Шпаргалка по "Гос экзаменам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:03, шпаргалка

Описание работы

1.Основы экон.анализа
-анализ и синтез.Анализ – это рассмотрение частей единого целого. Синтез-соединение отдельн.частей рассматр-го явл-я в единое целое. -индукция и дедукция.Индукция-движение мысли от частного к общему. Дедукция –от общего к реальным экономич. фактам. Каждое экономич.явл-е имеет колич. и кач-ую стороны, находящ.в тесной связи и взаимозавис-сти. Кач-ая сторона выражает сущ­ность явл-я. Она явл. ведущей, определяющей ко­лич-ные величины, меру данного отнош-я. Коли­ч. анализ эконом.явл-й предполаг.широкое использ-е в экономич.теории статист-ких данных, методов матем-ки, экономико-математи­ч. моделиров-я и вычислительн. техники. Историч. и логический методы использ-ся для исследов-я эконом. процессов в их единстве, целостности. Историч.метод изучает эти процессы в той историч. послед-сти, в кот. они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни.

Работа содержит 1 файл

госы.doc

— 781.50 Кб (Скачать)

Дисциплинарная ответственность за бездействие или ненад­лежащее выполнение задания реализуется в форме взыскания, замечания, выговора, перевода на другую работу, увольнения.

Административная ответственность наступает за соверше­ние административного правонарушения, нарушения прав и свобод граждан. Базой для реализации административной ответ­ственности является административное и гражданское право и другие регламенты.

Экономическая ответственность призвана компенсировать полный или частичный ущерб от УР, нанесенный руководите­лем в материальной или денежной форме.

Этическая ответственность наступает в случае нарушения ру­ководителем этических норм, представляющих собой систему об­щих ценностей и правил этики, соблюдение которых обязательно для всех работников организации. Этические нормы включают оценки смысла жизни, назначения человека, содержания добра и зла, морального долга, нравственных принципов и идеалов (благо­родство, вежливость, выдержка, гуманизм, доверие, единство слова и дела, искренность, правдивость, принципиальность, самооблада­ние, скромность). Ответственность реализуется в форме изменения общественного мнения о руководителе, вынесении ему обществен­ного порицания, объявления о его несоответствии должности по этическим соображениям.

Партийная ответственность наступает за деятельность пар­тийного функционера, существенно расходящуюся с уставными документами и решениями представляемой им политической организации. Ответственность реализуется в форме осуждения, исключения из партии, вывода из руководящего состава партии.

Материальная ответственность обычно применяется по от­ношению к компаниям с ограниченной ответственностью.

 

 

67. РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

Наука, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы региона как субъекта РФ с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, место и роль в общероссийском и международном разделении труда называется регионоведением или регионолистикой. Насчитывается порядка 100 толкований региона или района. В зависимости от того, что преимущественно рассматривается в процессе изучения региона. Регион явл. подсистемой социально-экономич. комплекса страны. С позиции социально –экономич-х под регионом понимают определенную часть народно­хозяйственного комплекса, отличающегося географическими условиями, природно-ресурсной специализацией, и относительно замкнутая часть в производственно-технологическом и экономическом отношении. Для региона характерно развитие в соответствии с имеющимся сочетанием природных ресурсов и сложившейся социальной инфраструктурой. Для региона характерен высокий уровень внутрирегиональных производственно-экономических связей. Термин «регион» определяется как выделившаяся в процессе общественного разделения пруда часть территории страны, которые характеризуются специализацией на производстве тех или иных товаров или услуг, общностью и специфичностью воспроизводственного процесса, комплексностью и целостностью хозяйства, наличием органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач. Основными принципами районирования предусматривается выделение 3-х главных звеньев: 1) крупные экономические регионы; 2) регионы среднего звена: республики, области, края. 3) низовые регионы (административно-хозяйственные районы, городские и сельскохозяйственные поселения), 4) регионы представляющие собой выражение политической самостоятельности, отражающей демократическую волю народа, принимать ту форму политической организации, которая более предпочтительна. Регион сам выбирает свое руководство, обладает функцией автономии, достаточными собственными ресурсами, имеет право принимать свои собственные налоги, определять источники налоговых поступлений и устанавливать критерии определения своих налогов, пошлин и сборов. Регион это территория в административных границах субъекта федерации, характеризующийся комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, то есть наличием политико-административных органов управления.

