Анализ ценовой политики на рынке йогуртов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Коммерческая деятельность предприятия направлена на получение прибыли, которая и является основным показателем ее эффективности. В условиях неопределенности, присущих рыночной экономике, только эффективная коммерческая деятельность может гарантировать выживание предприятия.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Содержание

Введение 3

I. Методические основы исследования ценовой политики на

товарном рынке

1.1. Направления исследования ценовой политики на товарном рынке........6

1.2. Система показателей для исследования ценовой политики

на товарном рынке…………………………………………………………11

1.3. Информационные потоки и методы исследования ценовой

политики на товарном рынке……………………………………………...25

II. Анализ ценовой политики на товарном рынке йогуртов Железнодорожного района г. Красноярска

2.1 Общая характеристика ассортимента и цен на товарном рынке

йогуртов Железнодорожного района г. Красноярска…………………….33

2.2. Анализ показателей ценовой политики на товарном рынке йогуртов Железнодорожного района г. Красноярска………………………………..50

2.3 Факторы формирования ценовой политики на товарном рынке

йогуртов Железнодорожного района г. Красноярска……………………..60

III. Анализ восприятия цен потребителями на товарном рынке

йогуртов Железнодорожного района г. Красноярска

3.1. Сегментация потребителей по уровню ценовосприятия…………………65

3.2. Анализ и оценка эластичности спроса на товарном рынке

йогурта Железнодорожного района г. Красноярска……………………..67

3.3. Направления совершенствования ценовой политики на товарном рынке йогуртов Железнодорожного района г. Красноярска……………………..68

Заключение……………………………………………………………………….71

Список литературы

Приложение №1 (Перечень предприятий)

Приложение №2 (Анкета)

Работа содержит 8 файлов

Список литературы.doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая часть 2 1.doc

— 309.50 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение 2 Перечень.doc

— 58.00 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая часть 1.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Влияние потребителя (через уровень доходов  и предпочтения) на уровень и поведение  цен не может остаться в стороне  от исследований статистики цен.  Этот процесс находит отражение в  ряде блоков системы показателей  статистики цен, например, в показателях вариации цен покупок в зависимости от уровня доходов, в относительных ценах прожиточного минимума, показателях эластичности  и взаимосвязи цен и различных факторов (по результатам опросов покупателей, продавцов). Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цены определяет необходимость использования в системе статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений.

     Неотъемлемой  частью системы показателей статистики цен является углубленный и дифференцированный региональный анализ в каждом блоке показателей. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статистике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур (таблица 1).

     Таблица 1 – Система показателей статистики цен и ценообразования 

Блоки показателей Показатели Субпоказатели
Уровень цен Индивидуальный уровень

Средний уровень 
 
 
 
 

Обобщающий  уровень

Моментная цена товарного вида, сорта товара-представителя 

Средняя цена на дату и за период: по товарной группе (комплексу); по территории, в том  числе городу и селу;

по субрынкам;

по группам покупателей

Стоимость потребительской  корзины; отношение индивидуальной,

 Средней и  обобщающей цены к доходу

Структура цены Себестоимость, наценки, скидки (оптовые, розничные), налоги Удельный вес  каждого элемента в конечной (розничной) цене товара;

удельный вес валового дохода( реализованного наложения) в товарообороте;

соотношение оптовых  и розничных цен;

Соотношение цен Коэффициенты  соотношения цен регионов, субрынков, товаров Отношение цен  товаров к базовой цене;

степень отклонения соотношений цен от базовых;

степень устойчивости соотношений в динамике

 

                                                                                       Продолжение таблицы 1

Вариация  цен Показатели  вариации цен в пространстве (социально-экономическом  и географическом) и во времени Распределение цен в пределах товарной группы (группировка  одноименных товаров по уровню цен);

Уровень территориальной колеблемости цен ( группировка регионов или поселений  по уровню цен);

уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент  аппроксимации трендовой модели);

уровень сезонных и циклических колебаний  цен;

степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировки  потребителей по уровню цен покупки)

Динамика  цен Показатели  динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров Индивидуальные  индексы цен;

групповые индексы цен;

общий (сводный) индекс цен;

индекс  средних цен;

тренд цен

Соответствие  цены качеству товара и покупательским мнениям. Показатели  влияния качества на цену, динамики качества – на динамику цен Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы;

экспертные оценки

Эластичность Показатели  зависимости цен от социально-экономических  факторов, зависимости цен одних  товаров от цен других Эмпирический  коэффициент эластичности;

коэффициент перекрестной эластичности;

Теоретический коэффициент эластичности;

Частный коэффициент  эластичности

 

Статистические  показатели взаимного влияния цен  и качества товара находятся в  стадии научной разработки, широкого применении на практике не имеют. Изучением  соответствия цен покупательским предпочтениям занимаются специализированные фирмы по изучению рынка в основном с помощью анкетирования покупателей. Анализ анкет осуществляется с помощью группировок и статистических методов изучения взаимосвязи явлений.

     Анализ  цен осуществляется как в статистике, так и в динамике: только оценив базу сравнения, можно сделать вывод о характере изменения цен. Таким образом, оценка уровня цен – первый этап изучения цен.

      Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий  состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.

      Показатель  уровня цен усредняет цены множества  индивидуальных актов купли-продажи, сглаживает (выравнивает) возможную вариацию цен и проявляется как средняя величина, тенденция, отражающая определенную закономерность ценообразования.

      Индивидуальный (однотоварный) уровень цены – это  абсолютная величина – сумма денег, уплачиваемых на рынке за товарную единицу. Для цен совокупности однородных товарных единиц, для цен, варьирующих во времени и пространстве (географическом и экономическом), обобщенной характеристикой является средняя цена. Выбор формулы для расчета средней цены зависит от наличия информации о количестве проданных товаров. Если предполагается, что части совокупности равны или фактор весомости каждой цены по определенной причине игнорируется, то расчет средней цены осуществляется простой средней арифметической: 

                                                                                                                           (1)  

     Если  известен объем продажи в натуральном  выражении или в стоимостных  единицах, то используют формулу соответственно средней арифметической 

                                                                                                                         (2) 

      и средней гармонической взвешенной: 

                                                                                                                         (3) 

     где pi – цена i-й разновидности товара;

     qi – количество i-го вида товара;

     n – число видов товара.

      При определении средней по территориям  цены допускается использование  в качестве весов показателя численности  населения (S) или числа семей для товаров семейного пользования, так как количество продаж, как правило, прямо пропорционально числу потребителей товара (в формуле 2 вместо S используется q): 

                                                                                                                           (4) 

 Если  в отсутствие другиз данных  известно число дней торговли  по старой и новой цене, то  расчет осуществляется по средней  гармонической: 

                                                                                                                            (5) 

Так как  рост цены снижает на некоторое время  обороты по продаже товара, то использование  средней арифметической в данном случае преувеличила бы роль высокой  цены в формировании средней. В данном случае время выступает в качестве весов средней: предполагается, что за более длительный период больше продается товаров.

      В качестве обобщающей характеристики уровня цен (синтезирующей различные множества  цен в качественно единое целое) можно рассматривать показатель стоимости фиксированной потребительской корзины (этот показатель выполняет и другие функции, связанные с оценками стоимости жизни).

      Показатель  уровня цены может быть рассчитан  как относительная величина, выражающая покупательную способность денежного дохода потребителей: отношение цены (индивидуальной или средней) товара или товарной группы (p), а также стоимости потребительской корзины (pq) к среднему денежному доходу населения (D) – всего или отдельных социальных групп в целом по стране или по отдельным регионам: 

                                                                                                                           (6) 

      Существенным  признаком цен как элемента рыночного  механизма является их постоянные колебания, отражающие меняющуюся ситуацию на рынке, колебания спроса и предложения, различия в количестве товаров, технологии продаж, покупательской способности отдельных слоев, а также конкуренцию. Чем стабильнее рынок, тем стабильнее размах колебаний цен, тем устойчивее средний уровень цены.

