Шпаргалка по "Гос экзаменам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:03, шпаргалка

Описание работы

1.Основы экон.анализа
-анализ и синтез.Анализ – это рассмотрение частей единого целого. Синтез-соединение отдельн.частей рассматр-го явл-я в единое целое. -индукция и дедукция.Индукция-движение мысли от частного к общему. Дедукция –от общего к реальным экономич. фактам. Каждое экономич.явл-е имеет колич. и кач-ую стороны, находящ.в тесной связи и взаимозавис-сти. Кач-ая сторона выражает сущ­ность явл-я. Она явл. ведущей, определяющей ко­лич-ные величины, меру данного отнош-я. Коли­ч. анализ эконом.явл-й предполаг.широкое использ-е в экономич.теории статист-ких данных, методов матем-ки, экономико-математи­ч. моделиров-я и вычислительн. техники. Историч. и логический методы использ-ся для исследов-я эконом. процессов в их единстве, целостности. Историч.метод изучает эти процессы в той историч. послед-сти, в кот. они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни.

Работа содержит 1 файл

госы.doc

— 781.50 Кб (Скачать)

 

52. Сущность и функции муниципального управления.

В теории муницип. упр-я вопрос о функциях упр-я явл. одним из центральных,т.к. он раскрывает сущность и содержание управленч. деятельности на всех уровнях муницип.упр-я.Возникновение функций управления - это рез-тат дифференцированных целенаправленных воздействий разделения и специализации труда в сфере муницип. упр-я. Любой объект муницип.упр-я направлен на создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения МО. Содержание упр-я связано с содержанием объекта, определяется им и вытекает из него. Функции упр-я муниц. объектом - особый вид деят-сти, выражающий направления целенаправленного воздействия на отношения людей в процессе упр-я МО. Функции муниц. упр-я обусловлены его природой, местом МСУ в системе народовластия, теми задачами и целями, на достижение которых направлена муниципальная деятельность. Функция упр-я - это элемент системы муницип. упр-я, она определяет содержание муницип. упр-я.Муниц. упр-е - это процесс целенаправленного воздействия на объекты, кот. сост. из выполнения основных и конкретных функций упр-я. К основным (общим) функциям упр-я отн.: планирование, организация, координация, контроль и стимулирование (активизация). Все функции зависят друг от друга, а именно планирование организуется, контролируется, стимулируется и координируется; организация планируется, координируется, контролируется и т.д.Объект муниц.упр-я - это структурно обособленное звено в системе муниципального управления, осуществляющее одну из стадий процесса целенаправленного управляющего воздействия для достижения поставленных целей. Установление количественного состава объектов муниципального управления служит основанием для определения конкретных функций управления, соответствующих каждому выделенному объекту управления. 1)Обеспеч-е участия нас-я в реш-и ?-ов местн.знач-яВажной стороной муниц.деят-сти явл. создание усл-й для эф-го участия нас-я в осущ-и МСУ. 2)Удовлетв-е основн. жизнен.потр-стей нас-я в сфере, отнесен.к мун. уровню.К основн. ц/м мун. упр-я отн. улучшение условий жизни нас-я, создание благоприятн. среды ж/деят-сти нас-я МО. 3)Упр-е мун. собс-стью и финансами. ОМСУ вправе распоряжаться мун.соб-стью  в случаях, предусм.законами суб-та федерации и Уставами МО.ОМСУ в соотв-и с законом праве передавать об-ты мун. собс-сти во временное или постоянное пользование ФЛ и ЮЛ, сдавать в аренду, а также отчуждать в установлен. порядке. Они также вправе совершать с муниц.имущ-вом и иные сделки, определять в договорах и соглаш-ях условия использ-я приватизируемых или передаваемых в пользов-е об-тов муниц.й соб-сти.ОМСУ и/т право на образов-е целевых внебюджетных фондов, на создание муниц. банков и др.х финанс.-кредитных орг-ций.4)Обеспеч-е комплексного соц.-экономич. развития МО.МО –тер-но-пр-ный и хоз-ный комплекс. Комплексное развитие МО призвано обеспечить повышение эф-сти местного хоз-ва, реш-е соц.-культурных, экологич. задач, а также рац-е использ-е трудовых, природн. и друг. местн.ресурсов, создание необх-х условий жизни и отдыха нас-я.Ф-ции комплексного соц.-экономиче. развития МО осущ-ся прежде всего поср-вом планир-я. Представит.органы МСУ принимают планы и программы развития МО, а также контрол-ют их реализацию, утверждая отчеты об их исполн-и.Осущ-ние комплексного соц.-экономич.развития МО тесно связано с его бюдж.-финанс.политикой, направл. на материальн.обеспеч-е муницип. планов и программ..5)Охрана обществен. порядка и окр. средыОбществен. порядок – основа нормальной жизни местн. сообщества, функционир-ния местн. демократии, необходим. условие реализации прав и свобод граждан.Окр.прир. среда – это естествен.основа ж/деят-сти людей, необходим. условие и ср-во соц.-экономич. развития МО.6)Защита интересов и прав МСУ, гарантир-ных гос-вом.В России действует система гос.гарантий МСУ, включая право на судебную защиту. Так. обр., защита прав МСУ– это важная сторона деят-сти ОМСУ.