 

68. Основные критерии и показатели социально-экономического развития региона.

Анализ соц.-экономич. развития региона нацелен на решение след.задач:• оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;• выявление причин ухудшения состояния окр. среды;• изучение особенности динамики и половозрастной стр-ры нас-я, причины основных миграционных потоков;• оценка использов-я труд. ресурсов в разрезе основных отраслей экономики;• раскрытие специфич.особенностей незанятости (безработных) в регионе;• оценка достигнутого уровня и кач-ва жизни нас-я, обеспеченности основными объектами соц.инфрастр-ры;• оценка достигнутого уровня экономич. развития региона (промышл-сти, сельского хоз-ва, произв-ной инфрастр-ры) с позиций возм-сти функционирования в условиях рынка;• анализ межрегион-х и внешнеэкономич.связей региона;• выявление экспортных резервов произв-ва;• оценка финанс. положения тер-и, имеющихся источников доходной части бюджета и сложившихся направлений расходования финанс.ресурсов региона;• оценка возм-стей использ-я предпр-й различ.форм собств-сти в интересах хоз-ва и нас-я региона.Соц.-экон.развитие включ. в себя такие аспекты, как:-рост пр-ва и дох-в; -перемены в институциональной, соц. и администр.стр-рах общ-ва; -перемены в обществ. сознании; -перемены в традициях и привычках.Цели и критерии соц.-эконом. развития региона. Цели: увелич-е дох-в, улучшение образ-я, питания и здравоохр-я, снижение ур-ня нищеты, оздоровление окр.среды, равенство возм-стей, расширение личной свободы, обогащение культ. жизни. Соотв-но целям развития регионов строится система критериев (хар-стик развития) и показателей, кот.измеряют эти критерии. Для расчета исп-ся 3 показ-ля эконом. развития: -ожидаемая продолжит-сть жизни при рождении; -интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого нас-я и средняя продолжит-сть обучения); -величина душев.дохода с учетом покупательной спос-сти валюты и снижения предельной полезности дохода.Также м-о исп-вать и отдельн. частные показ-ли развития региона: -нац.доход на душу нас-я; -ур-нь потребления отдельных матер-х благ; -степень диффер-ции дох-в;-продолжит-сть жизни; -ур-нь физич. здоровья; -ур-нь образов-я; -степень счастья нас-я. Выдел. долгосрочн. и краткоср. цели и соотв-щие им критерии эконом. развития страны. Долгоср.цели— становление и развитие постиндустр-го общ-ва, создание рабоч.мест высшей квалиф-ции для будущ. поколений, повыш-е ур-ня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохр-я, образов-я и культуры. Краткоср. Цели- преодоление кризиса и достиж-е конкр. величин прироста ВНП в след. году, квартале, месяце и пр. В  кач-ве тактич. целей регион-го развития выступают промежуточные задачи, играющ. роль необх-х условии успешного развития: -привлеч-е новых видов бизнеса; -расшир-е сущ-щего бизнеса; -развитие малого бизнеса; -развитие центра города; -развитие промышл-сти; -развитие сферы услуг; -повыш-е ур-ня занятости нас-я региона. Особое знач-е в определ-и ур-ня экон. развития региона и/т традиц.показ-ли, оценив-щие уровень пр-ва и потребл-я благ и рост этого ур-ня в расчете на душу нас-я(ВНП,ВВП, реальный ВНП на душу нас-я, темпы роста этих показ-лей). На ур-не региона можно рассм-вать след. критерии и соотв-щие им показ-ли соц.-экономич. развития: -ВНП или ВВП (абсол. величина и на душу нас-я) и темпы роста этих показ-лей; -средн.уровень дох-в нас-я и степень их диф-ции; -продолжит-сть жизни, ур-нь физич. и психич. здоровья людей; -ур-нь образов-я; -ур-нь потребления матер.благ и услуг(продуктов питания, жилья, телеф. услуг), обеспеч-сть домашних хоз-в товарами –длит.пользов-я; -ур-нь здравоохр-я (обеспеч-сть поликлиниками, аптеками, больницами, диагностич. центрами и услугами скорой помощи, кач-во предоставляемых медиц.услуг); -состояние окр. среды; -рав-во возм-стей людей, развитие малого бизнеса; -обогащение культ. жизни людей.