      В анализе вариации цен можно выделить следующие направления:

  1. Первое направление связано с оценкой различий цен в пределах одного товара и товарной группы с однородными потребительскими свойствами, между дорогими и дешевыми разновидностями и сортами товара. Ставятся две задачи: оценить вариацию индивидуальных уровней цен при обеспечении сопоставимости основных потребительских свойств товара, а также изучить различия цен за счет качественных свойств.
  2. Второе направление изучения вариации цен – определение степени устойчивости (вариации) цен во времени. Это направление продиктовано влиянием на цены динамики рыночной ситуации, изменений соотношения спроса и предложения, остротой конкурентной борьбы, цикличности и сезонности и сезонности рынка, воздействием случайных факторов.
  3. Третье направление – статистическое исследование колеблемости цен по территории: регионам, в городской и сельской местности, в разных типах поселений, например, в крупных и мелких городах и даже в разных районах крупного города. На территориальную вариацию влияют транспортная издержкоемкость товаров, размещение производства, занятость населения, различия в уровне дохода, политические, демографические, климатические условия. Вариация цен значительно влияет на уровень жизни населения и на географию товарного предложения. Явление территориальной колеблемости цен учитывается в маркетинге при сегментировании рынка(разделении потребителей на группы, одинаково реагирующие на определенные маркетинговые решения; различия в реакции групп потребителей могут определяться разницей в доходах, образовании, климатических условиях и т.д.).
  4. Четвертое направление  изучения колеблемости цен – это определение различий цен одноименных товаров, реализуемых на различных субрынках (государственный, кооперативный, частный, потребкооперации, «черный» и др.) На эту вариацию, помимо перечисленных факторов, оказывают влияние повышенный экономический и социальный риск для малых предприятий, гибкость разных форм торговли.

     В отдельное направление выделяется изучение вариации цен различными социальными и экономическими категориями населения (в частности, группами по доходу). Это важно для выработки различных социальных программ, корректировки налоговой политики, контроля за результатами индексирования заработной платы и пенсий.

      Анализ  вариации цен в своей основе опирается  на основные статистические показатели и методы исследования колеблемости.

      Наиболее  простой показатель – размах вариации (ΔP = Pn-Po, где Pn – сравниваемая величина, Po – предыдущее значение показателя) характеризует разрыв между минимальными и максимальными ценами на товар и косвенно свидетельствуют о дифференциации уровня потребления населением. Размах вариации дополняется обобщающими показателями вариации – средним линейным (L) и средним квадратическим (σ) отклонениями: 

                                                                                                                          (7) 

                                                                                                                            (8) 

     При массовой продаже допустимо заменить в этих формулах среднюю цену ценой  модальной (соответствующей наибольшему  объему продаж). Смысловое содержание указанных показателей одинаково: чем меньше значение показателя, тем однороднее по уровню совокупность, типичнее средняя цена, устойчивее явление. Сравнение значений линейного и квадратического отклонений показывает симметричность распределения (чем ассиметричнее распределение, тем σ/L > 1,25). Мера вариации оценивается коэффициентом вариации: 

              V = σ/   x 100%                                                                                   (9)

      Коэффициент вариации предполагает, что для более  дорогостоящего товара допустим большой  разброс значений. Недостаток коэффициента вариации в том, что он позволяет определить колеблемость цены только одного, а не совокупности разных товаров.

      При исследовании территориальной вариации цен по совокупности товаров основным методом является индексный метод. Для каждого региона (l) исчисляется показатель уровня цен (p) в процентах к среднему показателю по территории (p) или к уровню цен наиболее представительного региона – территориальный индекс цен региона.

Курсовая часть2,2.doc

— 302.50 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая часть2,3 и 3.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Введение.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Анализ ценовой политики на рынке йогуртов