Школы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ и сравнительная характеристика основных положений школ управления.
Для достижения этой цели потребовалось решить следующие задачи:
- проанализировать результаты имеющихся научных работ, относящиеся к теме исследования
- изучить основные положения школ управления, выдвинутые их основоположниками и последователями
- выявить сильные и слабые стороны школ управления
-оценить вклад представителей всех пяти школы в теорию менеджмента.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МЕНЕДЖМЕНТ 3 КУРС.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

     В большом количестве в России последние  годы издается переводная литература, освещающая опыт международного менеджмента, функционируют сотни школ, курсов менеджмента, маркетинга и бизнеса, введены специальные дисциплины в вузах. За последние десять лет изданы монографии, учебники и учебные пособия отечественных авторов, появились серьезные журналы.

     Однако  в России  пока  еще  не  достигнуты  значительные  успехи  в  теоретическом  и  практическом  освоении  менеджмента 54.

     Реорганизовываются  старые  структуры  управления  и  власти  в  российской  экономике,  при  этом  используются  западные  модели  управления.  Однако  механическое  перенесение  концепции  управления  из  одной  социокультурной  среды  в  другую,  слепое  копирование  опыта того  или иного государства практически невозможно  и ведет к тяжелым экономическим и социальным  последствиям. Менеджмент  обусловлен  такими  базисными факторами,  как тип собственности,  форма государственного  устройства,  степень развития  рыночных  отношений.  Поэтому  развитие  современного  менеджмента   в  условиях  перехода  России  к  рыночной  экономике  в  значительной  мере  зависит  от  этих  факторов.

   В 1990-х гг. в связи с радикальными социально-экономическими преобразованиями встал вопрос об использовании зарубежных теорий менеджмента и управленческих технологий в России. На деле стали реализовываться следующие подходы 55:

  • копирование зарубежной теории менеджмента: перевод западных, по преимуществу американских учебников и монографий на русский язык; построение на их основе вузовских программ подготовки по управленческим специальностям и направлениям и, наконец, использование на практике основных положений теории;
  • адаптация западной теории менеджмента: приспособление западной теории к современным российским условиям; подготовка учебных пособий на основе западных аналогов, но с учетом реальной российской управленческой практики.

Однако, как отмечают исследователи, «невозможно  ни прямое копирование западного  и восточного опыта, ни полное отрицание достижений западной и восточной школы менеджмента. И первое и второе одинаково неприменимо.… Поэтому, российский менеджмент должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета». Сравнительные исследования национальных моделей менеджмента помогают избежать повторения чужих ошибок, отделить универсальные черты организации от ее институционально-культурной специфики. Потребность в таких исследованиях испытывают как российские предприятия и организации, осваивающие передовой управленческий опыт, так и зарубежные компании, открывающие свои филиалы и представительства в России.56

     Демократизация  общественной  жизни  страны  позволила  широким  слоям  населения,  практическим  работникам  ознакомиться  с  накопленным  богатым  мировым  опытом  теории  и  практики менеджмента,  а  ориентация  российской экономики  на  рыночные  отношения  сделала  просто  необходимыми  изучение  и  использование  опыта   передовых  государств.

В  связи  с  этим  отношение  к менеджменту  в  России  в  последние  годы  значительно  изменилось.  Опубликованы  труды  видных  теоретиков  и  практиков менеджмента.  Началась  активная  подготовка  управляющих   менеджеров. Учрежден  Российский  союз  менеджеров.

     К настоящему времени сложились крупные  управленческие школы: Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, Академии народного хозяйства при Президенте РФ, Государственного университета управления, Московского Государственного университета и др.

Среди авторов, двигающих вперед современную  российскую управленческую мысль, следует  отметить: О. Виханского, А. Наумова, Р. Фатхутдинова, З. Румянцеву, А. Гапоненко, А. Поршнева и многих других.

     Таким образом, укрепление теоретического фундамента менеджмента, накопление и анализ материалов прикладных исследований будет способствовать не только расширению ниши этой отрасли знания, но и актуализирует интерес к науке менеджмента у практиков современного управления 57.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Для выполнения курсовой работы нужно было решить ряд задач, поставленных в введении. Рассмотрев проблемы, цели и задачи исследования, мы:

    • Проанализировали содержание парадигм управления и их эволюцию.
    • Проанализировали основные школы управления. Рассмотрели основных представителей школ, а также рассмотрели современные концепции управления.
    • Проследили тенденции в теории и практике менеджмента.

Таким образом, можно сказать, что появление  новых парадигм управления, появление  современных концепций управления, а также появление новых школ управления приводит к более эффективной работе предприятий, компании выходят на новый уровень, все больше и больше развиваются.