 

 

69. Сущность и основные цели региональной политики государства.

Под рег. политикой понимается система целей и задач органов гос. власти по упр-ю политич., эконом. и соц. развитием региона страны, а так же механизм их реализации. Главными вопросами явл.сохранение и укрепления целостности и единства общественности и гос-ва, сокращение  полномочий  и предметов  ведения,  кот. ранее  принадлежали органам гос. власти и федер. центра; определение системы полномочий и предметов совместного ведения органов гос. власти фед. центра и субъектов   федерации;   расширение   границ   суверенности   предметов   ведения органов гос. власти, субъектов федерации; утверждение принципов равноправия всех субъектов федерации как во взаимоотношении между собой так и с органами гос. власти; установления договорного порядка между фед. центром и субъектами федерации;    ведение    институтов    взаимного    представительства    структуры исполнительной власти фед. центра и субъектов федерации. Целями рег. политики в области международных и внешнеэкономич. связей суб-тов РФ явл.: 1) использов-е регион. политики в области м/ународных и      внешнеэкономич. связей      суб-кта      РФ      для      обеспеч-я внешнеполитич. и внешнеэкономич. интересов РФ на м/ународной арене;  2) реализация  внешнеполитич. миссии  РФ  и  её  м/ународных обязательств, согласованность действий фед. органов гос. власти и органов гос. власти РФ в выполнении международных договоров и соглашений; 3) учет интересов субъектов  РФ  при  разработке  концепции   внешней   политики  РФ, подготовке и заключение м/ународных договоров РФ; 4) содействие суб-там РФ в освоении опыта деят-сти в области внешних связей, их активному вхождению в м/ународные сотрудничество и участию в проектах и программах международных орг-ций, связанных с региональным развитием; 5) развитие культурного сотрудничества и гуманитарных связей на региональном уровне, расширение контактов и поддержка соотечественников за рубежом; 6) содействие установлению  тесных  связей   м/у  регионами   России   и   гос-вами   - участниками   Содружества   Независимых   Государств;   7)   широкое   участие представителей суб-тов РФ в общеевропейском сотрудничестве региональных и местных властей. Разработка внешнеэкономич. политики страны не только на федер. уровне, но и на уровне суб-тов Федерации требует повышения организ-ных функций местных органов власти. Расширение международной деятельности российских регионов обусловливает, в свою очередь, проведение анализа и оценки эффективности внешнеэкономической деятельности на местах, поэтому   актуальность    исследования    заключ.   в    изучении    реализации регион-х     преимуществ     через     внешнеэкономич.составляющую произв-но-хоз-ной деят-сти субъектов Федерации. Серьезным препятствием  на пути развития  внешнеэкономич.деят-сти регионов явл. организац.структура упр-я ею.

 

 

70.Управление рыночной системой региона.

Рыночная инфраструктура региона - это совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование различных рынков.

Классификация рыночных структур региона. 1) региональный финансовый рынок имеет свою инфраструктуру в виде банковской системы, фондовых и валютных бирж, брокерских и страховых компаний, аудиторских фирм, а т.ж. региональных структур государственных органов; 2) региональный товарный рынок имеет инфраструктуру в виде организации материально-технического снабжения и сбыта (товарные биржи, аукционы); 3) региональный рынок труда - в неё входит биржи труда, системы изучения спроса и предложения рабочей силы, учета и переподготовки кадров, организации общественных работ, назначения пособий по безработице, регулирование миграции и т.п.