 

 

53. Муниципальная соц.политика

Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования. Социальная политика – система мер, действий, мероприятий, осуществляемая ее субъектами (органы гос-го управления, работодатели, профсоюз, общественные организации, органы законодательной, исполнительной власти различных уровней, отдельные граждане и соц-е группы идр.) и направленная на формирование социальной стратегии гос-ва в целях развития общества, создание общественно приемлемых социальных условий для реализации возможностей и потребностей членов общества и повышения уровня их жизни. Основные направления муниципальной политики определяются в местном бюджете. Основными сферами муниципальной политики является деятельность в сфере социума, занятость и трудовые отношения, жилищная политика, охрана здоровья населения, поддержка отдельных групп населения, образование, культура и досуг.

 

 

54. Правовая база МСУ.Основные функции МСУ.

Правовая база МСУ -- это система законодат-х и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.Состав правовой базы:1.Конституция РФ.2.ФЗ №131, др. федер.законы3.Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные федер. правовые акты4.Конституции (уставы) суб-тов РФ, законы и иные правовые акты органов гос.власти субъектов федерации5.Уставы МО-й, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, правовые акты органов и должностных лиц МСУ.Правовую основу МСУ составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а также правовая база РФ, включ.в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, ФЗ №131», др. федер.законы, издаваемые в соотв-и с ними иные НПА РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федер. органов исполнит. власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Формирование правовой базы МСУ основано на разграничении полномочий м/у уровнями власти и соподчиненности правовых норм. Поскольку установление общих принципов орг-ции МСУ явл., согласно Конституции, предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соотв-и с ними законов и иных НПА субъектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Муницип. правовые акты не могут противоречить федер. правовым актам и правовым актам субъектов РФ.Правовая база МСУ находится в стадии формирования. Но в системе правовых знаний уже выделилась особая отрасль – муницип.право. Оно регулирует отн-я, возникающие в, процессе организации и деятельности МСУ. Это комплексная отрасль, появившаяся на стыке нескольких отраслей права: конституционного, административного, финансового, земельного, экологического и др. Функции МСУ: 1) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; 2) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами МСУ. Представительные органы МСУ устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственность; 3) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;4) обеспечение прав и интересов населения и местного самоуправления. Создание условий жизнедеятельности; 5) охрана общественного порядка и обеспечение противопожарной безопасности; 6) представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

 

55. Сущность и основные проблемы системы бюджетного федерализма.

