Эволюция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:30, реферат

Описание работы

История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За эти долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально- экономических отношений. Вместе с тем на этом долгом пути выделяют ряд этапов и революционных преобразований в подходах к проблемам менеджмента. Началом истории менеджмента принято считать зарождение письменности в древнем Шумере. Это революционное достижение в истории человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», занятых торговыми операциями. Первая управленческая революция получила название религиозно-коммерческой. За ней последовали другие. Вторая относится к 1760 г. До н. э. и связана с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования многообразных общественных отношений между различными социальными группами населения.

Содержание

Введение. …………………………………………………………………………………………………….2
Школа научного менеджмента………………………………………………………………….. 5
Административная или функциональная школа управления (классическая школа)…………………………………………………………………………………………………………. 9
Школа человеческих отношений и поведенческих наук…………………………. 12
Школа науки управления или количественный подход. …………………………13
Процессный подход. …………………………………………………………………………………14
Системный подход…………………………………………………………………………………… 17
Ситуационный подход. …………………………………………………………………………….20
Современные модели менеджмента……………………………………………………...23
Список литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Эволюция менеджмента0.docx

— 50.82 Кб (Скачать)

Было установлено, что отношения между людьми в  трудовых коллективах нередко больше способствовали росту эффективности  труда, чем чёткая организация труда  и материальные стимулы. Мотивами к  высокоэффективному труду являются не столько экономические интересы, как считали представители предыдущих управленческих школ, а удовлетворённость  работников своим трудом, в основе которой лежит социально-психологический климат в коллективе. В работах М. Фоллет впервые рассматривались такие вопросы как власть и авторитет, их разграничение и неформальное восприятие, ответственность и делегирование ответственности, участие рабочих в управлении. Она изучала проблему конфликтов в коллективе, классифицируя их на доминирование, компромисс и интеграцию, с выработкой соответствующих рекомендаций.

 Оригинально М.  Фоллет определила управление как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. С 50-х годов переросла в школу поведенческих наук, развивающуюся и в настоящее время. С этим направлением связаны имена А. Маслоу, предложившего пирамиду мотивов поведения человека в организации, Р. Лайкерта, Д. Макгрегора, Ф. Грецберга, К. Арджирис. Свой подход к определению мотивов и соответствующего комплекса стимулов предложили сторонники так называемого бихевиористского (поведенческого) направления, в числе которых были названные авторы и др. Развитие социологии и психологии позволило подвести научную базу в изучение поведения людей в трудовых коллективах.

 Как показал  К. Арджирис, усиление давления и контроля со стороны руководителей для повышения производительности труда подчинённых порождает конфликт в системе управления и работниками и не способствует предотвращению низкой производительности труда, прогулов, текучести кадров, потери интереса к работе. Наоборот, по мнению Р. Лайкерта, разрешению конфликтов способствуют конструктивные взаимоотношения между членами коллектива, опыт и навыки регулирования отношений в коллективе и высокая степень взаимного доверия в коллективе. Взаимное доверие, уважение, благоприятные отношения в коллективе создают хороший морально- психологический климат, оказывающий существенное влияние на мотивацию работников к высокоэффективному труду.

 Школа поведенческих  наук сосредоточилась в основном  на методах налаживания межличностных  отношений в трудовых коллективах.  Основной её целью было повышение  эффективности организаций за  счёт повышения эффективности  использования их человеческих  ресурсов. Главный постулат состоял  в том, что применение науки  о поведении всегда будет способствовать  повышению производительности труда как отдельного работника, так и организации в целом. Как школа научного менеджмента и школа административного управления, так и поведенческая школа отстаивала свой путь как единственный и наилучший. Однако, как впоследствии доказала наука и практика управления, изменение содержания работы и участие работников в управлении предприятием оказывают положительное влияние лишь в некоторых производственных ситуациях и не на всех работников.

Школа науки управления или количественный подход. 

 Развитие математики  и вычислительной техники заложило  основу нового направления в  теории управления, получившего  название «наука управления».  В её основе лежит количественный  подход, который предполагает использование  научных методов анализа функционирования  производственных систем и решения  проблем управления с применением  математического аппарата решения  задач, компьютерной техники и  информационных систем. Сторонники  данного направления, которое  зародилось в период второй  мировой войны, ставили перед  собой задачу: с помощью количественных  методов изучать операционные  проблемы организации. Такой подход  иногда называют операционным  или исследованием операций. Исследование  операций, по сути своей, это  применение методов научного  исследования к операционным  проблемам организации. Существенный  вклад в развитие этого подхода  внесли К. Черчмен, Р. Акофф, Л. Берталанфи.