 

71. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов

Соц.-экономич. развитие регионов в наст. время испытывает влияние 3-х главных факторов. 1. Рыночн. – взаимопроникновение рег-ных, нац-ного и мировых рынков. Для России и ее регионов наиболее значимым явл. либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближ. будущем в рез-те вступления  в силу соглашения с ЕС и возможным принятием в ВТО.2. Конкурентн. – усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции – конкуренции в области качества жизни и инноваций. 3.Произв-ного – постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу орг-ции произв-ва, что подразумевает замену массового произв-ва мелкосерийным; замену вертикальной орг-ции труда – горизонтальной; низкой индивидуальной ответств-ти – соучастием индивида в произв-ном процессе.Как и всякая экономич.система, регион имеет внутр.и внешнюю среду, кот.взаимод-ют. Эти связи м.б.как прямого, так и косвенного воздействия.Для кач-ной хар-стики и оценки динамики изменения внутр.среды достаточно проанализ-ть след. гр-пы ф-ров, хар-щих:-произв-но-ресурсный потенциал региона;-стр-ру регион.рынка;- кадровый потенциал региона;-регион. бюджет;-стратегию региона.Внешняя среда региона прямого воздействия вкл.взаимосвязи с партнерами:-внешними поставщиками т/у;-внешними потребителями;-регионами-конкурентами;-финанс.и орг-циями;-транспортн. Предпр-ями.Среда косвенного воздействия на регион м-т включать след. группы ф-ров влияния:-общеэкономич.;-общеполитич.;-научно-технич.; -природно-экологич.;-демографич..В зарубежной теории и практике в наст. время различают 2 большие гр-пы ф-ров: так называемые «жесткие» и «мягкие». «жесткие»-  колич-но измеряемые факторы: а) ориентирован. на производ-ный ресурсы (земля, рабочая сила, капитал); б) ориентированные на произв-во и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфрастр-ра, стр-ра нас-я и потребления); в) установлен. гос-вом  (налоги, система хозяйствов-я, субсидии и программы поддержки). Мягкие ф-ры  касаются колич-но  трудноизмеряемых категорий:  уровня развития соц. среды населенного пункта, его, если так можно выразиться, дружественности экономики. В кач-ве мягких факторов чаще всего упоминают: -стабильность полит.ситуации;-стабильность обществен. климата;-квал-цию занятых по найму;-регион. стр-ру эк-ки и отдельных предпр-й; -кач-во системы образов-я и системы подг-ки кадров;-оснащение региона вузами, технологич. центрами, исследовательскими орг-циями;-наличие факторов, ориентированных на произв-во услуг (экономич. и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг);-отн-е к экономике основных действующих лиц региона (предпр-ий и союзов предпр-телей, работающих по найму и профсоюзов, коммунальных и регион-х админ-ций, политиков);-кач-во жизни в регионе (кач-во жилья, экологич. ситуация, культурные и рекреацион.возм-сти и т.д.). Регионы предст.соб. сложные соц.-экономич. системы, и также явл. суб-тами конкурентной борьбы за потребителя, выделяясь среди прочих уровнем конкурентосп-сти. Внутренние св-ва каждого региона отражают как конкурентосп-сть, так и их место в общей системе рыночных отн-й. Конкурентоспособность следует рассматривать как эконом. категорию, характеризующую способность тер-рии обеспечивать высокий уровень жизни нас-я и дохода собственникам капитала, а также эф-но использовать при произв-ве т/у имеющийся в регионе экономич.потенциал.3 составляющие конкурентосп-сти региона:- высокий уровень жизни нас-я (конкурентос-сть на рынке труда),- эфф-сть функционирования хоз-ного механизма региона (конкурентосп-сть на рынке т/у),- инвестиционная привлекательность региона (конкурентосп-сть на рынке капитала). факторы, определяющие конкурентосп-сть региона:- человеч. потенциал;- региональный экономич.потенциал;- финансы;- инновации;- институт упр-я регионом;- инфрастр-ра;- интеграция;- менеджмент.Эф-ность использов-я факторов, влияющих на конкурентосп-сть регионов, зависит от наличия и уровня взаимодействия региональных институтов, способств-щих повышению темпов экономич. развития. Определение конкур-сти региона как совок-сти соц., экономич., экологич., политич.и прочих взаимосвяз-х характеристик, обеспеч-щих региону более выгодную позицию на внутр.и внешнем рынках производимых на его тер-ии т/у нацеливают органы упр-я региона, а также нас-е и бизнес-сообщество на активную деят-сть по использов-ю,имеющихся в их распоряжении ресурсов.

