Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:40, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Работа содержит 1 файл

Dokumerrrrrrrrrrrrrrnt_Microsoft_Office_Word_2.docx

— 121.86 Кб (Скачать)

29.ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ МЕНЕДЖМЕНТА.

Содержанием хозяйственной  деятельности фирмы является обеспечение  процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом: внедрение результатов  НИОКР в производство; разработка и совершенствование технологии производства; обеспечение требуемого уровня качества продукции: осуществление  коммерческих операций; проведение операций товародвижения; осуществление всех видов расчетов; обеспечение технического обслуживания продукции; материально-техническое  снабжение процесса производства; обеспечение  финансовыми ресурсами; обеспечение  персоналом. Хозяйственная деятельность фирмы требует такого стиля работы, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения  поставленных задач ресурсы из самых  разнообразных источников, добиваясь  повышения эффективности производства. Изменения в содержании хозяйственной  деятельности фирмы связаны с  изменениями в характере собственности  и с процессами "делегирования" (предоставления) права собственности  многочисленным индивидуальным собственникам  или коллективам собственников. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена. Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом.

       Схема внутрифирменного управления

Принципы Функции Экономические методы
1.Ориентация на обеспечение долгосрочной и стабильной прибыли

2.Рациональное  сочетание централизации и децентрализации в управлении

3.Демократизация  управления

1. Маркетинг

2. Планирование 

3.Организация 

4.Контроль

5. Мотивация

1.Коммерческий  расчет

2.Внутрифирменный расчет

3.Механизм ценообразования


       Централизация управления предусматривает осуществление руководства хозяйственной деятельностью из одного центра, жесткую регламентацию деятельности и практическое отсутствие самостоятельности на низовых уровнях. С точки зрения скорости и проработанности принятия управленческих решений децентрализация управления более эффективна.

       Децентрализация управления предполагает передачу прав принятия решений низовым звеньям менеджмента, наделение их полной хозяйственной самостоятельностью и установление ответственности за получение прибыли.Однако когда решения принимает один низовой руководитель (например 1-го хозяйствующего отделения), то вольно или невольно он своим решением может затрагивать интересы зон ответственности своих коллег — других низовых руководителей (2-го и 3-го хозяйствующего отделения). В результате решение в рамках одной зоны компетенции может прийти в противоречие с другими зонами компетенции. В результате принятое частное решение может негативно сказаться на деятельности всей организации. Децентрализация управления снижает координированность действий в организации.

         Принцип демократизации управления заключается в привлечении низового звена сотрудников к управлению и базируется на трех составляющих.

       Во-первых, демократизация управления обогащение принимаемого решения полезной информацией, поскольку именно сотрудник низового звена как специалист лучше всех представляет состояние дел в зоне своей ответственности.

       Во-вторых, сотрудник, привлекаемый к принятию решения, чувствуя себя востребованным, растет в собственных глазах. Сотруднику приятно осознавать свою значимость для организации, руководство которой прислушивается к его мнению.

       В-третьих, становясь соавтором принимаемого управленческого решения, сотрудник  автоматически становится лояльным руководству. Если с авторитарным решением руководства сотрудник мог быть в душе не согласен, поскольку считал его неправильным, то морального права отказаться выполнить «собственное» решение у него просто не остается.

       Таким образом, демократизация управления обогащает  управленческое решение полезной информацией, решает проблему социальной мотивации персонала и создает обстановку лояльности персонала руководству.

       Демократизация  управления как развитие партнерских  отношений между предпринимателями и работниками также предполагает:

       ♦     ослабление диктата менеджмента;

       ♦     заинтересованность рабочих в успешной деятельности Фирмы;

       ♦ улучшение трудовых отношений на производстве (сокращение текучести кадров, прогулок и забастовок; улучшение климата в производственном звене);

       ♦ государственную поддержку (создание социальных фондов для выкупа акции работниками; налоговые льготы фирмам, практикующим распределение части прибыли среди персонала).  Таковы основные принципы менеджмента. Функции менеджмента подразумевают тщательное изучение рынка (маркетинг), планирование предложения для него продукции и организацию запланированной производственной деятельности. Процесс контроля в схеме управления подразумевает установление степени соответствия действительного (фактического) результата производственной деятельности организации запланированной. При расхождении негативного характера между желаемым и действительным возникает необходимость мотивации персонала, поскольку только люди могут исправить неблагоприятную ситуацию.

       Экономические методы менеджмента базируются на сочетании коммерческого расчета, внутрифирменного расчета и механизма ценообразования.

       Коммерческий  расчет дает возможность понять предприятию, за какую цену его продукция может быть продана на рынке (при уравновешивании спроса и предложения).

       Внутрифирменный расчет дает предприятию возможность понять, во что ему обойдется предложение на рынок той или иной продукции. В результате сопоставления рыночной цены и себестоимости продукции можно судить о доходности производственной деятельности предприятия, предлагающей данную продукцию.

       Механизм  ценообразования  во многом определяется состоянием конкурентной среды на рынке предлагаемой продукции: монополия (в том числе временная), олигополия, монополистическая конкуренция и почти полностью свободная конкуренция. Так, при монополии существует возможность значительно увеличить рыночную цену, с последующим ее снижением по мере приближения конкурентов. При почти полностью свободной конкуренции для мягкого вхождения в рынок цена продукции в первое время будет близка к себестоимости, после чего она (при появлении конкурентных преимуществ) постепенно повышаться.

Экономический механизм менеджмента  состоит из 3 уровней: 1)Внутрифирменное управление.

2)Управление  производством.

3)Управление  персоналом.