Бюджетн.федерализм-  система налогово-бюджетн.взаимоотн-й органов власти и упр-я различных уровней на всех стадиях бюджетн. процесса. Также бюдж. федер-зм-принцип построения бюдж.отн-й, кот.позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее суб-та и ОМСУ. Основу формиров-я системы бюдж. федерализма составляет К-ция РФ. Российская система бюдж. федерализма включ.в себя бюджетные потоки, налоговый федерализм, блок финансовых трансфертов, блок федер. программ, блок целевых бюдж. фондов, блок дотаций и субвенций. Причем межбюджетные потоки внутри каждого из суб-тов юридически выпадают из отн-й бюдж. федер-зма. Местные органы не явл. суб-тами федер. отн-й. ОМСУ не входят в систему органов гос. власти. Основн. кач-ными хар-ками бюдж. федер-зма явл. разгранич-е доходов м/у бюджетами различ. уровней в гос-ве в соотв-вии с разгранич-ем полномочий на законодат. уровне; стремление к самодостаточности всех тер-рии; самост-ность в осущ-нии бюдж. прав и бюдж. процесса.Под принципами бюдж. федер-зма понимают такое устр-во бюдж. системы, при кот. обеспеч-ся:-самост-ность бюджетов разных уровней. Самост-ть бюджетов в данном случае означает:1закрепление за каждым уровнем власти собств. доходных источников и права самост-но определять направления расходования бюдж. средств в рамках действующего законод-ва;2.недопустимость изъятия дополнит-но полученных доходов в вышестоящие бюджеты;3.компенсацию расх-в, возникающих в рез-те реш-й, принятых вышестоящими органами гос. власти и упр-я, бюджетам.-разгранич-е расходных обязат-в м/у органами гос. власти и упр-я различных уровней;-соответствие объема расходных обязат-в, возложенных на каждый уровень гос. власти и упр-я, доходным полномочиям;-наличие формализованного механизма корректировки дисбаланса  м/у расходными обязат-вами и доходными полномочиями каждого уровня власти;-наличие спец. процедур предотвращения и разреш-я конфликтов м/у различными уровнями органов гос. власти и упр-я.Взаимосвязи звеньев бюдж. системы РФ реализуются через механизм межбюдж. отн-й, в основу кот-х заложены принципы бюдж. федер-зма. Межбюджетные отнош-я предст. собой совок-сть отн-й м/у органами гос. власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ и МСУ по поводу разграничения полномочий и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обяз-стей и ответ-ности органов власти в области орг-ции бюджетного процесса.Стр-ра бюдж.системы РФ сост. из след. уровней: 1) федер. бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;2) бюджеты суб-тов РФ и бюджеты тер-ных гос. внебюджетных фондов;3) местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниц. районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниц. преобразований городов федер. значения Москвы и Санкт - Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.Проблемы: Завышенный уровень централизации проявляется практически во всех эл-тах системы бюдж. фед-зма. Одновременно через различные виды финанс. помощи бюджетам суб-тов федерации из федер. бюджета фактически возвращается определен. доля полученных с этой тер-рии федер. налогов. Возможность закрепления за каждым уровнем собственных непересекающихся ист-ков практически не задействуется (за искл-ем налога на имущ-во). Выравниванию должны подлежать не все доходы бюджетов суб-тов федерации,  а т/о те, налоговая база кот-х фактически явл. рез-том деят-сти или регулирования со стороны Федерации в целом.  К числу таких доходных источников отн. налоги на прибыль и на добавленную стоимость,  акцизы,  налог на имущ-во,  подоходный налог с физич. лиц.

 

56. Избирательная система РФ.