 Применение данного  подхода, по мнению его приверженцев, возможно при наличии четырёх  условий:

. проблемы управления  настолько сложны, что менеджеры  нуждаются в помощи при анализе  большого количества переменных  величин;

. большое число  факторов производства легче  поддаются количественному анализу  по средствам науки управления, причём экономические показатели  используются в качестве ориентиров  при принятии решений;

. наука управления  характеризуется применением математических  моделей для получения представления  о реальном положении вещей  и путях улучшения ситуации;

. сложность проблем  управления и математического  аппарата требует применение  компьютеров для переработки  и анализа больших объёмов  информации. 

 После изучения  ситуации и постановки той  или иной проблемы управления  группа специалистов по исследованию  операций разрабатывает модель  ситуации

(ситуационную модель). Модель – это форма представления  реальности. Обычно модель упрощает  реальность и представляет её  абстрактно. Использование количественных  методов и математических моделей  нашло применение в связи с  появлением и широким использованием  компьютеров в сфере управления  и развития информационных систем.

 Эффективность  применения моделей зависит в  первую очередь от достоверности  исходных данных, ограничении в  получении информации, слабого применения  на практике, чрезмерно высокой  стоимости.

 Вклад этой  школы в теорию управления  состоит в следующем:

1. Углубление понимания  сложных проблем управления путём  разработки и применения моделей.

2. Развитие количественных  методов при решении руководителями  задач управления в сложных  хозяйственных ситуациях.

 Указанные школы  заложили научный фундамент в  теорию управления, на основе  которого сформировались новые  подходы, такие как процессный  подход, системный подход и ситуационный  подход. Современная идеология и  теория управления производственными  системами вобрала в себя важнейшие  элементы основных управленческих  школ и подходов к изучению  проблем управления. 
 
 
 
 
 
 

  Процессный подход.

 Концепция процессного  подхода, рассматривающая управление  как непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций, обозначила  крупный поворот в развитии  управленческой мысли. Она широко  применяется и в настоящее  время. Впервые процессный подход был предложен сторонниками административной (функциональной) школы управления, которые разработали функции управления. Однако они рассматривали эти функции как не зависимые друг от друга. В противоположность этому взгляду процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается не как единовременное действие, а как процесс, состоящий из серии непрерывных, взаимосвязанных действий. Каждое из этих действий само по себе является процессом. Их называют управленческими функциями. Степень дробления процесса управления на функции у разных авторов зависит от принятого подхода к исследованию управления и существа решаемой задачи. Чаще всего указывают на следующие функции: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

 Общая характеристика  процессного подхода основана  на объединении важнейших видов  управленческой деятельности в  небольшое число функций, которые  применимы ко всем организациям. Американский менеджмент делит  процесс управления на четыре  первичные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции управления объединены  между собой связующими процессами  коммуникации и принятия решений.  Функция руководства (лидерства) рассматривается как самостоятельная сфера деятельности в управлении. Посредством планирования устанавливаются единые цели и координируются усилия всех членов организации по достижению этих целей. При этом должна быть обеспечена непрерывность процесса планирования по двум причинам. Во- первых, по достижению определённых целей организация ставит перед собой новые цели и, во-вторых, из-за постоянной неопределённости будущего в силу изменений окружающей среды и возможных ошибок, допущенных при первоначальном определении целей. Функция организации состоит в создании некой структуры для эффективного распределения задач между работниками, которая должна обеспечить реализацию стратегии предприятия по достижению поставленных целей и выполнение планов во взаимодействии с окружающей средой.

Функция мотивации  заключается в определении потребностей работника о обеспечении условий для удовлетворения этих потребностей через хорошую работу. При этом задача функции мотивации состоит в том, чтобы работающие выполняли работу в соответствии с планом и делегированными им обязанностями.

 Функция контроля  рассматривается как процесс  обеспечения условий для достижения  целей организации. Суть в том,  что в процессе производства  могут возникать отклонения от  заданного плана выполнения работ.  Найти и устранить отклонения  в работе по выполнению плана,  прежде чем организации будет  нанесён серьёзный ущерб, - основная  задача функции контроля.