Принципиальная  схема внутрифирменного управления:

Принципы:Централизация в управлении,Децентрализация в управлении,Сочетание централизации и децентрализации,Ориентация на долгосрочные цели развития,Демократизация  

Функции: Маркетинг, Планирование, Организация, Контроль и учет 

Экономические методы :Коммерческий расчет, Внутрифирменный расчет, Цены и механизм ценообразования, Финансовое политика и ее важнейшие инструменты

Схемы управления производством:

Проведение НИОКР :Разработка научно-технической политики фирмы,Разработка и внедрение новой продукции,Организация научно-технической деятельности

Обеспечение развития производства: Разработка политики по важнейшим направлениям производственной деятельности фирмы, Развитие технологии производства, Обеспечение производства материально-техническими ресурсами, Повышение качества и конкурентоспособности продукции, Повышение производительности труда

 Обеспечение сбыта: Разработка сбытовой политики, Выбор каналов и методов сбыта, Организация сбыта

Организационные структуры управления производством: Функциональная, Линейно-функциональная, Проблемно-целевое управление, Матричная, Програмно-целевое управлени 

Схема управления персоналом:

Разработка  и проведение кадровой политики: Принципы подбора и расстановки кадров, Условия найма и увольнения, Обучение и повышение квалификации, Оценка персонала и его деятельности 

Оплата  и стимулирование труда: Формы оплаты труда, Пути повышения производительности труда, Поощрительная система оплаты труда 

Групповое управление, взаимоотношения  в коллективе и  с профсоюзом: Вовлечение работников в управление на низовом уровне, Рабочие бригады и их функции, Взаимоотношения в коллективе, Взаимоотношения с профсоюзом 

Социально-психологические  аспекты управления: Мотивация труда работников и творческая инициатива, Организационная культура фирмы, Влияние управления персоналом на деятельность фирмы и ее организацию 

30.Понятие  менеджмента и его отличие  от понятия « управление».

Если данные понятия рассматривать с точки  зрения общего и целого, то управление-это  более общее понятие, которое  включает в себя понятие «менеджмент»(управление людьми).Менеджмент-это категория  историческая, которая появилась  в рыночной экономике и с ее исчезновением она тоже исчезнет. Менеджмент-это искусство управления людьми с максимальной выгодой для  организации.

Понятие менеджмента 
Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Есть и другие определения менеджмента. Менеджмент - руководство людьми в разнообразных организациях. Менеджмент - область человеческих знаний, помогающая осуществить функцию управления людьми. Разнообразие определений менеджмента вызывается многообразием задач, которые он решает.  
Менеджмент - это управление: самим собой, коллективом людей и человеко-машинными системами, к которым относятся практически любые организации. Теория управления людьми позволяет понять, что управление это не только принуждение с помощью административно-правовых, организационно-распорядительных и экономических методов, но и менеджмент персонала - обеспечение роста сотрудников в организации и их адаптация в коллективе. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального комбинирования и использования материальных и трудовых ресурсов.  
Менеджмент невозможен вне рынка и рыночной экономики, он требует:  
• чтобы фирма ориентировалась на потребности рынка и спрос конкретных потребителей;  
• чтобы фирма была ориентирована на развитие‚ рост эффективности ( а не только на доходы ее владельцев);  
• чтобы фирма и соответственно менеджер обладал определенной и четко определенной самостоятельностью в принятии решений и нес ответственность за их последствия. 
Менеджер имеет дело в основном с корпорациями. Корпорация является юридическим лицом, отделенным с позиций хозяйственного права от ее владельцев. Права владения корпорацией отдельными лицами определяются количеством акций-долей капитала. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпораций, определяемую их вкладом в акции. Акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не собственник вложенного капитала, а держатель права получать дивиденды и принимать участие в управлении делами компании.  
Задача управления коллективами людей существовала всегда, как и были организации, в которых можно было выделить уровни управления. Ставилась цель с помощью организации заработать больше денег или получить политическую власть. Однако законы управления не изучались. Гениальные организаторы решали все вопросы интуитивно.  
Понятие управления 
Если рассматривать управление как науку, то управление - это система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Управление подразумевает способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.  
Управление это целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.  
Процесс управления представляет собой совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе".  
Аппарат управления это совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.  
В процессе управления возникают различные отношения управления, которые заключаются в отношениях между людьми в процессе управления, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления.  
Система управления – это совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. Взаимосвязь менеджмента и управления 
С легкой руки американцев это английское слово стало известно сегодня практически каждому образованному человеку. В упрощенном понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент по-русски “управление” – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.  
Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий.  
Возникает вопрос – можно ли считать, что английское понятие “менеджмент” и русское “управление” и, соответственно, “менеджер” и “руководитель” - это одно и то же. И да, и нет. В общем смысле или, так сказать, с высоты птичьего полета, пожалуй, - да. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам .  
Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. 
Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами. 
В нашем определении заключены две важные идеи:  
1) основные функции управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль,  
2) эффективное и производительное достижение целей организации.  
Выполнение основных функций управления предполагает использование менеджерами различных навыков и умений.Менеджмент — и искусство, и наука. Искусство, потому что многим из необходимых менеджеру навыков невозможно научиться, даже читая пусть самые умные книги. Менеджмент, как и игра в бильярд или теннис, требует практики. Но это и наука. Нам приходится иметь дело с огромной и постоянно пополняющейся базой знаний и данных о процессе управления и методах повышения эффективности работы организации, которые можно усвоить с помощью учебников. Таким образом, менеджер должен иметь формальное образование и практический опыт, уметь со¬четать науку и искусство.  
Функции управленческого процесса имеют прямое отношение к ситуационным переменным. Через процесс управления руководители создают в реализуют набор внутренних переменных, т.е. организацию. Процесс управления является средством, с помощью которого учитываются факторы внешнего окружения и оценивается успех организации.  

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"