов, цифрового материала может быть больше. Фоновые знания специалиста позволяют ему усваивать этот материал более быстро и легко.

 

В некоторых случаях цифры  следует округлять; так они лучше  воспринимаются и запоминаются (население  Н. составляет почти 500 тысяч человек). Но округление нежелательно в сообщении  о числе жертв, размере нанесенного  ущерба; здесь округление может вызвать  у слушателей чувство недоверия.

 

При подготовке текста выступления  отдельное, самостоятельное направление  работы составляет работа с цитатами. Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны па эмоции; другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным  фактическим материалом, третьи опираются  на авторитет источника.

Информация о работе Логика, этика и эстетика ораторской речи