Принятие решений  – это выбор руководителем  одного из альтернативных вариантов  возможных действий, указывающих, что  и как планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

 Коммуникация  – это процесс обмена информацией  между людьми. Поскольку организация  представляет собой структурированный  тип отношений между людьми, функционирование  зависит от качества коммуникаций.

 Процесс управления  основан на реализации взаимозависимых  функций управления посредством  принятия решений и коммуникаций. 
 
 
 
 
 

Системный подход.

 При всех различиях  в подходах и выборе объектов  организации в них есть нечто  общее, и это общее использование  – использование универсального  инструментария менеджмента. Известно, что различия обычно выявляются  по мере детализации анализа  явлений, а общее уже проявляется  на более высоком уровне абстрагирования.  Достигнуть этого уровня позволяет  системный подход к организации  и управлению. Системная методология в менеджменте получила своё признание и широкое распространение уже во второй половине ХХ века. Научно-технический прогресс, давший мощный толчок широкой автоматизации производственных процессов, стал оказывать своё революционизирующее воздействие и на процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика – теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике, технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и практике управления социально-экономическими организациями. В России это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах. Из трудов зарубежных авторов, признававших системный подход как один из универсальных инструментов менеджмента, в России получили известность работы Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С. Оптнера, С. Янга, Дж. Риггса, М. Х. Мескона и др. Системный подход вошёл в современную теорию организации и управления как особая методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю. Суть системного подхода в менеджменте заключается в представлении об организации как о системе.

Системный подход —  это подход к исследованию объекта (трудности, явления, процесса) как к  системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, более  существенным образом влияющие на исследуемые  результаты его функционирования, а  цели каждого из частей, исходя из общего предназначения объекта.

Системы можно разделить на закрытые и открытые:

   Закрытая  система - это та система, которая  не имеет связи со своей  внешней средой (т. е. не обменивается  с внешней средой продуктами, услугами, товарами и др.). Пример -часы.   Открытая система имеет связи с внешней средой, т. е. другими организациями, институтами и т.д., имеющими связи с внешней средой. Таким образом, организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность (т.е. внутреннее единство, неразрывность, взаимную связь). Любая организация является открытой системой, т.к. взаимодействует с внешней средой. Она получает из окружающей среды ресурсы в виде капитала, сырья, энергии, информации, людей, оборудования т.п., которые становятся элементами её внутренней среды. Часть ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукты и услуги, которые затем передаются во внешнюю среду.

    

Значение системного подхода заключается в том, что  менеджеры могут проще согласовывать  свою конкретную работу с работой  организации в целом, если они  понимают систему и свою роль в  ней. Это особенно важно для генерального директора, потому что системный  подход стимулирует его поддерживать необходимое равновесие между потребностями  отдельных подразделений и целями всей организации. Он заставляет его  думать о потоках информации, проходящих

через всю систему, а также акцентирует внимание на важности коммуникаций. Системный  подход помогает установить причины  принятия неэффективных решений, он же предоставляет средства и технические  приемы для улучшения планирования и контроля.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:  менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать  огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений; руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим,менеджер должен видеть за частным - общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является; системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль. Системное мышление не только способствовало развитию новых представлений об организации (в частности, особое внимание уделялось интегрированному характеру предприятия, а также первостепенному значению и важности систем информации), но и обеспечило разработку полезных математических средств и приемов, значительно облегчающих принятие управленческих решений, использование более совершенных систем планирования и контроля.  Таким образом, системный подход позволяет нам комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, выявить характер проблем входа, процесса и выхода. Применение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления. Несмотря на все положительные результаты, системное мышление все еще невыполнило свое самое важное предназначение. Утверждение, что оно позволит применять современный научный метод к управлению, все еще не реализовано. Это происходит отчасти оттого, что крупномасштабные системы очень сложны. Нелегко уяснить те многие способы, при помощи которых внешняя среда влияет на внутреннюю организацию. Взаимодействие множества подсистем внутри предприятия не совсем осознается. Границы систем устанавливать очень трудно, слишком широкое определение приведет к накоплению дорогостоящих и непригодных данных, а слишком узкое — к частичному решению проблем. Нелегко будет сформулировать вопросы, которые встанут перед предприятием, определить с точностью информацию, необходимую в будущем. Даже если самое лучшее и самое логичное решение будет найдено, оно, возможно, будет невыполнимо. Тем не менее, системный подход дает возможность глубже понять, как работает предприятие.

Информация о работе Эволюция менеджмента