 

72. Планирование персонала

Кадровое планиров-е-это постановка ц/й в области УП, а также определ-е сопутствующих этим ц/м задач, стратегий и мероприятий,направл. на своевремен.удовлетв-е потр-сти орг-ции в персонале надлежащего колич. и кач-го состава, повыш-е эф-сти труда, развитие спос-стей раб-ков, создание достойных условий труда, обеспеч-е занятости.Цели и задачи кадр. план-я.1. предоставить работающих на рабоч.места в нужном кол-ве и в нужное время в соотв-и с их способ-ми  треб-ям орг-ции.2. создание усл-й для мотивации б/е высокой произв-сти труда и удовлетв-ности работы3.рац-е исп-е потенциала всего перс-ла 4.предвидение проблемы,связ.с избытком или нехваткой перс-ла. Задачи к.пл. 1.план-е потр-стей в перс-ле2.план-е привлеч-я и сокращения штата3.план-е и исп-е кадров4.план-е развития кадров5.расходы по содерж-ю персоналаПотребность в П-ле следует рассм-ть как колич.и кач-е.Данный вид план-я вкл.в себя:1.оценку наличного потенциала труд.рес-сов.Для этого необх-мо наладить системы сбора и постоян.обновления инф-ции. 2.оценка буд-х потреб-тей: а)метод экстраполяции-перенесение сегодняшней ситуации в будущееб)метод экспертн.оценок в)комп.модель-набор матем.формул,кот.позволяют одновр-но исп-ть и метод экстр-ции и метод эксп.оценок и сбор инф-ции о динамике. 3.разраб-ка программ по развитию П-ла.Основн.задачей планир-я П-ла явл. удовл-е потр-стей в кадрах за счет ротации кадров и привлеч-е со ст-ны.Планиров-е использов-я кадров. Осущ-тся посред-ом разраб-ки плана замещения штатных должностей.Цель – по возм-сти целесообразное,т.е. экономичн. и справедливое по отн-ию к чел-ку распред-ие потенциала рабоч- силы м/у вакантными рабоч. местами.Реализация план-ия использ-ия кадров д-на обеспечить оптимальную степень удовлетв-сти работополуч-ей своими рабоч. местами если были учтены их спос-сти, умения, треб-ия и мотивация.При опред-и места работы в процессе план-ия использ-я кадров наряду с учетом квалификац-ых признаков следует принимать во внимание также психич- и физич- нагрузки на чел-ка на том или ином раб. месте, их соответствие возм-тям чел-ка, принимаемого на работу. Поср-вом такой конкретизации план-ия исп-ия рабоч- силы можно будет избежать завышения и занижения треб-ий, профес-заболеваний. Планир-е сокращения штатаЦель-избежание передачи на внешн. рынок труда квалифиц. кадров. Осн.напр-я работы:1.анализ перс-ла с учетом выявл-я кач-го и колич-го сокращ-я 2.опред-е политики выплат,выходных пособий3.разр-ка программ консультир-я с профсоюзами или ассоциациями раб-ков.План-е развития П-лаЦель-обесп-ть улучш-е кач-ва раб-ков для лучшего достиж-я рез-тов. Планиров-е развития перс-ла призвано исп-вать внутрен. ресурсы, а не искать персонал на внешнем рынке труда. Его можно разделить на планиров-е образов-я, повыш-я квал-кации сотр-ков и планир-е карьеры. Многие крупные пред-тия для обучения своих раб-ков создают собствен. образовательн. центры, максимально приближенные к специфике деят-сти фирмы. План-е расходов по содерж-ю П-ла.Цель – установл-е изменений затрат на персонал внутри определен. планового периода времени. При планиров-и расх-в на персонал следует иметь в виду в перв.очер. след.статьи затрат: основная и дополнит. з/п; отчисления на соц. страхование; расходы на командировки и служебные разъезды; расходы на подг-ку, переподг-ку и повыш-е квал-ции кадров; расходы, связ. с доплатами за обществен. питание, с жилищно-бытовым и культур.обслужив-ем, физич. воспитанием, здравоохр-ем и отдыхом, обеспеч-ем детскими учрежд-ями, приобретением спецодежды, на охрану труда и окр.й среды, на создание более благоприятн.условий.

Информация о работе Шпаргалка по "Гос экзаменам"