     Хотелось  бы отметить, что все перечисленные выше школы внесли важный и ощутимый вклад в управление, но поскольку они выступали  в защиту «единственного лучшего способа», рассматривали только часть внутренней среды организации или игнорировали внешнюю среду, ни одна из них не гарантировала полного успеха во всех ситуациях.

    В соответствии с целью и  задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1.Подготовка  современных менеджеров-профессионалов  невозможна без знания истории  развития менеджмента. Менеджмент  развивался на протяжении веков,  прежде чем превратился в самостоятельную  отрасль знания, науку.    

2.Рыночная  экономика требует адекватной  ей системы управления, которая  должна претерпеть радикальные  преобразования вместе со всем  обществом. В условиях перехода  к рыночным отношениям важнейшим  фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

     3.Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

      В современных условиях перестройки  экономики на основе рыночных  отношений одним из приоритетных  ее направлений является выработка  основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта 58.

 

      БИБЛИОГРАФИЯ 

1. Александров, Е. Менеджмент в России и за рубежом [Текст] / Е. Александров. – М.: РАГС, 2002. – 432 с.

2.  Архипова, Ю. Теории «научного менеджмента» и «административного управления» в ретроспективе [Текст] / Ю. Архипова. – М., 1997. – 386 с.

3. Бобрышев, Д. История управленческой мысли [Текст] / Д. Бобрышев. – М.: РАГС, 1997. – 361 с.

4. Богданов, А. Тектология [Текст] / А. Богданов. – М., 1994. – 445 с.

5. Валовой, Д. История менеджмента [Текст] / Д. Валовой. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 523 с.

6. Веснин, В. Основы менеджмента [Текст] / В. Веснин. – М.: Знание, 1996. – 378 с.

7. Виханский, О., Наумов, А. Менеджмент [Текст] / О. Виханский, А. Наумов. – М.: Экономистъ, 2006. – 574 с.

8. Гапоненко, А., Панкрухина, А. Общий и специальный менеджмент [Текст] / А. Гапоненко, А. Панкрухина. – М.: РАГС, 2000. – 396 с.

9. Глухов, В. Менеджмент [Текст] / В. Глухов. – СПб., 1999. – 463 с.

10. Горбунов, А. Основы социального менеджмента [Текст] / А. Горбунов. – Пятигорск: Кавказская здравница, 1999. – 778 с.

11. Кантер, Р. Рубежи менеджмента [Текст] / Р. Кантер. – М.: Олимп-бизнес, 1999. – 342 с.

12. Кравченко, А. История менеджмента [Текст] / А. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2007. – 426 с.

13. Коргова, М., Салогуб, А. История менеджмента [Текст] / М. Коргова, А. Салогуб. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 232 с.

14. Корицкий, Э. Научный менеджмент [Текст] / Э. Корицкий. – СПб.: Питер, 1999. – 475 с.

15. Коротков, В. Концепция менеджмента [Текст] / В. Коротков. – М.: Дека, 1999. – 462 с.

16. Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций [Текст] / Г. Кунц. – М.: Прогресс, 1999. – 265 с.

17. Ладанов, И. Практический менеджмент: психотехника управления и самотренировки [Текст] / И. Ладанов. – М., 2000. – 322 с.

18. Мазур, И. Всеобщая история менеджмента [Текст] / И. Мазур. – М.: ЕЛИМА, 2006. – 456 с.

19. Максимцов, М. Менеджмент [Текст] / М. Максимцов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 354 с.

20. Маршев, В. История управленческой мысли [Текст] / В. Маршев. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 421 с.

21. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2003. – 425 с.

22. Омаров, А. Современный менеджмент в России [Текст] / А. Омаров. – М., 2002. – 388 с.

23. Пашков, А. В.И. Ленин и развитие экономической науки в СССР [Текст] / А. Пашков. – М., 1991. – 497 с.

24.  Пивоваров, С. Сравнительный менеджмент [Текст] / С. Пивоваров.  – СПб.: Питер, 2001. – 577 с.

25. Румянцева, З. Менеджмент организации [Текст] / З. Румянцева. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 552 с.

26. Тейлор, Ф. Принципы научного менеджмента [Текст] / Ф. Тейлор. – М., 1993. – 461 с.

27. Уткин, Э. История менеджмента [Текст] / Э. Уткин. – М.: ЭКМОС, 2000. – 370 с.

28. Файоль, А. Общее и промышленное управление [Текст] / А. Файоль. – М., 1998. – 594 с.

29. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации [Текст] / Дж. Шелдрейк. – СПб.: Питер, 2001. – 442 с.

Информация о работе Школы менеджмента