Избират.система–совок-сть организ-но-правовых мероприятий, иных элементов выборов, объединяемых вокруг способов орг-ции избирательной тер-рии, определение рез-тов голосования и распределение мандатов м-у кандидатами, списками кандидатов. В РФ широко испол-ся мажоритарная система и пропорциональная ИС. Мажоритарная ИС – избрание депутатов по тер-ным избирательным округам, на кот. разбивается тер-рия соответствующего гос-ва, тер-ные ед-цы. Если в одном избират. округе избирается 1 депутат - это будет одномандатный округ, если 2 – двухмандатный, если 3 и более – многомандатный округ. При такой ИС каждый кандидат выдвигается в соответствующем избират. округе (самовыдвижение или выдвижение политической партией). «Победитель» должен набрать больше голосов избирателей, чем его соперники. Мажоритарная ИС абсолютного большинства – не просто больше голосов, но и не меньше половины от общего числа зарегистрированных избирателей (50 + 1%). Если «победителю» достаточно не менее половины голосов от числа избирателей – мажоритарная ИС простого большинства (50%). Если для победы необх-мо определенное число голосов – мажоритарная ИС квалифицированного большинства. Когда для победы достаточно набрать больше голосов, чем соперники – мажоритарная ИС относительного большинства. Голосование по МИС может проводиться в 1 или 2 тура. Если законод-во установило планку голосов, кот. должен превзойти «победитель» и он перешагнул ее в первом туре, на этом выборы заканчиваются. В ином случае, во 2 тур выходят 2 кандидата, получившие наибольшее число голосов в 1 туре. А победителем может считаться тот, кто наберет во 2 туре больше голосов.Пропорциональная ИС – голосование за списки кандидатов в депутаты. Списки выдвигаются политич. партиями и избирательными блоками, а вся страна на время выборов становится единым избират. округом. Избиратель приходя на выборы получает избират. бюллетень, в кот.перечислены все списки кандидатов. Избиратель голосует только за 1 список исходя из своих симпатий и интересов. Избиратель голосует – а победа пропорциональна числу голосов, поданных за список. Для этого общее число голосов избирателей, принявших участие в выборах делится на число депутатских мандатов, подлежащих замещению. Получается избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым списком делится на избират. частное и таким путем партия, избират.блок узнают сколько им досталось депутатских мандатов. Причем, в распределении мандатов участвуют не все партии и избирательные длоки участвовавшие в выборах, а только преодолевшие установленный законом %ый барьер (7%).

 

57. СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Собственность является самым значимым фактором территориального образования. Собственность территориальных образований тесно связана с масштабами государственного и муниципального сектора экономики. Источником развития государственного сектора экономики главным образом является налоговая база государства, которая тем больше, чем выше ёмкость этого сектора. Емкость гос.сектора экономики обеспечивается объёмом потребления средств бюджета учреждёнными и контролируемыми государством предприятиями и учреждениями, а также размерами его инвестиций. Муниципальный сектор экономики - это ограниченный границами муниципального образования сектор хозяйственных отношений, ориентированный на поддержание и развитие тех сфер национальной экономики, которые отнесены к компетенции муниципальных властей. Функционировать в муниципальном секторе экономики могут предприятия любой формы собственности, целью которых являются удовлетворение муниципального интереса. К примеру, частное образовательное или лечебное заведение, АО, специализирующееся на ремонте жилого фонда, строительная компания или страховое общество- все они функционируют в муниципальном секторе экономики и вынуждены учитывать не только собственные интересы, но и интересы муниципального образования, на территории которого они проводят свои текущие операции. Важнейшими элементами гос. и муницип. секторов экономики являются гос.и муниципальные унитарные предприятия, являющиеся непосредственными проводниками государственной и муниципальной политики в регионах. Как гласит ст.113 Гражданского кодекса РФ, «Унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственным имуществом». Имущество унитарного предприятия является неделимым, находящимся соответственно в гос. пли муниципальной собственности. Так государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения имуществом только с согласия собственника – гос. или муниципального органа власти. Предприятие, действующее на основе права хозяйственного ведения, не вправе без согласия собственника передавать недвижимое имущество в залог, аренду, включать в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ.

 

 

 

58. Основные функции местного самоуправления (ФЗ №131 2003 г.)

 

              Под функциями местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Информация о работе Шпаргалка по "Гос экзаменам"