Этика менеджера на примере ОАО «Alfa-Bank»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению этического уровня организации.
Задачи:
1. изучить теоретические основы этики менеджмента
2. провести анализ деловой этики на примере ОАО «Alfa-Bank»
3. выявить направления по улучшению этической культуры компании.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы этики менеджера
1.1Сущность и значение этики менеджера 5
1.2 Проблемы этики в деловой жизни 10
1.3 Этика менеджеров в организации 13
Глава 2. Этический кодекс ОАО «Alfa-Bank»
2.1 Краткая характеристика ОAО «Alfa-Bank» 17
2.2 Анализ кодекса корпоративной этики ОАО "Alfa-Bank"
Часть 3. Рекомендации по повышению этического уровня компании 35
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (1).docx

— 73.99 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине основы менеджмента

На тему

ЭТИКА МЕНЕДЖЕРА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студента 2 курса группы М-10-2

Копущу  Андрея Анатольевича 

Научный руководитель

Кандидат  экономических наук, доцент

Мельчекова  О.Г. 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2011г

Оглавление 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы этики менеджера 

1.1Сущность и значение этики менеджера 5

1.2 Проблемы этики в деловой жизни 10

1.3 Этика менеджеров в организации 13

Глава 2. Этический кодекс ОАО «Alfa-Bank» 

2.1 Краткая характеристика ОAО «Alfa-Bank» 17

2.2 Анализ  кодекса корпоративной этики  ОАО "Alfa-Bank"

Часть 3. Рекомендации по повышению этического уровня компании 35

Заключение 36

Список используемой литературы 38 

 

     Введение

 

«Истинная этика начинается там, где перестают  пользоваться словами».

     А. Швейцер

     На  протяжении всей истории человечества общество делилось на тех, кто управляет  и тех, кем управляют. Начиная с ХХ века, управление начинает развиваться как отдельная наука, название которой - менеджмент.

     Главным образом, уделяется тому, как руководитель должен управлять своими подчиненными, чтобы предприятие было успешным и работало эффективно, так как современное общество показывает, что предприятие будет наиболее успешно при умелом и грамотном руководстве. Также надо помнить, что организация должна представлять собой единое целое, и если работа менеджера не будет организована правильно, то он не сможет работать эффективно, а это, естественно, скажется на работе организации в целом.

     Следовательно, менеджер должен правильно планировать  и организовывать свою работу.

     Очень важно в работе менеджера придерживаться этических (моральных) принципов, соблюдать  профессиональную этику и этикет.

     Этика (греч. ethike от ethos - нрав, обычай) – это наука о сущности, происхождении и развитии морали; совокупность принципов и норм поведения какой-либо группы, профессии.

     Менеджер - это человек, который занимается управленческой деятельностью профессионально, он повседневно управляет функциями  и ресурсами фирмы так, что бы сохранить ее основные пропорции; обладает полномочиями принимать управленческие решения и выполнять их.

     Из  этого можно сделать вывод, что  этика менеджмента - это некоторая система идеалов, на которые должен опираться менеджер, чтобы достичь поставленной цели. Основывается на нравственных принципах, определенных правилах поведения как на предприятии, так и вне его. Также базируется на правовых критериях, устанавливающихся законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах.

     На  сегодняшний день очень важна  моральная и этическая сторона  деятельности руководителей.

     На  это существует несколько важных причин:

     1) Так как менеджер служит примером для своих подчиненных, а так же для других менеджеров, то его поступки, отклоняющиеся от этических норм, будут служить неким сигналом к тому, что, якобы дозволенно делать то, что на самом деле делать нельзя. Следовательно, его нарушения моральных и этических принципов служат дурным примером, что, непременно отразится на работе коллектива и фирмы в целом.

     2) Менеджер выполняет воспитательную  роль, а значит, формирует отношение  подчиненных к тому предприятию,  на котором они работают, к  тем товарам и услугам, которые производят, к клиенту, друг к другу. Поэтому, как всякий хороший учитель, менеджер должен всеми своими поступками создавать правильное отношение ко всему выше перечисленному.

     3) Любой поступок менеджера (как  дурной, так и хороший) воздействует  на его подчиненных и формирует  комплекс этических норм и  моральных устоев окружающих его людей (клиентов, поставщиков, конкурентов, покупателей).

     Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению этического уровня организации.

     Задачи:

     1. изучить теоретические основы  этики менеджмента

     2. провести анализ деловой этики на примере ОАО «Alfa-Bank»

     3. выявить направления по улучшению  этической культуры компании. 

 

     Глава 1. Теоретические основы этики менеджера

     1.1 Сущность и значение этики менеджера

 

     Этика – это учение о морали, нравственности, об обязанностях людей по отношению к родине, обществу, государству, друг к другу.

     Этика включает набор принципов, позволяющих  оценить поведение человека или  группы людей как правильное или  неправильное. Применительно к менеджменту  это принципы нравственной оценки поведения  менеджера по отношению к коллективу организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти. Принципы, устанавливающие, что хорошо в поведении менеджера, а что – плохо, что может и должен он делать с точки зрения морали, а что не должен, даже если это и не нарушает закона.

     В отличие от нормативного поведения  менеджера, регламентированного  писаными законами и правилами, этические нормы не могут быть закреплены законодательно и поэтому не являются обязательными. И вместе с тем, от соблюдения этих норм в большой степени зависит успешность менеджмента, а их нарушение способно нанести непоправимый ущерб организации. 

     ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ЭТИКА 

     Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных, специфических областях деятельности. Существует, например, универсальная этическая заповедь “не убий”. Но не являются ли в таком случае служба в армии, защита Отечества с оружием в руках аморальными? Конечно, нет. Кому из русских людей неизвестен пример преподобного Сергия Радонежского, который благословил на войну князя Дмитрия Донского, молился об успехе русского оружия и поминал воинов, погибших на поле брани? Вместе с тем это не означает, что любые поступки, совершенные на войне, не могут быть осуждены. Как же вести себя офицеру и солдату, чтобы их действия могли быть признаны правильными с этической точки зрения? Для аргументированного ответа на подобные вопросы и существует понятие “воинская этика”, в которой универсальные этические нормы согласуются со спецификой данного рода деятельности, учитываются некоторые дополнительные моральные требования, характерные для такой деятельности. 
 Профессиональная этика относится к подразумеваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются при принятии решений в различных профессиональных ролях.
Такого рода ролевая этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности (например, надо ли врачу говорить пациенту, что тот безнадежно болен?). Большинство этических дилемм, ассоциируемых с различными видами профессиональной этики (медицинская этика, журналистская этика, этика бизнеса и др.), включают некий вид противоречия между профессиональной и универсальной этикой.

     В качестве неэтичного менеджмента можно  привести следующие достаточно распространенные явления:

  • выбор в качестве целей организации заведомо аморальных ориентиров в надежде, что процесс их достижения будет вполне этичным («средства оправдывают цель»);
  • неэтичные методы достижения весьма благородных целей («цель оправдывает средства»).

     Примером  наиболее разработанной профессиональной этики является медицинская этика, или, как еще ее иногда называют, деонтология. 
 
 

     УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭТИКА 

     Универсальная этика относится к нормам поведения, которые являются обязательными  для всех людей, независимо от их профессиональной принадлежности или социальных функций. Вообще говоря, не существует неизбежного конфликта между ролевой этикой и понятием обязательств универсальной этики. Однако когда случается такой конфликт, он создает серьезную этическую проблему для человека, принимающего решение.

     Так, например, журналисты обязаны показывать детали случившегося настолько объективно, насколько это возможно. Однако случается, когда само присутствие журналистов  влияет на характер событий. Например, некоторые фотожурналисты заметили, что военный персонал низшего  уровня в развивающихся странах  с репрессивными режимами часто  увеличивает интенсивность допросов пленных, когда на них наводится фотоаппарат, потому что следователь имеет зрителей, и это позволят ему чувствовать себя сильным мужчиной.

     Как реагировать фотожурналисту на подобные ситуации? С одной стороны, на нем, как на журналисте, лежит профессиональная обязанность воспринимать сюжет так, как он есть. С другой стороны, фотожурналист не может игнорировать всеобщий долг - защищать человеческую жизнь. Каким обязательствам — профессиональным или универсальным — должен последовать принимающий этическое решение? Существенно, что некоторые фотожурналисты реагировали на ситуацию подобного рода зачехлением своих фотоаппаратов и уходом с места допроса.

     В ряде случаев этические нормы  соответствуют нормативным, что  облегчает их выполнение. Так обстоит  дело, например, с соблюдением законов (законопослушание этично).

     Аморальными и одновременно противоречащими  закону являются обман, мошенничество, коррупция, воровство, нанесение материального  ущерба, злоупотребление служебным  положением, клевета, вымогательство, подделка документов, халатное отношение  к работе, сознательное нарушение  правил техники безопасности.

     В большинстве случаев этичное  поведение менеджера не регламентируется законодательно. Примерами нарушения моральных норм, не влекущего за собой уголовного преследования, но, тем не менее, недопустимого в менеджменте, могут служить:

     - утаивание открытий и изобретений (если это выгодно фирме);

     - пренебрежение здоровьем и чувствами персонала;

     - несоблюдение данного слова;

     - нарушение устной договоренности;

     - аморальное поведение в быту;

     - подбор кадров по принципу знакомства;

     - сплетни, инсинуации (злокозненные слухи);

     - унижение подчиненных;

     - унижение перед начальниками;

     - отказ от принятых обязательств;

     - получение подарков от подчиненных, зависимых и заинтересованных людей;

     - раскрытие служебных и коммерческих секретов;

     - раскрытие источника информации, полученной доверительным путем;

     - невозвращение долга в срок.

     Этические принципы менеджмента не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а  также экономическое развитие предъявляет  к менеджеру все новые моральные, нравственные требования.

     Сегодня в круг этических норм менеджмента  входят:

     – нетерпимость к классовому, расовому или национальному антагонизму;

     – уважение к женщине, признание ее равноправия с мужчиной;

     – уважение к ветеранам и старикам;

     – уважение к властям и руководителям;

     – уважение к результатам чужого труда;

     – уважение к чужому горю;

     – стремление к чистоте и порядку;

     – опрятность в одежде.

     Нарушением  этических норм считается:

  • неуважение к чужим физическим недостаткам;
  • неуважение к чужому мнению (если оно не совпадает с твоим);
  • неуважение к науке, образованности, чужому опыту;
  • нарушение правил общественного поведения;
  • обсуждение качеств и поступков человека в его отсутствие;
  • невыдержанность, грубость, брань.

Информация о работе Этика менеджера на примере ОАО «Alfa-Bank»