Школы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ и сравнительная характеристика основных положений школ управления.
Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи:
- проанализировать результаты имеющихся научных работ, относящиеся к теме исследования
- изучить основные положения школ управления, выдвинутые их основоположниками и последователями
- выявить сильные и слабые стороны школ управления
-оценить вклад представителей всех пяти школы в теорию менеджмента.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МЕНЕДЖМЕНТ 3 КУРС.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

     Одним из первых бихевиористов, в работах  которого проведен анализ человеческих потребностей и их влияние на мотивацию, был Абрахам Маслоу. Он известен как автор теории «Пирамида потребностей». А. Маслоу разделил человеческие потребности на пять основных категорий.

     1. Основные физиологические  потребности (первичные, базовые) – в пище, одежде, сне, жилище и др. удовлетворение этих потребностей обеспечивает человеку элементарное выживание и жизнедеятельность.

     2. Потребности в  безопасности –  потребность в защищенности, уверенности в завтрашнем дне. Им отвечают такие стимулы, как гарантированное социальное страхование, медицинское обслуживание, сведение к минимуму риска и т.п.

     3. Потребности в  социальной общности (принадлежности  и причастности) –  стремление входить в социальную группу, нужда в эмоциональной привязанности, любви, поддержке.

     4. Потребности в  уважении и самоуважении (признание и самоутверждение) – стремление быть компетентным, способным, уверенным в себе; пользоваться уважением со стороны окружающих, испытывать чувство собственной значимости и нужности для организации.

     5. Потребности самовыражения  (самореализации, самоактуализации) – стремление человека к раскрытию своих потенций, знаний, умений, навыков, к совершенствованию, к творчеству, нахождению достойного своим возможностям места в жизни 26.

     А. Маслоу располагает эти группы потребностей в строгой иерархической структуры. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.

     Школа человеческих отношений и поведенческих  наук внесла важный вклад, который может  быть суммирован следующим образом:

     1. Межличностные отношения стали  рассматриваться как серьезный  фактор роста производительности  труда и эффективности производства.

     2. Достижения науки о человеческом  поведении были применены в  управлении с целью активизировать  человеческий потенциал в максимально возможной степени.

     3. Впервые широко использовались  в теории и предлагались практике  приемы и методы управления, учитывающие  такие факторы как групповая  динамика, неформальные связи, социально-психологическая  мотивация, организация коммуникаций, лидерство, стили руководства и т.д 27. 

  Становление школы науки управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других, смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

  Школа науки управления сформировалась в  начале 50-х гг. и успешно функционирует  и в настоящее время. В школе  науки управления различают два  главных направления:

  1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.
  2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

   Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

   Процессный  подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

   Ситуационный  подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время 28.

  Заслуга школы науки управления заключается  в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

  Второе  направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

   Начало  применения математических методов  в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877).

   Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России.

   Ряд крупных специалистов, таких как  В.К .Дмитриев, Г.А. Фельдман, Л.В. Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ) 29.

   Особое  место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание.

Первая  в стране Лаборатория экономико-математических методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.

  В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов 30.

  Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно большое значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

  Вклад школы науки управления можно  суммировать так:

1. Применение  моделей, что позволило глубже  проникнуть в суть управленческих  проблем.

2. Точное решение сложнейших задач управления запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания и т.п.

3. Создание  и использование информационных  систем управления, широкое применение  вычислительной техники 31.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию  необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — это не только наука, но и искусство. 

 

Глава 2. Неоклассический менеджмент. развитие менеджмента в России. 

2.1. Современные подходы к  менеджменту. Направления и тенденции развития современного менеджмента 

     Во  второй половине XX в. в связи с ускорением темпов научно-технического и социально-экономического развития, усилением элементов неопределенности и непредсказуемости внешней среды, обострением конкурентной борьбы большинство передовых компаний в развитых странах мира вынуждены осуществлять перестройку  управления с целью повышения уровня организационной деятельности. Появились новые самостоятельные подходы к управлению, в определенной мере взаимодополняющие друг друга: количественный, процессный, системный и ситуационный. Каждый из этих подходов дал новое видение проблем менеджмента и способов их разрешения 32.

     Количественный  подход – важный шаг в развитии управленческой мысли. Хронологически это период с 50-х по 70-е гг. XX в. Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию менеджмента. Количественные методы, сгруппированные под общим названием «исследование операций», были использованы впервые при решении ряда военных проблем (например, война подлодок и разминирование портов англичанами после второй мировой войны). Начиная с 50-х гг. XX в., математические методы получили широкое распространение в экономических и управленческих исследованиях. Перед разработчиками ставилась задача исследовать процессы принятия управленческих решений на основе математических методов и с помощью электронно-вычислительной техники33. Управленческие проблемы постепенно стали исследоваться по специализированным направлениям: исследование операций, эконометрика, теория принятия решений и другие.

     По  своей сути, исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам  организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модели облегчают понимание сложной реальности. Модель – представление объекта (системы или идеи) в некоторой форме, отличной от самой целостности. Основная идея моделирования – создание модели, похожей на сам объект и сохраняющей его свойства. В менеджменте моделирование необходимо в силу сложности проблем, трудности, а порой и невозможности проведения экспериментов в реальной жизни, а также как способ увидеть будущее. Общими проблемами моделирования в менеджменте являются: недостоверные исходные допущения, информационные ограничения, плохое использование результатов моделирования, дороговизна методов 34.

     Ключевой  характеристикой количественного  подхода является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Самый крупный толчок к применению количественных методов в менеджменте дало появление компьютеров.

     Говоря  о значении количественного подхода, следует отметить два момента:

    1. подход углубил понимание сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей;
    2. подход позволил облегчить руководителям принятие решений в сложных ситуациях.

Именно  «количественная школа» в мировой управленческой мысли стимулировала привлечение положений теории систем, кибернетики – областей науки, синтезирующих, интегрирующих сложные явления в управлении.

     Концепция процессного подхода (50-70-е гг. XX в.) явилась крупным поворотом в управленческой мысли. С точки зрения этого подхода управление рассматривается как процесс. Работа по достижению целей – это не единовременное действие, а серия непрерывных и взаимосвязанных действий – управленческих функций. Процесс управления является общей суммой всех этапов управленческого цикла.

     Системный подход (60-90-е гг. XX в.) – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

     Системный подход явился одной из наиболее существенных тенденций в развитии менеджмента во второй половине XX века. Он послужил общей методологической основой базовых национальных школ менеджмента. Роль и значение системного подхода в управлении трудно переоценить. Управленцы всегда имеют дело с объектами, являющимися совокупностью разнообразных взаимосвязанных элементов, которые рассматриваются не изолированно, а в связи со многими объектами и явлениями. Применение системного подхода к управлению обеспечивает не только своевременное формулирование цели, наличие четких представлений о масштабах решаемых задач и характера предстоящей работы, но и установление иерархического порядка подчинения, определение обязанностей и прав принятия решений. Системный подход явился методологической основой для возникновения современной системы управления – стратегического менеджмента 35.

     В 70-е гг. XX в. в теоретический и практический менеджмент вошел еще один подход – ситуационный. Сущность данного подхода заключается в понимании умении действовать в конкретной ситуации. Каждая ситуация требует соответствующих методов, форм и технологий управления. В управлении нельзя искать универсальную технологию выхода из той или иной ситуации. Она всегда конкретна, уникальна, хотя и содержит некоторые общие приемы, формы и процедуры.

     Одним из уроков современного менеджмента является представление о том, что все принципы и рекомендации в менеджменте имеют лишь относительную значимость. Растущее значение приобретают ситуативные факторы, а сама управленческая теория – относительный характер. На Западе распространена «теория обстоятельств», сущность которой заключается в том, что в отличие от единственного наилучшего пути, который искали представители школ, современный менеджмент исходит из того положения, что самый лучший путь – это не поиск мистического оптимального пути достижения цели, а гибкость, способность к анализу и адаптивность к меняющимся обстоятельствам. Таким образом, главный тезис сторонников ситуационного подхода к менеджменту заключается в том, что не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях 36. 

Информация о работе Школы менеджмента